Собор во имя Сошествия Святого Духа построен в 1673 г. на месте древних Покровской и Свято-Духовской церквей. Обновлялся после пожара в 1732 году, в 1802 г. и 1832 г. С приделами: правым – пророка Илии, левым – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы построены одновременно с храмом в 1673 г. перестроены в 1732 году. Храм повторно освящен после подновления в 1803 году.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи», 1908 г.
На берегу Мсты в городе Боровичи стоит один из древнейших русских монастырей — Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединённое, за то и выбрали его будущие насельники. С трёх сторон равнину, на которой стали строить монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных «гостей».
Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи. Прославился же монастырь в ХVI веке, когда сюда, в 1544 году, были перенесены мощи святого Иакова. Дубовая колода, в которой лежало тело юноши, на льдине пристала к берегу в 1540-м году. Жители Боровичей, не разобравшись, оттолкнули её от берега на середину реки Мсты. Но льдина вновь прибилась к берегу, после этого мощи были отнесены в часовню, а в 1544 году — в Свято-Духов монастырь. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей Иакова Боровичского (а скорее всего, подобные исцеления происходили и раньше, просто в летописях они не фиксировались), дела монастыря пошли в гору. Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями.
Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа. Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным, шатровым, как и большинство храмов, возведённых в этот период. Его главный иконостас состоял из четырёх ярусов и был весьма богато расписан и украшен. Деисусный чин насчитывал 19 икон и имел большой образ Спасителя. В первом ярусе находились иконы, писаные на золоте, что было большой редкостью по тем временам. На золоте была написана и храмовая икона — образ Святого Иакова с житием — и две иконы Божией Матери, а также две древнейшие иконы — Святой Параскевы с житием и Святителя Николая Чудотворца. Рядом с новым соборным храмом возвели небольшую тёплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тут находилась особо почитаемая чудотворная икона Покрова Божией Матери, а также два образа: Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.
После ряда исторических перипетий, тяжёлого Смутного времени начала ХVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный. Соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочерёдно стояли две более древние деревянные церкви. К сожалению, ни имени архитектора этого собора, ни имён его строителей история не сохранила. Пожар в монастыре, который случился столетием спустя, уничтожил все монастырские архивы. Однако известно, что северный придел собора Святого Духа был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел — в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь. Как уже было сказано, собор Сошествия Святого Духа был построен на месте двух старинных деревянных церквей, последовательно сменивших друг друга, в 1676 году. Когда в ХVIII веке в монастыре случился пожар, собор был перестроен и обновлён. Узкие его приделы расширили, в наружный декор храма внесли существенные изменения, и сейчас его первоначальный вид, в каком он предстал перед верующими в 1676 году, утрачен. Однако и сейчас можно разглядеть элементы архитектуры ХVII века, особенно если подойти к храму со стороны апсиды.
Первоначально храм представлял собой четверик, на который был поставлен световой барабан, увенчанный куполом. После пожара расширенные приделы и портик с колоннами придали собору типичный для второй половины ХVIII века вид здания в классическом стиле. Портик храма поддерживают четыре простые колонны тосканского ордера. Фриз лаконичен. Над центральным окном, расположенным над портиком, также установлен фронтон. Окна светового барабана выполнены в виде арочек. Купол понизу украшен ажурной металлической ковкой. Слева от портика между колоннами помещён образ Святого Антония Печерского. Справа — образ Святого Феодосия Печёрского. Святые Антоний и Феодосий были один основателем, а другой устроителем Киево-Печёрской обители. Вместо одного из оконных проёмов нижнего яруса помещён образ Господа Вседержителя. Если подойти к храму с восточной стороны, то также вместо одного из оконных проёмов можно видеть образ Пророка Илии. Это территория правого придела храма, освящённого как раз во имя пророка Илии. Справа от главного входа в храм находится икона Господь Вседержитель, по гречески Пантократор. Одной рукой Господь благословляет приходящих к Нему, а в другой держит Евангелие. Портик и колонны меняют облик храма, превращая традиционный древнерусский четверик в характерное для эпохи классицизма строение.
Собор небольшой по объёму, поэтому апсида у него одна. Она примыкает к храму, как и полагается, с восточной стороны и перекрыта полукуполом, так называемой конхой. Окна на световом барабане выполнены в виде арочек, что также более характерно для эпохи второй половины ХVIII века. Крест на куполе — традиционный православный. Верхняя его перекладина символизирует табличку на кресте, на котором распяли Христа, с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса, она символизирует «мерило праведное», которое взвешивает грехи и добродетели человеческие. Она наклонена в левую сторону, это является символом того, что именно распятый справа от Христа разбойник покаялся и первым вошёл в рай, а распятый слева от Христа хулил Его и попал в ад. В связи с тем, что монастырь долгое время не действовал и постепенно разрушался, а начали восстанавливать обитель не так давно, то храмы, находящиеся на её территории, конечно, утеряли свой первоначальный облик. Собор Святого Духа, к сожалению, утратил все свои живописные росписи, и стены его ныне печально белеют, лишённые привычного украшения. Однако монастырь хранит свои святыни. Трапезная храма довольно обширная, тут прихожан встречают образы Спасителя и Божией Матери. Арка перехода из трапезной в основной объём храма расписана в древнерусских традициях цветочным геометрическим орнаментом и создаёт особое праздничное впечатление. Световой барабан храма совсем маленький, но свет тем не менее проникает через него внутрь собора. С самого верха спускается большое необыкновенной красоты паникадило с множеством «свечей». Центральный иконостас храма совсем небольшой, в четыре яруса: местный, праздничный, пророческий и праотеческий. Завершается иконостас Распятием. Центральным образом иконостаса, безусловно является Спас в Силах. На царских вратах находятся изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх евангелистов: Иоанн Богослов и его ученик Прохор на Патмосе (апостол Иоанн диктует своему ученику Откровение), рядом апостол Матфей, внизу апостолы Лука и Марк, пишущие Евангелие.
Слева от входа в нише стоит рака с мощами преподобного Иакова Боровичского. Над ракой — образ святого. Икона эта не старинная, но поражает своей трогательностью. Первое, на что обращают внимание все, кто приходят в собор Сошествия Святого Духа, — это икона Божией Матери «Иверская». В храме этот высокочтимый образ помещён в резной деревянный киот, а перед ним зажжены три лампады.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №304, 2018 г.