Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Первая деревянная постройка церкви Рождества Богородицы была построена в 1444 году. В 1467 году на ее месте была возведена белокаменная церковь, расписанная Дионисием и Митрофаном. На ее месте по велению царя Федора Иоановича был построен в 1584-1586 годах, а в 1589 освящен новый собор с приделом великомученницы Ирины у северной стены. В 1837 году к западной стене собора была пристроена трапезная.

Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь — придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей — царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно — собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иоанович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах.

Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х гг., вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.
В конце XVI века по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году и именовался по-прежнему храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что тоже не случайно – собор строился под покровительством царя. Известно, что Федор Иванович приезжал сюда на богомолье в 1592 и 1595 годах.За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон были построены паперти, несколько позже растесаны окна и изменена их форма. В XVII веке надложены главы – вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне.
В целях увеличения площади собора в 1837 году к задней стене (на место бывшей ветхой паперти) пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Эта пристройка резко контрастирует с изящными формами основного здания. Разница в их постройке — 250 лет. Во время проведения реставрационных работ специалисты решили сохранить трапезную, обновить ее, чтобы можно было как на диаграмме проследить за изменениями архитектурных форм. Кроме того, пристройка к собору, выполненная в формах позднего классицизма, интересна тем, что она является самым поздним из всех сооружений монастыря. В 1997-98 гг. в помещении пристройки устраивается придел в честь прп. Пафнутия. Есть еще входы в собор с южной и северной сторон. Декоративно оформленные порталы их выложены из искусно обработанных брусков белого камня. Белый камень использован на фундамент, цоколь и порталы, и лишь в некоторых местах белокаменные бруски встречаются в стенах, которые выложены из толстого тяжеловесного обожженного кирпича.
В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была роспись, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных зонтов. Над южными дверями написаны святители Пётр и Алексий, митрополиты Московские; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам – св. Антоний и Феодосии Печерский; а над северными – образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений. Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития преп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте.
Своды центрального купола собора и четырех боковых главок поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два – в алтарной части за иконостасом. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около 1 метра, диаметр горловины – 15-18 сантиметров. В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей.
Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся где-то в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Легенда подкрепляется тем, что монахам из Пафнутьева монастыря было разрешено торговать в Москве, где находилось подворье в районе современного Китай-города на Лубянке, а также в Калуге, куда монахи, чтобы не встречаться с мирскими соблазнами добирались по подземным ходам. Полы в соборе в настоящее время каменные, с подогревом, но в прошлом они были выложены железными плитами.
В 1920-годы на территории монастыря размещались ремонтно-строительные мастерские, а собор превратился в ангар хозяйственного назначения. И хотя монастырь был зарегистрирован как памятник ансамблевой архитектуры ХV – ХIХ вв., уникальные постройки находились в аварийном состоянии. Не был исключением и храм Рождества Богородицы: сквозные трещины, зияющие в его стенах, свидетельствовали о серьезных процессах разрушения. В архивных документах еще в XVIII веке отмечалось наличие трещин в стенах и сводах собора, со временем они увеличивались. Хотя их и заделывали при выполнении ремонтных работ, но причину, их вызывающую, не устраняли. Как и большинство монастырских построек, храм веками стоял на фундаменте из деревянных дубовых свай, которые со временем начинали гнить. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части. В 1954 году в ночь с 13 на 14 мая (день памяти преп. Пафнутия) со страшным гулом, подобным взрыву, рухнул центральный барабан собора, раздавив находившиеся там два учебных зерновых комбайна (в монастыре в то время размещалось сельскохозяйственное учебное заведение).
В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, разрушились, произошла осадка почвы под подошвой фундамента, и теперь, чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Поскольку здание собора находилось в крайне аварийном состоянии, внутри пришлось установить надежные леса, которые приняли на себя нагрузку от деформированных сводов и арок. После этого реставраторы подкапывались под стены на глубину пяти-шести метров и ширину около четырех метров и заливали бетон вместо сгнивших свай.
Траншеи под стены рыли с большой осторожностью, не подряд, а одну за другой в разных местах, чтобы не ослабить конструкцию здания. Когда были укреплены фундаменты, начались другие реставрационные работы. В соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – вместо увеличивающих его высоту восьмериков были восстановлены шлемовидные верха как центральной главы, так и всех боковых. Тогда же изменили форму кровли, открыли и восстановили украшения барабанов. Во время этих работ в кладке фундамента собора в забутовке цоколя и в толще стен были обнаружены белокаменные блоки с фрагментами архитектурных декораций с остатками фресок. После того как археологам удалось извлечь часть из них, специалисты по древнерусской живописи определили, что обнаруженные блоки принадлежат белокаменной церкви, построенной при преп. Пафнутии, а уцелевшая фресковая живопись на некоторых из них – живопись кисти Дионисия. В настоящее время несколько наиболее уцелевших композиций хранятся в музее им. Андрея Рублева, остальной материал находится на реставрации.
Был зафиксирован следующий случай, который приостановил процесс восстановительных работ: при раскопке фундамента в Южной части собора возле алтаря, где сейчас находится рака с частичкой мощей Преподобного, техника перестала подчиняться, и на рабочих напал сильный страх. Работы были временно прекращены, но по возобновлении работ все снова повторилось. Реставраторы решили это место оставить, и до сих пор оно остается нетронутым, без фундамента.
http://www.pafnuty-abbey.ru/about/architecture/bell_tower/

Нынешний Богородице-Рождественский собор стал третьим по счёту соборным храмом в основанной преподобным Пафнутьем Боровским обители. И если замена первой деревянной церкви вопросов не вызывает, то причины разборки каменного собора в 1580-х годах не вполне ясны. Известно лишь, что новый собор возводился по повелению царя Фёдора Иоанновича и на его же средства. В память об этом в церкви устроили два придела: во имя великомученика Фёдора Стратилата в южной части алтаря и во имя великомученицы Ирины у северной стены (женой Фёдора Иоанновича была царица Ирина, сестра Бориса Годунова; «царев шурин», кстати, и «надзирал» за строительством). В 1589 году собор освятили. В 1592 и 1596 годах богомольный царь Фёдор, на котором пресеклись московская линия Рюриковичей, приезжал в Боровский монастырь — новым храмом он остался весьма доволен. Любопытно, что белокаменные бруски с фресками Митрофана и Дионисия после разборки прежнего храма были использованы при устройстве фундамента и возведении стен нового собора. Реставраторы, начавшие работу в монастыре в 1962 году, эти блоки обнаружили. Возвращаясь назад, хотелось бы отметить, что уже в ХVIII веке по стенам Богородице-Рождественского храма поползли трещины. Их заделывали, но они появлялись в других местах. В ХIХ столетии этот процесс продолжился, захватив и новопостроенную трапезную. Во время Великой Отечественной войны боевые действия велись в непосредственной близости от монастыря — в январе 1942 года один из артобстрелов накрыл обитель. Дело довершила сельскохозяйственная школа, разместившаяся в осквернённом монастыре в советскую эпоху и приспособившая собор под гараж для тракторов, которые при заезде и выезде производили сильную вибрацию.
В 1954 году, в день памяти святого основателя обители, центральный купол собора рухнул. Столь грозное предупреждение о том, что дальше разрушать древний монастырь нельзя, не услышать было невозможно, и с 1962 года в обители начались реставрационные работы. Когда в 1991 году первые насельники пришли в переданную Церкви Пафнутьево-Боровскую обитель, святыня в ней имелась лишь одна. Но — самая главная и дорогая. Имеются в виду мощи основателя монастыря преподобного Пафнутия Боровского. Таковой она остаётся по сей день. В начале 1920-х годов, когда развернулась кампания по изъятию церковных ценностей, все более или менее ценные монастырские предметы, в том числе и раку, большевики конфисковали. После освящения собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 году новую раку над местом первоначального погребения преподобного Пафнутия — перед иконостасом, у южных дверей, — возобновили. И в первый же год возрождения монастыря стараниями архиепископа (ныне митрополита) Калужского и Боровского Климента (Капалина) в обитель была перенесена частица мощей преподобного Пафнутия, чудесно обретённая в Псково-Печёрском монастыре в 1992 году.
Говоря о Богородице-Рождественском соборе Свято-Пафнутьева монастыря, исследователи нередко сравнивают его со Спасо-Преображенским храмом подмосковных Больших Вязём и прочими выдающимися образцами «годуновского стиля». Этот стиль сам по себе не был чем-то «отдельным» в истории русского зодчества, органично вырастая из традиционной московской архитектуры ХVI века, хотя условно «годуновские» церкви опознать не составит большого труда — по чёткости и выверенности пропорций и некоторым классическим элементам, им свойственным (пилястры на фасадах, скруглённые кокошники, архивольты закомар, аркатурные пояса на барабанах и др). Всё это есть и в Богородице-Рождественском соборе. Все характерные особенности тут налицо — разбивка фасадных стен на три части пилястрами, «отвечающими» внутренней структуре собора, характерные декоративные элементы, строгая симметрия композиции. Может показаться, что стройный ирининский придел, пристроенный к храму с северной стороны, несколько нарушает эту симметрию, однако когда-то к южной стене примыкал ещё один придел — Михайло-Архангельский, разобранный за ветхостью в начале ХIХ века. Помимо главного, западного входа, в храме имеются северные и южные двери с декоративными белокаменными порталами. Что действительно совершенно выбивается из общей стилистики постройки, так это притвор-трапезная, пристроенная к зданию с запада в 1837 году. Ею заменили древнюю паперть, «обходившую» собор с трёх сторон и устроенную на столбах, тогда уже разобранную. Чуть раньше изменили завершение и покрытие храма, по сути обезобразив его — в результате исчезли шлемовидные главы и оказались скрыты закомары и горка кокошников на Ирининском приделе. В новейшее время реставраторы вернули собору первоначальный облик — почти во всём, за исключением классицистической трапезной, которую, по некоторым уважительным причинам, было решено оставить на месте — во-первых, она существенно увеличивает «полезную» площадь собора (в 1997 году в ней устроили придел преподобного Пафнутия Боровского); во-вторых, это решение диктовалось «идеологическим» желанием показать, как с течением времени менялись формы древнего храма. Высота собора — более 35 метров, высота Ирининского придела — более 20 метров. Лучшая акустика достигается в храме устройством системы голосников, размещённых на разной высоте в стенах и столпах. Самый крупный голосник находится в северо-западном столпе: его глубина и внутренний диаметр — около 1 метра, диаметр горловины — около 15 сантиметров.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №159, 2015 г.

В год основания монастыря (1444) первым возвели собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он был деревянным. В 1467 году взамен его построили белокаменный. Активное участие в его строительстве принимал сам преподобный Пафнутий Боровский. Собор был небольшим: около 20 м по продольной оси и 16 м — по поперечной, высота — в пределах 25 м. Стоял белокаменный собор на высоком подклете и имел трёхчастную апсиду. Между 1467-1476 гг по приглашению Пафнутия собор расписывали «живописцы хитрые в Рустей земли…» инок Митрофан и Дионисий, «… и украси ея иконами и книгами и всякой утварью церковной, яко дивитися и самем тем самодеръжцем Рускыя земли». Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. В этом же соборе «под спудом» около южной стены преподобный Пафнутий и был похоронен в 1477 году.
В ХVI веке белокаменный собор разобрали. На его месте в 1584-1586 гг построили, а в 1589 году освятили новый, дошедший до нашего времени храм. Возведён он был по велению и на средства царя Фёдора Иоанновича. В новом соборе обустроили два придела: великомученика Фёдора Стратилата в южной части алтаря и великомученицы Ирины у северной стены (Ирининский придел освятили 11 апреля 1651 года благодаря царевне Ирине Михайловне, сестре царя Алексея Михайловича). В 1592 и 1596 гг. царь Фёдор Иоаннович вместе с женой царицей Ириной приезжали в монастырь на богомолье, а в 1596 году ими был сделан вклад — риза парчовая, «оплечье жемчужное с резными каменьями». В 1651 году к южной стене собора пристроили церковь архангела Михаила. Примерно в это же время с трёх сторон его устроили паперти.
Главы собора по описи 1763 года представляли собой следующее: четыре малые были окрашены зелёной краской, большая глава и кресты вызолочены червонным золотом. Наибольшие же изменения в облике собора произошли в конце ХVIII века, когда надложили главы, заменили конструкцию кровли на четырёхскатную с закладкой пазух между закомарами, разобрали паперти, а в 1828 году — и церковь архангела Михаила. В 1837 году к западной стене собора пристроили «ампирную» трапезную, сохранившуюся до нашего времени. Главы собора по описи 1839 года все были зелёного цвета с накладными «позлащёнными» звёздами. Интерьер собора также неоднократно подновлялся и видоизменялся. В 1644 году на вкладные деньги боярина князя Лыкова-Оболенского «соборную сию Церковь внутри» расписали «стенным иконным письмом Византийского стиля» братья Еропкины, о чём свидетельствует созданная под стенным письмом поверх цоколя на трёх стенах надпись. В 1674 году 3 ноября боярин князь Иван Борисович Репнин над мощами преподобного Пафнутия поставил серебряную позлащённую раку, затратив на неё сумму 426 рублей 19 алтын. В 1678 году на вложенные им деньги в соборе выстлали чугунными литыми плитами пол. В 1773 году при архимандрите монастыря Сильвестре Буявинском (1772-1779) для придела великомученицы Ирины был заказан новый иконостас с иконами. Но после пожара и грабежа, учинённого французами в святой обители в октябре 1812 года, их вновь пришлось возобновлять как в соборе, так и в других храмах монастыря.
Прошло более ста лет…, и собор Рождества Богородицы оказался музейным объектом, поставленным на учёт Отделом по делам музеев НКП как историко-архитектурный памятник. Его неоднократно обследовали сотрудники указанного выше Отдела. Они подчёркивали художественные и исторические достоинства собора. Свидетелями всех этих событий были монахи, которые не покинули родную обитель. Возможно, что именно они в 1923 году стали инициаторами создания при Рождественском соборе «Пафнутьевской Православной церковно-приходской общины» в составе 70 человек, желая таким образом продлить духовную жизнь и собора, и монастыря. Но местные власти вынесли довольно жестокий вердикт: «указанное общество зарегистрировано не будет». После этого монахи вынуждены были покинуть монастырь. Единственным оплотом, способным защищать исторические, архитектурные и художественные ценности монастыря и, в частности, собора, оставался музей. Через несколько лет и его не стало. В июне 1930 года большую часть монастырских строений передали ИРШ МОНО, которая активно стала вытеснять музей из всех ранее занимаемых помещений. Монастырские ценности, хранимые музеем, в результате этого оказались сваленными «в кучу» в Ирининском приделе собора, а также на паперти трапезной 1511 года.
Дальнейшая участь большинства этих предметов, как, собственно, и монастырских строений, была печальна. Вот что написал в отчёте 9 марта 1931 года приехавший в монастырь заведующий музейным фондом МОНО В.И. Троицкий: «знаменитый Рождественский собор был пуст и носил следы недавних разрушений: поломанный пол в храме и в алтаре (учащиеся ИРШ МОНО искали ценности), разбитые окна, от паникадила остался только стержень и т. д.». Вандализм продолжался. Через год, 17 марта 1932 года известный реставратор ЦПРМ П.Д. Барановский, всё тот же В.И. Троицкий и начальник исправительно-трудовой колонии А.А. Новиков составили акт, представлявший собой своеобразное обвинение существовавшей системе, планомерно и безнаказанно уничтожавшей национальные святыни. Наряду со множеством замечаний в нём записали следующее: «В Ирининском приделе собора разобран и почти полностью уничтожен редкий тябловый иконостас, в сентябре 1931 года воспитанниками индустриально-ремесленной школы. Из икон ХVI века устроены судки для собак и клетки для кроликов. В соборе и приделе окна выбиты и помещение занесено снегом».
Вскоре о существовании музея на территории бывшей обители уже и не вспоминали. Монастырские здания постепенно стали приспосабливать под различные нужды. В соборе с течением времени расположился гараж для сельскохозяйственной учебной техники. Шум, производимый ею, а также появившиеся ещё в ХVIII веке в сводах и стенах трещины сделали своё дело — в ночь с 13 на 14 мая 1954 года центральный барабан собора обрушился. Реставрационные и восстановительные работы собора начались лишь в 1962 году. Под всё здание реставраторы подвели новые фундаменты на глубину и ширину 4 м, удалив предварительно сгнившие дубовые сваи и слабую кладку. Они также заделали трещины в стенах и сводах собора, восстановили лопнувшие металлические связи. По окончании конструктивного укрепления стен и сводов реставраторы восстановили центральный барабан с главой, удалили поздние архитектурные наслоения и отреставрировали утраченные части. Таким образом, собору вернули его первоначальный облик. Оказалось, что он по композиции и трактовке архитектурных деталей близок известным постройкам годуновского времени, в особенности церкви Преображения в Вязёмах, собору Владычного монастыря в Серпухове и Троицкой церкви в Хорошёве. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около 1 м, диаметр горловины — 15-18 см.
В ходе реставрационных работ в кладке фундамента собора, в забутовке цоколя и толще стен были найдены профилированные белокаменные блоки храма ХV века, а также блоки с фрагментами фресок мастеров инока Митрофана и Дионисия. Частично до 1994 года были отреставрированы в соборе фрески ХVII века. Работы вели мастера под руководством художника-реставратора Л. С. Муравьёва-Моисеенко. Ими были восстановлены и фрески с изображением великомученика Фёдора Стратилата, великомученицы Ирины и Богоматери Знамение над северным и святителей Петра и Алексея Митрополитов Московских с сюжетом Рождество Пресвятой Богородицы и стоящими по сторонам святыми Антонием и Феодосием Печерскими над южными входами. В 1986 — начале 1990-х гг. были произведены археологические исследования, а потом реставрация трапезной, пристроенной к собору в 1837 году. В связи с передачей монастыря Русской Православной Церкви собору Рождества Пресвятой Богородицы к 1994 году вернули былой облик. Его сначала освятили малым, а 14 мая 2005 года — великим чином.
С 2005-2007 гг. реставрацие росписей в соборе занимался художник-реставратор Ярослав Владимирович Рылло. Над местом упокоения основателя монастыря преподобного Пафнутия возобновили раку, возложили на неё покров с вышитым современными мастерицами образом святого. В трапезной собора по завершении реставрационных работ устроили и освятили придел в честь преподобного Пафнутия. На средства частных благотворителей были выполнены работы по внутренней отделке церкви, изготовлен и установлен деревянный резной иконостас. В приделе хранится ковчег с частичкой мощей вмч. Ирины, подаренный обители в день освящения придельной церкви.
При входе в придел великомученицы Ирины по левую руку сохранилась в стене памятная из белого камня доска с надписью: «Лета 7107-го апреля в 6, преставись раб божий великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии дятка окольничей Луп, зовомы Андрей Петрович Клешнин, во иноцех Левкей схимник». Андрей Клешнин происходит из семьи боровских дворян. В Боровском уезде находилась его вотчина — деревня Сатино с пустошами, доставшаяся от отца. Ещё в молодости Андрей Петрович познакомился с семьёй Годуновых и попал в их ближнее окружение, со временем став доверенным лицом Бориса Годунова (с 1578-1584 гг. он был дядькой тогда ещё царевича Фёдора). Незадолго до смерти он с обетом молчания постригся в монахи Пафнутьев-Боровского монастыря. Умер он 6 апреля 1599 года и был похоронен у подножия придела великомученицы Ирины, как того пожелал сам.
Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. — Калуга: «Золотая аллея», 2009

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?