Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг.
Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая — резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву.
Соборный Благовещенский храм — каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.
В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии.
http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя.
История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников — «Дозорной книге 1621 года». Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, «Дозорная книга» повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети ХVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.
Дождливым утром 10 октября 1812 года, когда в покинутый жителями Боровска (казна и ценное имущество были вывезены) вступают французские части во главе с итальянским вице-королём Евгением, обременённые обозами с боеприпасами, фуражом и большим количеством награбленного имущества, они не встречают никакого сопротивления. Раздосадованные ходом странной военной кампании в России, в которой не было больших баталий, ненастьем, холодом и голодом, наполеоновские вояки начинают бесчинствовать в опустевшем городе, мародёрствуют и устраивают поджоги зданий — от их рук сгорели 874 дома, был разграблен и сожжён Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь. 11 октября вместе со старой гвардией в горящий и разграбленный Боровск прибывает Наполеон. Покидая Боровск, французы осквернили и разграбили Благовещенский собор, уничтожив все архивы, в том числе метрические и исповедальные книги. После изгнания захватчиков прихожане под руководством настоятеля Семиона Зверева сразу же приступили к восстановительным работам. В 1815 году отца Семиона произвели в протоиереи, после чего он оставил такую запись: «В благодарность Господу Богу за явленные мне благодеяния, я, при малых средствах, решился строить при соборе трапезную и приличную колокольню».
В 1816 году были начаты объёмные строительные работы, которые длились до 1819 года. К собору были пристроены трапезная, два придела и высокая колокольня в стиле русского классицизма. Южный придел был освящён в 1819 году во имя святителя Николая Чудотворца преосвященным Филаретом, ставшим в будущим Киевским митрополитом. Северный придел был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери в августе 1829 года преосвященным Гавриилом. В следующие десятилетия прихожане немало потрудились для того, чтобы украсить интерьер собора. Особенно большой вклад внёс купец П. А. Волокитин, прослуживший церковным старостой в храме 35 лет. Его стараниями в 1842-1844 годах удалось расписать трапезную и паперть, иконостасы приделов.
В 1845-1847 годах в храмовой части был переустановлен пятиярусный иконостас, существующий до сегодняшнего дня. Тогда же усердием купца А. П. Молчанова на колокольню повесили колокола, установили часы-куранты, весившие около 70 пудов. Десять лет часы-куранты радовали горожан, пока 22 мая 1857 года в Боровске не случился большой пожар, в огне которого сгорели 150 домов и около 200 лавок. Большой ущерб огонь причинил и Благовещенскому собору. Сгорели оконные рамы, перила, лестницы, полы, брусья, на которых висели колокола, деревянные конструкции в храме, трапезной и паперти. В результате обрушения конструкций, державших колокола и часы, произошло сдавливание сводов над папертью. Белокаменные карнизы собора тоже сильно пострадали и нуждались в обновлении. Не пострадали только престолы и жертвенники. Прихожанам удалось спасти из огня иконы из иконостасов. Ущерб от пожара составил 5000 рублей серебром. В это время протоиерей в соборе был Евгений Чертков, священником Василий Казанский, а диаконом Александр Беляев. Им и прихожанам вновь пришлось заниматься восстановлением собора, дабы вернуть ему прежний вид. В храмовой части приделов были поновлены росписи и иконостасы. На колокольню повесили шесть колоколов весом от 321 пуда до двух пудов. Заново отстроили сгоревшие торговые лавки, в одном из которых (сейчас на этом месте чуть ниже храма находится подпорная стена) вновь открыли часовню во имя святителя Николая Чудотворца.
В Благовещенском соборе хранится городская святыня — икона преподобного Пафнутия Боровского и его посох. Во времена природных бедствий или эпидемий православные люди всегда обращались к своим заступникам с просьбой о помощи. Начиная с 1821 года в течение нескольких лет по инициативе соборного старосты, или, как тогда говорили, «строителя церковного», купца А. П. Молчанова совершались крестные ходы с образом преподобного Пафнутия из Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и чудотворными иконами из других боровских церквей.
1 мая 1828 года Боровским духовенством и настоятелем Пафнутьево-Боровского монастыря была установлена традиция ходить крестным ходом из Боровска в эту обитель. Из Благовещенского собора, из городских и близлежащих церквей процессии с иконами и хоругвями направлялись в святую обитель. В наши дни эта традиция возобновлена. 14 июня 1872 года в соборе совершил литургию высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Калужский и Боровский. В 1876 году он рукоположил во священники диакона Михаила Архангельского. Начиная с 1881 года, в храме почти каждый год литургии служил епископ Калужский и Боровский Владимир. При храме имелась большая библиотека, насчитывающая много книг духовного содержания. Ежегодно она пополнялась новыми номерами православных журналов «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Православное обозрение» и «Православный собеседник».
28 июня 1910 года Боровск посетил Его Императорское Высочество великий князь Михаил Александрович, брат императора Николая II. Он присутствовал на молебне прп. Пафнутию Боровскому Чудотворцу, который служил в соборе протоиерей Пятницкой церкви Иоанн Жаров в сослужении всего городского духовенства.
В начале ХХ века приход собора насчитывал 93 двора (105 мужчин и 115 женщин вместе с иноверцами и старообрядцами). Приход включал также женскую гимназию со 138 ученицами, высшее начальное училище со 125 учениками, мужское училище со 135 учениками, школу для беженцев с 60 учениками и женскую школу со 156 ученицами. Все помещения для учебных заведений собор арендовал, так как собственными «лишними домами» не располагал. К 1916 году за собором помимо часовни числились два приписных храма: Успения Пресвятой Богородицы и Святого Равноапостольного князя Владимира. Собору принадлежали также восемь каменных и две деревянные торговые лавки, усадебная с погостом при церкви земля, пахотные и сенокосные угодья, дома священно- и церковнослужителей, построенные в разные годы церковным старостой и причтом. Собор получал ежегодно доход с кружечных сборов, со сдаваемых в аренду торговых лавок, пашенных и сенокосных земель с капитала, положенного на вечное поминовение, 2390 рублей 52 копейки. В банках на его счетах хранилось 57 070 рублей 40 копеек и 36 кредитных билетов.
В течение первых нескольких лет после Октябрьской революции 1917 года больших изменений в жизни Благовещенского собора не произошло. Он не закрывался, интерьер не пострадал, службы продолжались. Связано это с тем, что собор был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. Когда в Боровске и окрестных сёлах закрывали один за другим храмы, в Благовещенский собор отдавали на хранение изымаемые в них предметы церковной утвари и облачения. Богослужения в соборном храме проходили только в воскресные и праздничные дни, а в будни службы совершались только в дни похорон и поминовений. Стоит сказать, что главный вход в Благовещенский собор был тогда закрыт со стороны площади и проезжей части и верующие попадали в храм только через боковую дверь, так как, по мнению новых властей, они мешали движению транспорта. Колокольный звон попал тоже под полный запрет. Прихожане в холодное время ездили в городской лес, чтобы привезти для отопления храма дрова. Топилась одна только печь.
Хотя Благовещенский собор и получил статус памятника истории и архитектуры, это не уберегло его в 1922 году от изъятия большого количества церковных ценностей в виде золотых, серебряных изделий и драгоценных камней. В 1933 году власти Боровска, заручившись поддержкой работников фабрики «Красный Октябрь», выступили с инициативой закрыть собор и оборудовать в нём фабричный клуб. По указанию «сверху» на предприятиях города состоялись собрания для сбора голосов тех, кто якобы требовал открыть клуб. Лишь немногие боровчане решились окрыто выступить против закрытия собора. Так, например, на собрании работников «Райлесхоза» сотрудница Щукина оказалась единственной, кто высказался против решения властей. «Зачем закрывать собор?, — высказывалась эта гражданка. Разве нельзя найти другое помещение для культурной работы? Я и мои дети крещены в этом соборе. Я не буду голосовать за закрытие». В ответ её указали на то, что нужно «изменить свою точку зрения в отношении религии». В протоколе же собрания коллектива рабочих деревообрабатывающей мастерской, состоявшегося днём ранее, было записано и другое высказывание одного из выступавших: «Собор никого не обслуживает, является дурманом для рабочих Боровска. Туда ходит всего десяток контрреволюционно настроенных старушек». В конце концов нужное решение «продавили» и вскоре под соборной колокольней («для пользы города») установили трансформаторную подстанцию. Появился и план переоборудования здания под клуб. На месте главного алтаря предполагалось устроить эстраду для музыкантов и фойе. Проход туда со двора собирались прорубить в апсиде. По середине трапезной планировалась сцена, а в полукружиях придельных престолов — гримёрки для артистов. В главной части собора предполагался зрительный зал на 170 человек, а также дополнительное перекрытие для киноаппаратуры. Горсовет пообещал выделить 10 000 рублей «для приспособления собора под культурный очаг».
29 января 1934 года Президиум Московского областного исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по ходатайству Боровского райисполкома принял следующее постановление: «… разрешить Боровскому райисполкому собор в г. Боровске закрыть, а здание использовать в указанных целях; объявить группе верующих, разъяснив им порядок обжалования этого постановления в двухнедельный срок в Президиум ВЦИК через Мособлисполком». В качестве утешения верующим предложили вместо закрываемого храма посещать службы в другом. Но он, во-первых, располагался на большом расстоянии от Благовещенского собора, а во-вторых, не вмещал всех желающих присутствовать на службах. На весну 1933 года православная община сделала крупный ремонт на сумму около 10 тыс рублей и задолженностей по оплате налога на церковь не имела. Кажется невероятным, но в условиях укреплявшейся в те годы личной власти И. Сталина и следовавших одна за другой волн карательных репрессий против служителей церкви, жалоба прихожан Благовещенского собора тем не менее была рассмотрена во ВЦИКе, и 10 мая 1934 года он отменил постановление Мособлисполкома, оставив собор верующим.
Во времена короткой фашистской оккупации (с октября 1941 по январь 1942 года) собору был нанесён немалый ущерб. Немецкий снаряд залетел на второй ярус колокольни, повредил арку полукруглого окна, но не взорвался. Оккупанты разрешили проводить службы. Но при этом надругались над некоторыми святынями собора. Были обезображены две фелонии ХVII века (в одной более половины жемчужного оплечья сорвано). Икона преподобного Пафнутия Боровского (ХVII век), досточтимая святыня города, а также другие иконы и Евангелие были немцами выброшены на улицу, но подобраны и сохранены неравнодушными прихожанами. После освобождения Боровска Красной армией в 1942 году собор до 1944 года стоял «без пения». После окончания Великой Отечественной войны прихожане и настоятели Благовещенского собора, в котором вновь возобновились службы и с тех пор ни разу не прерывались до наших дней, делали всё, чтобы сохранить и внешнюю привлекательность, и внутреннее великолепие соборного храма. И главное, донести до потомков духовную атмосферу, которая веками царила в этом святом месте. К сожалению, в течение десятилетий капитального ремонта собор не знал. Если и выполнялись какие-либо внутренние работы, то только косметические и зачастую непрофессионально: например, позолоченную резьбу красили бронзовой краской, а трещины в кирпичной кладке просто замазывали глиной.
Впервые к реставрации собора приступили в конце прошлого века при священнике Иоанне Борисове. Его начинания продолжил в 1982 году протоиерей Трофим Орлов, при котором отреставрировали большое количество икон, придел Святителя Николая Чудотворца, приобрели необходимые вещи для служения. В 1995 году вторым священником был назначен Дмитрий Орлов, сын протоиерея Трофима Орлова, ставший в 1997 году настоятелем Благовещенского собора. Отец Димитрий начал ремонтно-реставрационные работы в храме. И начал именно с колокольни. На неё подняли новые колокола, оборудовали систему электронных звонов, вернули на старое место часы-куранты (до этого там были муляжи циферблатов, уничтоженные во время пожара 1857 года). На ярусах отремонтированной колокольни разместили церковный музей. Параллельно реставрировался центральный иконостас, на восстановление которого ушло семь лет. Мастерам Д. Подшивалову и А. Бляшону пришлось заново вырезать разрушавшиеся элементы, соединять их с уцелевшими деталями, потом наносить левкас, несколько слоёв грунтовки и покрывать сусальным золотом. Шесть лет заняла реставрация двух иконостасов в приделах. Затем заменили кресты на куполах, окнах, бережно восстановили старинный каменный пол, отремонтировали кровлю, укрепили стены апсиды и кладку четверика. После этого в храме взялись за работы по реставрации икон, церковной утвари и шитья ХIХ века.
В течение 2018 года был проведён большой и дорогостоящий объём реставрационных работ по восстановлению резного образа Николая Чудотворца (Николы Можайского), икон Божией Матери «Калужская» и Пафнутия Боровского, богослужебных предметов, выполненных с использованием церковного шитья. Медный с золотыми вставками шпиль колокольни Благовещенского собора, увенчанный крестом, в совокупе с голубыми куполами самого храма, хорошо виден из любой точки Боровска и на подъезде к нему. В 2019 году колокольня отмечает своё 200-летие. Пристроенная в 1819 году к четверику храма (с главным приделом), который был возведён за век до этого, колокольня и сам собор за последующие столетия превратилась в узнаваемый символ древнего Боровска.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №349, 2019
Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального.
Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения ХVIII-ХIХ веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря.
Пятиярусная колокольня начала ХIХ века построена в стиле русского классицизма с некоторыми элементами барокко (с колоннами, изящными арками, большими окнами). Три первых яруса колокольни представляют собой четверик, украшенный на третьем ярусе маленькими фронтонами, которые зрительно гармонируют с фронтонами крыши трапезной. Над фронтонами третьего яруса оборудованы окна иллюминаторного типа в половину окружности, забранные стрельчатыми решётками. Четвёртый ярус является ярусом звона. Здесь размещено 15 колоколов (6 старых и 9 — вновь изготовленных). На пятом ярусе колокольни через 150 лет после пожара 1857 года вновь начали действовать часы-куранты, место которых полтора столетия занимали муляжи циферблатов. Куранты через сложную систему подключены к колоколам, и каждые четверть часа они мелодичным звоном информируют боровчан о точном времени.
Трапезная, возведённая одновременно с колокольней, имеет закруглённые углы. Венчает её массивная приземлённая главка с маленькой луковичкой и крестом. В полукруглых нишах над окнами трапезной — изображения святых. Приделы трапезной части возведены на явном контрасте своих низких объёмов к объёму устремлённой ввысь пятиярусной колокольни со шпилем. Плоскости северного и южного фасадов трапезной были обработаны пилястрами, надоконными полукруглыми нишами и украшены фронтонами. Высокая, квадратная в плане колокольня (подъём на неё начинается со старинной, узкой, каменной винтовой лестницы в трапезной), за счёт больших окон и колонн, несмотря на высоту, не выглядит тяжеловесной. Более того, архитектору удалось с её помощи «связать» разноуровневые объёмы храма — колокольню, трапезную и пятиглавый четверик — в одну гармоничную лёгкую соборную конструкцию. Кирпичный четверик, судя по сохранившимся на южной стене «следам» находившегося там прежнего придела, вероятно, перестраивался или расширялся. А его двухуровневая крыша свидетельствует о том, что высота помещения была после окончания строительства увеличена минимум на два-три метра. Толстый слой штукатурки, появившийся в более поздние времена на стенах храма, скрыл первоначальные, выполненные из кирпича, детали, украшавшие наружные фасады. Сейчас роль украшений выполняют росписи, сделанные на первом ярусе колокольни и стенах трапезной.
Внутреннее убранство Благовещенского собора, в котором даже в мелких деталях интерьера, украшений икон и типе киотов, росписях стен и эстетике оформления богослужебных предметов сохранился дух ХIХ столетия, выглядит богатым и изысканным. Оно дошло до нас фактически без изменений через события прошедших веков, вместивших тихую уездную жизнь, революцию, времена беспощадного богоборчества, фашистскую оккупацию и тяготы Великой Отечественной войны. И даже в конце 1990-х гг., когда настоятель о. Димитрий Орлов возглавил реставрационные и ремонтно-строительные работы, интерьер кафедрального собора счастливо избежал новодела и непрофессиональных реставраторов. Зайдя в трапезную собора с западного (главного) входа, сразу же попадаешь под очарование ярко-красочного стиля ампир с элементами барокко, в эстетике которого оформлены как сама трапезная, так и приделы. Северный освящён в 1829 году во имя Казанской иконы Божией Матери (там хранится её чтимый образ). Часть придела, выходящая в трапезную, содержит в себе составную икону, в центре которой находится Калужская икона Божией Матери. Южный придел освящён во имя Николая Чудотворца (там пребывает резной образ Николая Мир Ликийских «Можайского»).
В 2017 году сильно обветшавший образ был отправлен на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Реставратор монах Ермоген (Сыров) вместе с другими мастерами выполнил большой объём работ. Самой сложной оказалась реставрация лика святителя. Мастера укрепили сохранившиеся краски, очистили слой за слоем копоть, потемневшую олифу, поздние покрытия. На центральных колоннах трапезной находятся фрески евангелистов, а на потолке — евангельские сюжеты. Фрески относятся к середине ХIХ века и они появились при старосте, боровском купце Пахоме Алексеевиче Волокитине. Во время последней реставрации все древние росписи были бережно поновлены. Главный пятиярусный иконостас, украшенный растительным орнаментом с резными и позолоченными коринфскими колонками и поновлёнными иконами, установили в 1851-1853 годах. Все иконы в иконостасе также выдержаны в едином стиле. Только образы Спасителя и Богородицы (Тихвинской) в первом ряду более древние, видимо, они находились в другом иконостасе, так как на них видны следы прежних окладов. Справа в иконостасе находится храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский собор — кафедральный, в нём размещается кафедра епархиального архирея. И глава Калужской епархии носит титул «митрополит Калужский и Боровский», поэтому на солее у царских врат взору предстаёт архипастырский жезл.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №349, 2019