Боровое (Александровское). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Александровское-Боровое – село в 64 в. к северо-западу от епархиального города и в 10 в. к западу от уездного. Село лежит в глухой местности, в дали от ж.-д. путей сообщения, только с севера к нему примыкает большая дорога, соединяющая Болхов с Плохиным (торговое село Калужской губернии). В окрестностях расположены лесные казенные дачи – остаток обширного старинного бора, откуда происходит и само название села «Боровое». Главное занятие приходских крестьян – земледелие, не встречающее препятствий ни в почве (суглинистая), ни в климатических условиях (умеренные дождевые осадки), но затрудняемое малоземельем. В зимнее время значительное число жителей занимаются извозом: перевозят лес и дрова из дач в город. Некоторая часть населения (по преимуществу молодежь) уходит на заработки в Москву или на шахты. В состав прихода кроме села, с 1852 г. входят две соседние деревни – Егино и Асеево (Калуж. губ.), присоединенные к приходу по ходатайству местной помещицы А.А. Желябужской, по мужу Барышниковой. С 1876-1897 гг. в составе прихода значились ещё два приписанных села – Коноплянка и Воиново, выделенные затем в особый приход. Всего населения в приходе по данным 1902 г. числилось 803 души муж. и жен. пола. Причт по штату состоит из двух лиц: священника и псаломщика; на содержание его назначено 525 руб. жалования и 36 дес. земли. Кроме того причт пользуется церковными домами и процентами с капитала в 2143 руб., положенного на вечное время супругой храмосоздателя М.А. Желябужской (погребена в храме в 1856 г.). В селе есть школа грамоты, открытая в 1894 г.
Время образования прихода с точностью неизвестно, но несомненно, в половине XVIII в. он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова.
Ныне существующий каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончательно отстроен был в 1830 г. и освящен Преосвященным Никодимом, б. еп. Орловским и Севским. Ходатайство о его построении, равно как и о вторичном открытии прихода опять возбуждено было, блаженной памяти, Алексеем Ивановичем Желябужским, скончавшимся в сане инока в Козельской Оптине пустыни. В теперешнем приходском храме четыре престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя св. пророка Илии, левый во имя св. Александра Свирского, как память прежнего храма, — все три в большой холодной церкви, и четвертый в теплой трапезной во имя святителя Алексея митр. Московского. Иконостасы написаны в красивом, художественном рисунке, особенно оригинален иконостас главного престола, поновленный в 1902 г. Из местных святынь замечательны икона Тихвинской Бож. Матери, и в особенности икона св. Александра Свирского – небесного покровителя прихода. Икона эта в настоящее время находится в церкви с. Лунева, куда была передана в 1802 г. вместе с другим церковным имуществом, но прихожане по-прежнему считают её принадлежностью своего храма и благоговейно чтут свою святыню.
Лет 15 тому назад, группою влиятельных прихожан подана была просьба об обратной передаче св. иконы из Лунева в церковь с. Александровское. Св. Синод в 1889 г. ответил постановлением, в силу которого икона должна по-прежнему оставаться в Луневе, но на август месяц каждого года должна быть приносима в село Александровское. Перенесение святыни совершается торжественно: 1-го августа и 1-го сентября – в дни принесения и отнесения иконы – бывают крестные ходы, привлекающие множества богомольцев. За всё время пребывания в приходе св. икона помещается в вышеуказанной кладбищенской часовни; откуда она обносится по домам прихожан. На глубокую память в народе о местной святыни и приходском празднике указывает, и название села, в первой своей половине, Александровским.
Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г. — с. 24-26

А вот этот пруд с полуостровом очень интересен. Там осталось очень много следов войны. Как-то году в 1972 председатель колхоза решил открыть дамбу, что бы почистить пруд. Когда спустили воду, то мы ужаснулись. Там на дне лежали ящики с минами, винтовки и еще очень много военного железа. Дамбу закрыли. Пруд чистить не стали. Если встать на дамбу к пруду лицом, то справа ниже дамбы должны до сих пор лежать останки немецкого штабного автомобиля. В нем были убиты 2 немецких офицера. Их похоронили рядом (без почестей) местные жители. В нижнем пруду до сих пор лежит «база» танка Т-34. Он взорвался от попадания в борт и детонации снарядов. Башня улетела под дамбу, а ствол, погнутый и оторванный от башни сейчас находится в Музее ВОВ в Москве. Мы нашли его. А вообще Боровое — это место Воинской Славы. Там вся земля пропитана порохом, кровью наших бойцов и осколками снарядов. Вечная память тем, кто нашел там свое последнее успокоение!

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?