В 1658 году уже была борзенская протопопия, — и Троицкий храм был соборным храмом. Троицкий храм каменный, самый древний из церквей, ныне существующих в городе. По надписи на евангелии в 1693 г. Троицкий храм сгорел, и это был уже каменный храм, которому без сомнения предшествовал деревянный. В 1733 г. каменный Троицкий храм развалился, конечно от того, что, обгоревший прежде, он не был прочно восстановлен.
В 1755 г. настоятель Успенской церкви придельной собора Троицкого, Михаил Бутовский и прихожане решились восстановить храм. Митрополит в грамоте своей, мая 6 дня 1755 г. писал: «Мы пастырь помянуя тую разваленную каменную Свято-Троицкую церковь, доколе она весьма покололась, разобрать и от тех мест строением репаровать и в совершенное окончание приводить apxиерейским благословляем. Так как не было готовых средств к возобновлению церкви, а в придельной Успенской не оставалось даже трех полтин, то, одновременно с получением архипастырского благословения на возобновление, получена была просительная книга для сбора подаяний па построение ея. О. Михаил Бутович в продолжении двухъ лет готовил нужное для возобновления храма, сам и на своей лошади ездил по малой Poccии, собрал около трехсот рублей, заготовив железа и до ста тысяч нового кирпича и извести, разобрал церковь до того места, где оканчивались трещины и начал возобновление. В 1757 г. он получил вторично просительную книгу на два года, отправлялся с нею в Запорожье и но украинским полкам, ездил в Москву, и в течении двух лет собрал более четырех сот рублей; взяв еще на вексель 150 п. железа и несколько пудов извести на свой собственный счет, старался привести к концу начатую им постройку церкви. В 1764 г, она была ужо окончена постройкою, но, кажется, не успели освятить ее как обрушился купол ея; храм находился под соломенною крышею до нового возобновления. Это возобновление окончено было при священнике Николае Бутовиче и храм освящен в 1790 г. На иконе, хранящейся в этой церкви, сделана тогда следующая надпись: сия Св. Живонач. Троица, во граде Борзне состоящая на троицком цвинтаре муравленная, от давних времён в обветшалости находящаяся, а ныне по благодати Божьей доброхотных дателей так же и старшем свящ. Никол. Бутовского и прихожан купцов Изота Иллеча и Иосифа и Василия Яковлевичей уже в совершенное окончание произведена 1789 г. июля 30 дня. Освящена 1790 г. мая 5 дня, по благословению епископа Черниговского Иерофея».
Церковь Св. Живоначальной Троицы, построена, вероятно, без плана и Фасада, потому что глава, венчающая единственный купол ея, своею высотою и толщиною ни сколько не гармонирует целому зданию. При очень не большой высоте стен, длина храма от западных дверей до горного места 9 саж., ширина 7 саж., высота до оконечности креста 11 саж. Престол в ней один — во имя Св. Живоначальной Троицы. Местные иконы: Спасителя, Богоматери, Живоначальной Троицы и св. Николая в серебряных ризах.
В 1811 г. храм обгорел: тогда же сгорела и школа, где находились все книги и бумаги Троицкой церкви, который держал у себя священник Павел Бутовский. Церковь Троицкая бедна утварью. Более других вещей стоят внимания:
1) Евангелие к.п. 1707 г., на нижней доске изображен Василий великий, а под ним вырезана надпись: «1723 года мая 5 дня старанием (т.е. обделано в настоящую оправу медную) протопопа борзенского Василия Величковского». Это евангелие начинается первым днем Пасхи, продолжается по всем неделям пятидесятницы и по пятидесятнице, а также во все недели великого поста до великой субботы включит. За тем сборник 12 месяцев, и евангелия следуют но дням праздников не преходящих (с 1 сентября до 31 августа) и проч. Такие евангелие называются: Апракос. Такой состав евангелие принесен из Афонской горы одним архимандритом гетману Мазепе и напечатан в первый раз по благословению митрополита Киевского Валаама. На первом листе, внизу, следующая надпись: «я Степан Забела даю cиe евангелие до церкви Воскресения Христова».
2) Евангелие в лист, я.п. 1688 г., в медной оправе по темно-зеленому бархату; надпись по листам: «Сиe евангелие надал черниговский полковник его милость пан Яков Лизогуб до храму рождества пресвят. Богородицы, от его в месте Седневе новоизданном даруючи… а кто от именованного храму отдалять будет, тот будет под неблагословением Божьим и проклятием — анафема. Року от Рожд. Христова 1690 сент. 21 по сем паденье выраженном подписи, попущением Божьим в нынешнем року 1693 место Борзна выгорела с церквами Божьими; а в Седневе до именованного храму моим коштом сооруженного инше две евангелие свяла надане. Для намеренного пожарного в Борзне припадку и в тамошней церкви храму св. Живоначальной Троицы все книги погорели; cиe св. евангелие до оного надаю храму, а для ведомости потомственной, часть же в доле моей переменилась — сие повторяя чиню надпись року 1693 авг. 7 дня в Чернигове, подписал черниговский полковник Яков Лизогуб».
3) Евхологион — требник, к.п. 1681 года.
4) Анфологион — цветослов, м.п. 1706 года.
5) 12 книг служеб. миней, м.п. 1741 года.
6) Трипеснец, печатанный в черниговском троицко-ильинском монастыре 1685 г. с предисловием для читателя.
При соборной церкви построен был каменный Успенский храм в том году, в котором развалилась Троицкая церковь. Бывший тогда настоятелем Троицкой церкви, протоиерей Феодор Величковский с ктитором и прихожанами, не имея средств к возобновлению развалившейся своей церкви, которую предварительно нужно было разобрать, построили очень небольшую каменную церковь и освятили ее во славу Успения Пресвятой Богородицы; она была и приходскою церковью до возобновления Троицкой церкви. С 1790 г. в ней служили только в Богородичные праздники, а во время квартирования полков в городе она всегда была полковою церковью. Так было до 1832 года.
Так как Успенская церковь строена была с поспешностью, потому и не могла быть прочною. В 1778 г. западная стена её расселась, так что одна половина значительно вошла в землю; поэтому западная стена была разобрана и вновь сделана. В 1832 г. образовались в стенах и вверху оной новые трещины, угрожавшие разрушением всей церкви; посему высоко преосвященнейший Владимир, во время посещения своего церквей города Борзны в 1832 г., запретил отправлять в ней богослужение. Не считая нужным делать поправку оной церкви, причт и прихожане просили благословения у apхиепископа Павла разобрать ее, как совершенно неудобную к священнослужению, которая в 1853 г. и разобрана. Часть кирпича разобранной церкви употреблена на построение колокольни, а другая часть куплена бывшим тогда настоятелем Троицкой церкви и благочинным священником Иоанном Ивашутичем. На том месте, где был престол Успенской церкви, поставлен небольшой кирпичный памятник.
Под левым клиросом упраздненной церкви, саженях в трех от северной стены нынешней Свято Троицкой церкви, погребен князь Лопухин. Возвращаясь в 1738 г. с турецкой войны в Poccию, он заболел в дороге и скончался в Борзне. Над могилою его нет никакого памятника; но в церкви Троицкой доселе хранится медная вызолоченная доска, 1 аршин высоты и 3/4 арш. ширины, вверху оной Фамильный герб Лопухиных, а под ним чеканная надпись следующая: «Здесь погребен Ея Императорского Величества действительного камергера и кавалера Стефана Васильевича Лопухина сын Николай Стефанович, который в 1727 году взят был ко двору Его Императорского Величества Петра второго и по именному Его Императорского Величества указу определен был год юнкером при Ея Высочестве Великой Государыне Княжне Наталье Алексеевне; а по кончине Ея Высочества в 1729 году, но именному указу, пожалован лейб-гвардии в семеновский полк капитаном-поручиком, а из гвардии в 1733 г. определен во второй кирасирский полк и служил премьер-майором по 1738 г.; а в 1738 году определен в рижский драгунский полк полу-полковником и в оном полку, во время войны с турецкими войсками, служил до возвращения российской армии, а в интер-квартире и в оном марше заболел и скончался в г. Борзне авг. 16 д. 1738 г.; жития его от рождения было 26 л. 3 мес. и 8 дней.
С начала 18 века делаются известными следующие настоятели церкви соборной Троицкой:
1) Василий Величковский, протопоп борзенский, дворянской фамилии. Имя его известно по чеканной надписи на большом евангелие Троицкой церкви, печатанной в Киево-Печерской лавре 1707 г.: «старанием протопопа борзенского Baсилия Величковского». Мы в праве думать, что при нем сгорела в 1693 г. деревянная Троицкая церковь и строилась ныне существующая каменная, что он в новосооруженную свою церковь взял большое евангелие из Воскресенской церкви, пожертвованное в оную г. Забелою, — взял как протопоп, потому что в ею церкви было тогда одно только евангелие пожертвованное полк. черн. Яковом Лизогубом и что большому евангелие находил приличнее быть в своей соборной — Троицкой церкви.
2) Феодор Величковский, протопоп борзенский, сын протопопа Василия Величковского и брат по матери полковника Якова Лизогуба, известен по своим подписям на некоторых делах Благовещенской церкви с 1733 г. При нем, должно быть, развалилась Троицкая церковь и строилась придельная каменная Успения Пресвятой Богородицы. В 1744 г. за корыстолюбие лишился он доверия митрополита, уволен от звания правителя духовных дел и подчинен протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому, брату духовника императрицы.
3) Крестовый наместник Михаил Бутовский, зять Феодора Величковского, священнический сын, родом из Борзны, обучался в киевской академии и слушал два года богословие у префекта Варлаама Лящевского. По окончании учения, с 1746 г. по 1748 г. служил в канцелярии киевского митрополита Рафаила; в 1748 г. перешёл в генеральную войсковую канцелярию и там находился в звании войскового канцеляриста по 1 марта 1751 г.; а в этом году 10 марта, по прошению, рукоположён во священника на половинную часть к Успенской борзенской церкви, в помощь настоятелю оной — тестю его Феодору Величковскому. О. Михаил Бутовский первый начал в 1755 г. возобновление развалившейся Троицкой церкви; его старанием собор был окончен постройкою в 1764 году. В 1760 г. 2 декабря пожалован он, вероятно, за старание о церкви, крестовым наместником — с грамотою, на помощь протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому.
4) Священник Николай Бутовский, священнический сын, протопопий прилуцкий из с. Юрковец. Обучался в Киевской академии, в школе риторики. В 1768 г. рукоположен к березенской Успен. церкви на половинную часть, в помощь тестю его Мих. Бутовскому, по согласию их. За его бытность совершенно окончена постройка церкви Свято-Троицкой и он имел счастье участвовать при освящении оной в 1790 г. и совершал в ней божественный службы по 1799 год.
5) Священник Тимофей Мизко, переведенный из Воскресенской церкви Борзны в Соборно-Троицкую в 1795 году, был по 1798 год.
6) Протоиерей Никита Струков, из полковых свящ. с 1798 г. и был один только год. Из Борзны он переведён в Новые Млины.
7) Священник Павел Бутовский, сын свящ. Николая Бутовского, зять протоиерея Никиты Струкова, был дьячком при отце своём, потом диаконом, а в 1799 г. 22 декабря рукоположен во священника цело-парохиального к Троицкой церкви на место отца своего. В 1838 г. мая 16 дня, по старости лет и слабости зрения, уволен за штат.
8) Священник Иоанн Ивашутич Священнический сын, окончивший курс черниговской д. семинарии, рукоположен во священника к Троицкой церкви apхиепископом Павлом в 1838 г. октября 6 дня. В 1846 г. награждён был набедренником, 1855 г. апреля 16 д. скуфьею, 1856 г. определен благочинным г. Борзны. С 1839 г., по прошению его и прихожан, церковь Троицкая сделана одноклирною. При нем разобрана каменная придельная Успенская церковь и построена каменная колокольня. Он скончался 1857 г. июня 30 дня.
9) Священник Михаил Матвиенко, дьяконский сын, окончивший курс наук в полтавской семинарии. Рукоположён во священника к Соборно-Троицкой церкви архиепископом Павлом в 1858 г. ноября 16 дня.
Борзна. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год. Описание составлено свящ. В. Комаровским, просмотрено и дополнено преосвященнейшим архиеп. Филаретом.