Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.
Монастырь по стратегическим соображениям с XVI в. стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства. К строительству крепостных башен и стен, как усматривают специалисты исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин. В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен: Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая.
Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI в., опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском «Дневнике событий Смутного времени» в записи, относящейся к 1610 г., указано, что «монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы». Одна из летописей 17 в. повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия второго. Предательство двух воевод, позволило «тушинскому вору» войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек, в том числе воевода князь Михаил Волконский («побито было всякого звания людей 12 тыс. человек»). Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания «смутного времени» многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX в. заново восстановлен.
Созданная Пафнутием обитель с ее крепкими традициями монашества, богатой библиотекой стала своеобразным пунктом подготовки церковных деятелей. Насельниками монастыря при жизни преподобного Пафнутия были выдающиеся подвижники, деятели Церкви и Государства: преподобный Давид Серпуховской, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Даниил Переяславский — крестный отец Ивана Грозного. Здесь жил и работал величайший иконописец XV в. Дионисий.
В середине XVII веке из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в Пафнутиев монастырь в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме и была захоронена в Боровском городище. За зубчатыми завершиями каменной ограды, с шестью трехъярусными шатровыми башнями, видны созвездия куполов собора и церквей, двух и трехэтажные здания жилого и хозяйственного назначения. Центральное место занимает четырехстолпный Собор Рождества Богородицы, возведенный в 1586 г. расписанный в свое время художниками Дионисием и Митрофаном.
Древнейшее из зданий монастыря, сохранившееся до сего времени — трапезная 1511 г. с церковью Рождества Христова — является первым сооружением, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор. Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. К восточной стороне трапезной палаты примыкает небольшая квадратная в плане, бесстолпная церковь Рождества Христова, отличающаяся красивыми очертаниями свода на распалубках. Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII в., пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной.
Доминирующим сооружением ансамбля монастырских зданий является пятиярусная колокольня XVII в., украшенная нарядным кирпичным декором и разноцветными изразцами Степана Полубеса. Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI в. на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х гг. XX в. вернули древнему собору его величавый вид.
Миниатюрная одноглавая бесстолпная Ильинская церковь 1670 г. в северной части монастырского двора составляет единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой. К трехэтажному корпусу летних настоятельских келий XVII века, почти вплотную примыкающему к северной крепостной стене, в 1760-1763 гг. пристроили бесстолпную одноглавую церковь Митрофания.
В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум. С 1960 г. здесь ведутся реставрационные работы. Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г. Летом 1994 г. здесь торжественно отметили 550-летие основания монастыря и 600-летие со дня рождения его создателя Пафнутия. В торжествах принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырь действует. Внутри собора сохранились фрески, правда, в плохом состоянии, и установлен невыразительный современный иконостас.
Рождество-Богородицкий Пафнутьевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Боровска, на берегу реки Протвы, в 10 верстах от железнодорожной станции Балабаново. Основан преподобным Пафнутием (см. 7 мая) в 1444 году; в 1610 году был разорен Тушинским вором, в 1812 году французами. В соборе Рождества Богородицы почивают мощи основателя монастыря в раке, обложенной серебром. Ежегодно 1 мая совершается в монастыре крестный ход из городских и ближайших сельских церквей. С 1868 года при монастыре существует училище. Монастырская ризница богата предметами церковной утвари и вкладами XVI и XVII веков.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Стены и башни монастыря
Крепостная ограда
Первоначально монастырь был окружен деревянной оградой, но впоследствии она была заменена мощной кирпичной стеной с бойницами пушечного и пищального боя, дополнительно укрепленной высокими башнями. Точной даты возведения крепостных стен и башен нет, по-видимому, они были построены или перестроены в разные годы XVI–XVII веков. Общая длина стен с башнями составляет 673 м, они охватывают площадь, равную 1,62 га. Планировка крепостных сооружений подчинена рельефу местности и наличию естественных преград. Одной из топографических особенностей местности, на которой расположен монастырь, является небольшой подъем к востоку. Крепостные стены образуют ромб с закругленными тупыми углами, напоминающий по форме корабль. Большая ось этого ромба-корабля направлена с запада на восток и проходит по диагоналям двух угловых башен (Сторожевой и Поваренной). Эти две башни имели важное стратегическое значение – они почти полностью выходят за пределы стен, что позволяло в старину во время обороны от неприятеля вести огонь во всех четырех направлениях. В восточной, самой высокой части крепостных стен, как бы на корме корабля, расположена главная Сторожевая башня, с которой лучше всего просматривались и охранялись просторы вокруг монастыря. С юго-восточной стороны крепость имеет две квадратные башни (Георгиевская и Оружейная) и одну круглую (Круглая). С северо-западной стороны, т.е. со стороны большого оврага, на берегу пруда есть ещё одна прямоугольная башня (Тайницкая). Всего их шесть. Юго-восточная сторона монастыря укреплена значительно лучше. Это вызвано тем, что местность здесь более открытая и высокая вероятность быстрого подхода противника именно с этой стороны. Северная и западная крепостные стены расположены на самом берегу оврага, где протекает речка Истерьма, здесь же находятся три рукотворных пруда. Особенности местности обеспечивают в этом направлении хорошую естественную преграду. Крепостные стены и башни при взгляде со двора не смотрятся такими внушительными, какими являются на самом деле и какими мы их видим снаружи. Кажется, что они вросли в землю. Такое впечатление создается потому, что на территории двора накопился большой слой наносной земли (культурный слой). На отдельных участках его толщина достигла четырех метров. Возле самих стен слой земли убран, сделаны отмостки и водостоки. Строительный материал, из которого сложены крепостные стены и башни, – в основном большемерный кирпич. Изготавливался он здесь же, невдалеке от монастыря. На фундаменты и перекрытия амбразур использовался белый камень – известняк. Добывался он по берегу речки Истерьмы возле монастыря, также привозился из других мест, например, из Подольска. Стены имеют деревянную кровлю по стропилам, опирающимся на кладку в наружную сторону и на кирпичные столбы с дворовой стороны. Вход на крепостную ограду происходит со двора через арочные проёмы по внутристенным лестницам. Все башни трехъярусные. Нижние ярусы перекрыты сводами, вторые и третьи имели плоские перекрытия, которые сейчас утрачены.
Святые врата
В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря.
Георгиевская (Знаменская) башня
В старину въездные ворота располагались в Георгиевской башне. Въезд был особенный – под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность от прямого попадания снаряда или взлома ворот башни. При въезде в монастырь с наружной стороны находилась небольшая часовня, которая была разобрана в XIX веке. Рядом с воротами в прясле стены, примыкающей к башне с востока, находился проход внутрь монастыря для пешеходов. Башня по форме почти квадратная, крыша её, шатровой формы восьмиугольная пирамида (восьмерик), опирается на пирамиду с четырехугольным основанием (четверик). Сверху устроена деревянная башенка с крестом над маленькой главкой. Общая высота башни до креста чуть больше 33 метров, как и все остальные она имеет три яруса. Ход во второй ярус устроен со двора, его ширина всего около 80 см. Более широкая лестница, но очень крутая, идет сюда с восточной стороны от прилегающей крепостной стены. К верхней шатровой башенке можно подняться по крутой многосекционной деревянной лестнице, устроенной в середине шатра. Такая система ходов существует почти во всех башнях. Арочный проем в юго-восточной стене башни был до недавнего времени заложен, реставраторы раскрыли его. В толще стены оказались щели для щитов – углубления шириною около 20 см и высотою 7,2 м. Это свидетельствует о том, что здесь были не только створчатые ворота, но и щитовые, в которых щит особым механизмом поднимался вверх и опускался вниз, закрывая вход в башню. Это характерная деталь древних крепостных сооружений. Над воротами и на южной стене, что идет вдоль дороги, имеются рельефные кирпичные киоты – углубления, в которые устанавливали икону. В нижней части правой её половины на южной стене была написана по штукатурке фреска: Георгий-Победоносец убивает дракона и спасает царевну. Но настенная роспись, выполненная примерно в середине XIX века, сейчас утрачена, проглядываются лишь отдельные её части. В 1929–1930 годах роспись варварски заделали тонким слоем цемента, который постепенно вымывается дождем и выветривается, обнажая отдельные элементы рисунка.
Поваренная башня
Поваренная башня во многом сходна по своей конструкции с Георгиевской. Она размещена на остром западном углу крепостных стен. Башня эта квадратная по форме, высота её составляет 26 м, толщина стен в нижнем ярусе около 3,5 м. Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень. Название башни, возможно, объясняется тем, что возле нее во дворе была поварня. Как Сторожевая башня, так и Поваренная в прошлом были увенчаны большими двуглавыми орлами, которые напоминали, что обитель преподобного Пафнутия была в числе монастырей, пользующихся особенными царскими милостями.
Тайницкая башня
Тайницкая башня, квадратная по форме, имеет высоту 29 м. В народе ее называют башней Измены, так как считается, что именно через эти ворота враг проник в монастырь во время знаменитых событий Смутного времени. В июле 1610 года Лжедмитрий II , прозванный Тушинским вором, по дороге на Москву с войском поляков и литовцев осадил обитель преподобного Пафнутия. За высокими стенами монастырской крепости укрылось до 12 000 человек, включая братию монастыря, жителей из окрестных деревень и дружинe под началом князя Михаила Константиновича Волконского. По преданию, после измены младших воевод Якова Змеева и Афанасия Челищева враги ворвались через ворота Тайницкой башни и устроили кровавую бойню, безжалостно умертвив всех защитников. Вместе с братией погибли настоятель монастыря архимандрит Никон и находившийся на покое в Боровской обители защитник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф. Монастырские богатства были расхищены, документы и жалованные грамоты сгорели вместе со всеми деревянными постройками обители. Князь Михаил бился с врагами в церковных вратах, был ранен, в изнеможении бежал к левому клиросу и там был изрублен ворами. «Велие же чудо Бог показа над тем убиенным, – сообщает летописец,- того же князя Михаила кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти». Память о геройской кончине кн. Михаила Волконского отображена в Гербе города Боровска, который пожаловала городу Императрица Екатерина II (серебряное поле символизирует чистоту помыслов, червленое сердце – верность, находящийся по середине герба крест – усердие к Божьему закону – основе всех добродетелей, а лавровый венок вокруг сердца – символ вечной славы).
Сторожевая башня
Сторожевая башня представляет собой наиболее мощное крепостное сооружение архитектурного ансамбля. Все четыре её стороны выходят за пределы стен, только один угол находится внутри двора. Такое расположение значительно повышало боевую мощь башни, так как наблюдение и обстрел противника можно было вести во все четыре стороны. Башня квадратная по форме, снаружи имеет утолщённый, расширяющийся книзу кирпичный цоколь. Толщина стен первого яруса — до 3,6 м. Вход в нижний сводчатый этаж, к бойницам пушечного боя, сделан со двора через узкий проход в углу башни. На второй этаж ведут два входа с примыкающих крепостных стен. Кирпичная лестница в толще западной стены соединяет средний ярус с верхним. Как утверждают старожилы, раньше высота башни достигала 35 метров, ее крыша представляла собой высокий деревянный шатер со смотровой площадкой на вершине (как на остальных башнях), но его снесло ураганом в 1929 или 1930 году. В 1964 году на башне был установлен водонапорный бак объемом 30 куб.м, который, после возвращения монастыря Церкви, за ненадобностью был демонтирован. Вместо него построили временную плоскую крышу, покрытую металлочерепицей. Высота башни, ее расположение на самом высоком месте архитектурного ансамбля, особенности укреплений – всё это делает её наиболее мощной, строгой, оправдывающей название Сторожевой. В старину дозорный на башне мог охватывать взглядом огромную территорию с северо-восточной стороны, заметить приближающуюся опасность и поднять тревогу. Сейчас с северной стороны башни виден глубокий овраг, заросший лиственными и хвойными деревьями, густым кустарником. По дорожке, идущей по берегу оврага, можно пройти вниз к источнику преподобного Пафнутия, поклонному кресту и монастырской купели. По обеим сторонам дороги, идущей вдоль крепостной стены с подъемом на восток, протянулось село Рябушки, в прошлом Рябушинская слобода. Здесь жили крестьяне, мастеровые люди. Дорога соединяла Боровск с городом Серпуховом. Сейчас возле башни за металлической оградой, находится братская могила бойцов Красной Армии, погибших в Великой Отечественной войне. В старину мощный овраг, русло быстротекущей речки Истерьмы и три искусственных пруда являлись хорошей преградой для продвижения противника. На речке Истерьме была плотина, вода заполняла три пруда и через вторую плотину в конце третьего пруда сливалась и уходила опять в свое русло. На этой плотине стояла мельница, которая приносила доход монастырю, проточная вода в прудах способствовала разведению рыбы. В советский период дамба разрушилась, пруды обмелели и пришли в запустение. По возобновлении монашеской жизни их вычистили, укрепили плотину и вновь запустили рыбу. Далее на север, за прудами расположено парковое хозяйство монастыря. Это замечательное место для отдыха с сосновыми и липовыми аллеями, смотровыми площадками, плодовым садом.
Оружейная башня
Оружейная башня также почти квадратная по форме, высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже до 2,7 м. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с крепостной стены, на третий ярус – по внутристенной кирпичной лестнице. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке.
Круглая башня
Башня очень небольшая, высотою всего около 8,5 м, в диаметре 5,4 м. Толщина стен около 85 см. Фундаменты прилегающих к ней стен сложены на глине, что характерно для раннего периода – в остальных местах монастырские стены и башни имеют фундамент на известковом растворе. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с кирпичной стены. По легкости конструкции и форме амбразур можно судить, что башня не обладала серьезной боевой мощью, но для того времени (начала XVI в.) вполне достаточной. Следует обратить внимание на такое декоративное устройство башни и прилегающих прясел, как наличие тонкой полоски поребрика (ряд кирпичей, уложенных под углом к плоскости стены и образующих пояс декоративной кладки). Этот элемент можно заметить на древних монастырских строениях – трапезной и погребном корпусе (время постройки – начало XVI в.), поэтому можно с известной долей уверенности отнести время постройки башни к этому периоду. В 1666 году в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Во время первой ссылки, которая длилась 9,5 недель, его заточили в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у протопопа Аввакума, известного своим красноречием, была возможность проповедовать. К нему стал стекаться народ, многие становились его единомышленниками, тогда протопопа Аввакума, заковав в цепи, перевели в изолированное помещение в колокольне под лестницей.
http://www.pafnuty-abbey.ru/about/architecture/walls_towers/
Покои архимандрита
Это единственное сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание в архитектурном ансамбле монастыря. Построено оно в середине XVII века. С 1685 года корпус стал называться Архимандритчьими палатами (первым архимандритом был Феофан). Корпус многократно перестраивался и в настоящее время имеет вид николаевских казарм. Но если приглядеться к нему повнимательнее, заметны заложенные старые окна, элементы древнего украшения фасада, следы разобранных кирпичных крылец, ведущих к сеням вторых этажей. Изнутри корпус устроен по односторонней коридорной системе. Окна нижнего этажа, выходящие к крепостной стене, имеют стрельчатую форму, а второго и третьего этажей + обычную прямоугольную. Это свидетельствует о том, что коридоры второго и третьего этажей были построены позже. Собственно покои, где проживал настоятель, размещались лишь в трех сообщающихся палатах второго этажа, из крайней из них был выход в церковь Митрофана Цареградского, которая примыкает к зданию с восточной стороны. В остальных палатах проживала братия, а первый этаж использовался преимущественно под мастерские и для хозяйственных целей. Сейчас на первом этаже здания располагаются гостевые кельи, на втором этаже, как и в старину, располагаются покои настоятеля, рабочие и гостевые помещения, на третьем этаже проживает братия.
Юго-восточный братский корпус
В архитектуре этого здания отражаются три этапа строительства, проходившие с начала до середины XVII века. Более древняя часть корпуса – западная, примыкающая к сохранившейся пристройке церкви преподобного Пафнутия. Надвратный храм преподобного Пафнутия в XVI – XIX вв. находился над монастырскими воротами, через которые проходила основная дорога в монастырь. К храму были пристроены переходы, соединяющие его с зимними настоятельскими палатами и храмом Рождества Христова. Восточная сторона пристройки храма стала стеной пристроенных к ней в XVII в. юго-восточных братских келий. Корпус юго-восточных братских келий первоначально был трехэтажным, но после пожара и разорения монастыря наполеоновскими войсками в 1812 году третий этаж был утрачен. Протяженность здания составляет около 100 м, изогнутая его форма повторяет изгиб крепостной стены. Помещения как первого, так и второго этажей разбиты на изолированные секции, каждая состоит из сеней и 1–3 палат. Основной вход в палаты был с главного фасада. С задней стороны располагались выходы во двор либо в каменные «нужные места», примыкающие к корпусу со двора от крепостной стены. На первом этаже имеются одиночные кельи с двумя входами – с фасада и со двора. Все кельи и сени имеют сводчатые перекрытия. Для того, чтобы их восстановить, реставраторам пришлось проделать очень большую работу, так как в XIX веке сводчатые кирпичные перекрытия как первого, так и второго этажей были разобраны и взамен их сделаны плоские деревянные. С фасада корпус украшался крылечками, лестницами, ведущими на второй этаж. Нижние палаты преимущественно использовались для служебных целей: были здесь мастерские, а в кельях верхнего этажа жила братия. В 1983 году при реставрации северной кельи нижнего этажа юго-восточного корпуса была обнаружена старинная настенная роспись с изображением устройства Вселенной, близкого к известной со второго века по Р.Х. системе Птолемея. По углам всех четырех сводов и на потолке изображены семь планет. Представлены они в виде кругов, диаметром около полуметра, с концентрическими окружностями и секторами, выполненными в красках нежных мягких тонов. Рядом с изображениями планет указаны их названия и расстояния от Земли в тысячах милей. От круга, изображающего самую дальнюю планету Сатурн, по углам кельи опускаются вниз четыре цепи. Надпись, находящаяся ниже планет гласит: «Келию расписывал сей обители иеродиакон Серафим 1824 года февраля 14 дня». Сейчас, как и в старину, на втором этаже корпуса живет братия, на первом этаже располагаются монастырское издательство и подсобные помещения.
Западные братские кельи
Красивый двухэтажный корпус с левой стороны от входа в монастырь не имеет каких-либо сложных декоративных украшений, однако простота его, аккуратно расставленные небольшие окошки с простейшими наличниками, узорчатые пояски из кирпича привлекают внимание и радуют глаз паломников. Время постройки этого здания – начало XVII века. До 1794 года оно было трехэтажным, но из-за ветхости третий этаж был разобран. В то же время, очевидно, разобрали хозяйственные пристройки с западной стороны. С парадной стороны здания раньше было крыльцо, его следы и две двери, ведущие наружу, сохранились по сей день. В XIX веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, а одно время была даже гостиница, поэтому иногда его называют Гостиничным. Симметрично расположенные палаты первого и второго этажей перекрыты сводами. Под крайними южными палатами реставраторами обнаружен подвал глубиной в пять метров. Стены его выложены белым тесаным камнем. С южного торца здания в нише стены установлен поливной изразец XVII века с изображением херувима. Такими же изразцами украшена и колокольня (творение Степана по прозвищу Полубес). При проведении земляных работ, связанных с необходимостью укрепления фундамента и цокольной части, а также при расчистке места, где находились хозяйственные пристройки, было найдено много фрагментов изразцов XVII века от печей и каминов с разнообразными узорами. Очевидно, кельи этого корпуса имели в старину богатое украшение. При расчистке подвала и проверке состояния грунта под его стенами на глубине пяти метров были обнаружены торчащие из земли дубовые сваи, на них в прошлом и была поставлена стена. Грунт здесь – вязкая влажная глина, это и способствовало сохранению свай от гниения. А на глубине ещё одного метра обнаружено начало деревянного сруба. Основная его часть оказалась под стеной, и за ней внутрь подвала сруб выходит всего на один метр. Назначение этого сооружения пока не установлено, хотя есть предположение, что именно отсюда начинался один из подземных ходов из обители преподобного Пафнутия, который вел до Высоцкого монастыря, расположенного неподалеку от Боровска. Поскольку процесс гниения древесины мог ускориться, для успешного окончания восстановительных работ требовалось как можно скорее засыпать сруб и сваи землей, поэтому насколько глубоко и как далеко за стену идет этот сруб, выяснить так и не удалось. На данный момент восстановлены только крайние палаты с южного торца на первом и втором этажах здания. На первом этаже располагается паломническая служба монастыря, на втором – гостевые покои.
Погребной корпус
Правая (северная) половина Погребного корпуса наиболее древняя. По характеру декора и ряду других моментов можно предположить, что эта часть здания построена в начале XVI века – похожий декоративный элемент, украшающий восточный и северный фасады здания (кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений), имеется и на здании Царской Трапезной 1511 года постройки. Левая (южная) часть здания отличается от северной как внешним, так и внутренним видом. В середине XIX века она была разобрана по причине ветхости и вновь сложена с некоторыми изменениями. Первоначально корпус был трехэтажным, но в 1794 году третий этаж разобрали. Первый этаж как в прошлом, так и сейчас используется под складские помещения, здесь же располагается паломническая трапезная. Второй этаж когда-то был жилым. Сейчас здесь располагаются кухня, братская трапезная и служебные помещения. В подклети, представляющей собой глубокий подвал с выложенными из кирпича и тесаного белого камня стенами, в старину размещались ледник, квасоварня и погреба. В середине XX века с переводом монастырских помещений с дровяного отопления на центральное, здесь разместилась котельная, работающая на каменном угле. В начале XXI века отопление стало газовым и котельную в подвале Погребного корпуса законсервировали, а помещение стали использовать для хозяйственных нужд. Также в подвале располагаются монастырский погреб и продуктовые склады. Между погребным и гостиничным корпусом (западными братскими кельями) обнаружен фундамент здания XVIII–XIX веков, а ближе к погребному корпусу –остатки древней гончарной мастерской (трех круглых гончарных печей для обжига). Находка законсервирована и ждет дальнейшего исследования.
http://www.pafnuty-abbey.ru
Разрушенные и не сохранившиеся храмы и строения монастыря
Надвратная церковь Преподобного Пафнутия
В 1620–1640 г.г. строится надвратная церковь в честь преподобного Пафнутия Боровского. Ее здание было совмещено с некогда трех-, а сейчас двухэтажным зданием Юго-восточного братского корпуса. По причине ветхости в 1837 году церковь разобрали, а кирпичи использовали в постройке трапезной, примыкающей к собору Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь в честь Архангела Михаила
С южной стороны собора, примыкая к приделу Федора Стратилата, в старину была пристроена церковь Архангела Михаила с усыпальницей в честь небесного покровителя князя Михаила Волконского (разобрана в 1828 году). До времен реставрации 1960-х годов на месте храма стоял памятный крест.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В XVII веке (на месте нынешнего двухэтажного здания XX века, в районе восточного его крыла) была построена пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую разобрали в конце XIX века. Постановлением Совнаркома в 30-е годы XX века здесь было построено здание Управления исправительно-трудовой колонии.
Церковь Всех Святых
Также на месте нынешнего двухэтажного здания XX века, расположенного между собором, Братской трапезной и Юго-восточным Братским корпусом, в районе северного крыла строения, находился алтарь церкви Всех Святых XVIII века с усыпальницей князей Оболенских, Волконских, Щербатовых, Репниных. Вокруг церкви было монастырское братское кладбище.
Часовня с колодцем
Часовня с колодцем была расположена рядом с западными братскими кельями. Разобрана в XIX веке.
http://www.pafnuty-abbey.ru
Революционные потрясения 1917 года нарушили весь монастырский веками сохранявшийся уклад. В 1918 году обитель была национализирована. Сюда одна за другой стали приезжать комиссии от различных наркоматов с целью выявления памятников декоративно-прикладного искусства, живописи, архитектуры и предметов хозяйственного пользования. Наиболее активно проводил здесь работу Музейный отдел Наркомата просвещения (НКП), благодаря которому Пафнутьев монастырь, как исторический памятник, был поставлен на учёт и под охрану грамотой от 3 января 1919 года. Музейный отдел принял также решение о создании на территории монастыря музея «наподобие Троице-Сергиевой Лавры», объясняя это тем, что такими коллекциями древних икон, шитья, облачений, утвари, рукописных книг ХVI-ХVII вв. «могли гордиться не только русские, но и европейские музеи». В результате все сооружения обители, в том числе и храмы, вошли в состав музейного монастырского комплекса. Но это не спасло монастырь от работавшей в Боровском уезде Комиссии по изъятию ценностей в Фонд помощи голодающим: 16 марта и 28 апреля 1922 года она работала в монастыре. «Агенты комиссии» вели себя слишком нагло и отказались выполнять требования Главмузея и ВЦИК по прекращению изъятия ценностей и оставления изъятого на месте. Главмузей обвинял «агентов» и за «целый ряд ужасающих вандализмов»: «скульптурно-чеканные украшения раки Годуновского времени» были «переломаны и набиты в хаотическом беспорядке в мешки», — а также за снятые с икон ризы ХVII в. В результате по вине агентов были «безвозвратно погублены редчайшие памятники искусства». В мае этого же года Главмузей принял постановление предать суду «агентов комиссии», но советские судебные органы не захотели услышать вышеозначенных обвинений. Данное событие вынудило сотрудников Главмузея вывезти с территория монастыря уцелевшие от новоявленных вандалов коллекции, благодаря чему были спасены многие памятники декоративно-прикладного искусства и религиозного культа.
Музей, который продолжал располагаться на территории монастыря, в 1924 году был реорганизован в Государственный историко-художественный и краеведческий музей. В 1928-1929 гг. он занимал площадь 1273,06 кв. м, его помещения находились в Западном корпусе, в соборе Рождества Богородицы и Ирининском приделе, в трапезной 1837 года, церкви Всех Святых, трапезной палате 1511 года, и её паперти, а также церкви святителя Митрофана. С появлением на территории монастыря индустриально-ремесленной школы Московского областного отдела народного образования (ИРШ МОНО) началась активная политика по вытеснению музея. Местные органы власти этому потворствовали, и в 30-е гг. ХХ в. музей монастырскую территорию вынужден был оставить. К тому времени в монастыре разрушили церковь Всех Святых и начали разрушать некрополь. На «освободившемся» месте построили учебный корпус. В нём в 1935 году разместился техникум аэрофотосъёмки и картографии им. М.И. Калинина, а после немецко-фашистской оккупации Боровского района монастырские строения закрепились за учебным заведением сельскохозяйственного профиля. Сначала здесь располагалась Школа комбайнеров, потом сельскохозяйственный техникум. В июле 1945 года «Калужский отдел по делам архитектуры» попытался воздействовать на Боровский райисполком, обратившись к нему со следующими словами: «Одним из наиболее замечательных памятников в Калужской области является комплекс архитектурных построек ХVI-ХVII вв бывшего Пафнутьева монастыря, ввиду чего необходимо обратить особое внимание и на сохранение этого ценнейшего памятника архитектуры…» И в очередной раз местные органы власти не захотели услышать слова о спасении монастыря.
В 1955 году вышло постановление Правительства РСФСР о работах по спасению памятника архитектуры — Пафнутьева Боровского монастыря. Возможно данное решение было принято после того, как в монастыре в 1954 году в день памяти преподобного Пафнутия произошёл обвал купола собора монастыря. К тому времени весь монастырь находился в удручающем состоянии: между Круглой и Сторожевой башнями в крепостной стене был пролом; от Георгиевской башни и до Святых ворот стены вообще не было — был деревянный забор; навесы над крепостными стенами отсутствовали; от ветхости сгнили все шатровые крыши над башнями. Перед директором Института усовершенствования кадров сельскохозяйственных работников (такое учреждение располагалось на территории монастыря в то время) А.С. Емельяновым была поставлена задача подобрать специалиста, который смог бы организовать проведение ремонтных работ монастырских построек. Выбор пал на товарища Ситало В.С., ныне почётный гражданин города Боровска. Были разработаны первоначальные мероприятия, начавшиеся с уборки мусора между настоятельским корпусом и юго-западной стеной; выполнение дренажа, ремонт крыши на колокольне и т. д. Серьёзные противоаварийные работы начались после обрушения центрального барабана собора Рождества Богородицы на день памяти преподобного Пафнутия 14 мая 1954 года. Случившаяся трагедия всколыхнула местное население, знаменитых архитекторов и историков.
Монастырь как древнейший памятник истории, архитектуры и живописи нужно было спасать всерьёз. И вот в 1955 году (Всесоюзный научно-реставрационный комбинат) ВПНРК начал проводить научно-исследовательские и проектные работы. Вели их архитекторы О.К. Губаревич и И.К. Виноградова, после них продолжили М.Д. Циперович и В.Н. Маркелова (супруга Л.А. Давида) под руководством известного реставратора, главного архитектора ВПНРК Льва Артуровича Давида. Большое значение для спасения монастырского ансамбля имело Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за №1327 о придании ему статуса федерального памятника. Сами реставрационно-восстановительные работы с новой силой возобновились с декабря 1960 года, с момента создания при ВПНРК Боровского реставрационного участка. С ноября 1965 года на его базе была создана Калужская специальная научно-реставрационная мастерская, которая продолжала работать до 1994 года под научным руководством Центральных научно-реставрационных мастерских (бывших ВПНРК). Боровским реставрационным участком была проделана огромная работа по воссозданию и сохранению архитектурного облика монастыря. Реставраторы укрепили фундаменты под собором Рождества Богородицы, трапезной палатой 1511 года и колокольней, отреставрировали и восстановили основные здания, в том числе церковь святителя Митрофана, патриарха Царьградского, храм пророка Илии с больничными палатами, Юго-восточный, Погребной и Западный братские корпуса, прясла крепостных стен и башен.
Одновременно со строительными работами велись и работы по реставрации фресковой живописи. Художники-реставраторы восстановили росписи церкви Рождества Христова, святителя Митрофана, патриарха Царьградского, в подклете колокольни, юго-восточном братском корпусе, частично в Рождественском соборе и галерее трапезной палаты 1511 года. Большую работу по сохранению выявленных фрагментов живописи инока Митрофана и Дионисия провёл художник-реставратор Л. С. Муравьёв-Моисеенко. К сожалению, из-за прекращения государственного финансирования научно-реставрационные работы с 1994 года были приостановлены.
В 1991 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Монахи вновь стали возрождать здесь традиции, заложенные ещё её основателем преподобным Пафнутьем Боровским. В 2019 году Пафнутьеву Боровскому Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю исполняется 575 лет. Этот юбилей обитель встречает во всём своём великолепии.
Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. — Калуга: «Золотая аллея», 2009
До 1930-х гг. территорию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря украшал храм Всех Святых. Церковь была построена по духовному завещанию и на деньги генерал-лейтенанта князя Николая Алексеевича Волконского в 1837-1838 гг. в память о всех своих предках и, в частности, о воеводе Михаиле Волконском. На строительство храма князь вложил сумму около 25 000 рублей, а на дальнейшее его содержание положил капитал «в сохранную казну». Построили храм одноэтажным и тёплым вблизи юго-восточной стороны собора Рождества Пресвятой Богородицы. В храме мраморными досками и «медными дщицами», вставленными в стены, а также «чугунными плитами в помосте» были отмечены места погребений представителей Волконских. Надписи на них сообщали имена, даты рождения и смерти усопших. По завещанию строителя, богослужение в храме совершались ежедневно.
После закрытия обители и национализации монастырских зданий, храм Всех Святых вошёл в состав музейного монастырского комплекса, который просуществовал здесь с 1924 года по начало 1930-х гг. В 1930-е годы здание церкви разобрали на кирпич, уничтожив частично и кладбище монастыря. На освободившемся месте, из более-менее пригодного церковного кирпича, построили учебный корпус. В нём в 1935 году разместился техникум аэрофотосъёмки и картографии им М. И. Калинина, а после немецко-фашистской оккупации Боровской земли это строение закрепилось за учебным заведением сельскохозяйственного профиля. Сначала здесь располагалась Школа комбайнёров, потом сельскохозяйственный техникум. Сооружение это стоит и поныне, являя собой образец циничного отношения к истории наших предков и к духовному наследию.
Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. — Калуга: «Золотая аллея», 2009
При подъезде к старинному Боровску со стороны Балабанова и Калуги, каждый путник видит в окна своего автомобиля или автобуса башенки и главки церквей древнейшей обители. Сверув с оживлённого шоссе, через пару минут, мы оказываемся прямо перед Святыми воротами Боровского Пафнутьева монастыря, основанного удивительным человеком, преподобным Пафнутием.
Преподобный Пафнутий (1395-1477) родился в селе Кудиново в 3 км к югу от Боровска (село запустело в Смуту, с ХIХ века там была часовня, разрушена во время Великой Отечественной войны). В 1414 году он принял монашеский постриг в Высоковском Покровском монастыре, долгое время находился в послушании у старца Никиты, который был учеником Сергия Радонежского. В 1434 году Пафнутий стал игуменом Покровского монастыря, и уже сам постригал в монашеский чин Иосифа Волоцкого (основатель Иосифо-Волоцкого монастыря), Давида Серпуховского (основатель Давидово-Вознесенской путыни в пос. Новый Быт под Чеховым), Вассиана Рыло (ростовский архиепископ, написавший «Послание на Угру» Ивану III, крестивший его сына, будущего царя Василия III). В 1444 году после тяжёлой болезни, принятой им как знак свыше, Пафнутий уходит из Покровского монастыря и обосновывается неподалёку на другом берегу Протвы, у впадения в неё речки Истерьмы. На новое место к Пафнутию начинают стекаться иноки, строится деревянная церковь Рождества Богородицы и вскоре появляется новый монастырь — Рождественский. Есть разница: Покровский монастырь находился на землях боровского князя, Рождественский — на землях Дмитрия Шемяки, который боровскому князю был неприятен. Поэтому князь Василий Ярославич пытался несколько раз сжечь Рождественский монастырь, но с ликвидацией Боровского княжества и самого Василия Ярославича эта проблема отпала. Пафнутий Боровский всячески поддерживал политику московских князей, те платили ему заботой и щедрыми вкладами.
В 1467 году вместо деревянного собора был построен белокаменный, расписанный художником Дионисием. Князь Иван III, посетив монастырь, был восхищён его фресками и забрал Дионисия в Москву расписывать Успенский собор в кремле. В начале ХVI века здесь принял постриг будущий митрополит Макарий, который в 1547 году венчал на царство Ивана Грозного, он же причислил Пафнутия Боровского к лику святых. Иоанн Грозный даровал монастырю право рыбной ловли на Оке. В 1589 году был выстроен новый каменный собор Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней. В этот же период возводились мощные каменные стены, строительством которых руководил архитектор Фёдор Конь (зодчий Смоленской крепости). Стены пригодились в Смутное время, когда в 1610 году войско Лжедмитрия II осадило город. Оборону самого града Боровска возглавил князь Михаил Волконский, у которого в подчинении было 800 московских стрельцов. Князь посчитал, что деревянная крепость в Боровске ненадёжна и заперся в каменных стенах Пафнутьева монастыря. Через 10 дней осады монастырь был взят, М. Волконский и другие защитники убиты прямо в соборе. В 1777 году в память о мужественной защиты обители и в связи с трагическими последствиями, Боровску был дан герб: на серебряном щите алое сердце с золотым крестом, а вокруг зелёный лавровый венок.
Восстанавливая Боровск после Смуты, посадские люди возмущались поведением монастыря, который богател на глазах — строил мельницы, владел пашнями, прибирал себе городские слободы и притом не платил налогов. Например, вода в Комлевском озере принадлежала посадским людям, а право рыбной ловле в нём — монастырю. Борьба посадских с монастырём продолжалась весь ХVII век с переменным успехом, горожане пытались отобрать земли у монастыря, иногда самозахватом, монастырь с ними судился, писал царю челобитные, которые впрочем, местный воевода старался придерживать, поскольку был на стороне посадских. В январе 1680 года монастырь послал стряпчего в Боровскую приказную избу для разных платежей. Но на площади перед избой посадские люди избили стряпчего, ограбили, приковали в избе цепями и были весьма довольны! Монастырь жаловался в столицу, «… что де боровичи монастырских служек и крестьян по дорогам и во всех монастырских угодьях и в лесах беспрестанно бьют и всякое озорничество чинят». Ситуация разрешилась только в 1764 году, когда Екатерина II подписала указ о секуляризации монастырских земель.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился в ХVII веке. Он большей частью сохранился. Богатые вклады в монастырь делали князья Волконские, Оболенские-Лыковы, Репнины, Щербатовы, представители этих родов захоронены на монастырской территории. В 1599 году здесь был похоронен окольничий Андрей Клешнин; в 1591 году он вместе с Василием Шуйским расследовал в Угличе загадочную смерть царевича Дмитрия, подписался в том, что царевич сам себя зарезал, а после восшествия на трон Годунова ушёл в сей монастырь и дал обет молчания. Вход в монастырь расположен в южной стене, самой старой: слева от ворот мощная Поварская башня, справа Георгиевская, Круглая и Оружейная — их относят к ХVI веку. Остальные укрепления построены в первой трети ХVII века, толщина стен в среднем составляет 4 метра. Прежде вход в монастырь осуществлялся через Георгиевскую башню. Нынешние ворота упоминаются с 1701 года как Проломные или Водяные, устроенные для ввоза воды. В 1864 году они были значительно переделаны. В центре монастырского двора, чуть вправо от входа стоит старейшая постройка — Трапезная с церковью Рождества Христова, построенная в 1511 году. В 1690 году к Трапезной пристроили барочную колокольню. За ней находится Собор Рождества Богородицы 1589 года постройки с сохранившимися фресками ХVII века. В дальнем правом углу — Ильинская церковь 1670 года. Рядом с собором стоит 2-этажное здание 1930-х гг. — наследие советской эпохи, когда в монастыре располагались Индустриально-ремесленная школа, Техникум аэрофотосъёмки и картографии им. М. И. Калинина, Школа комбайнёров и пр.
С 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года Боровск был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Пафнутьев монастырь в октябре 1941 года был превращён немцами в концлагерь, где томились тысячи советских людей. В 1954 году произошло обрушение центрального купола Рождественского собора, это заставило власти на просьбы всех неравнудушных организаций и людей направить в древнюю обитель специалистов, учёных и архитекторов для обследования древних памятников архитектуры с целью их дальнейшей реставрации. Реставрационные работы в 70-х годах ХХ столетия вернули старинному собору первоначальный вид, а в 1990-е — 2000-е годы и всему монастырскому ансамблю Свято-Пафнутьева Рождества Пресвятой Богородицы Боровского монастыря.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. «Москва-Калуга-Козельск». — Москва, 2015