Описание Зверинского В.В. № 787.
«Дружинина Зосимо-Савватиевская, мужская, ныне деревня Дружинина Пустынь Вологодской губернии, Тотемского уезда, в 110 верстах к северо-востоку от Тотьмы, на правом берегу Кокшеньги. По преданию, основана в половине 17-го столетия крестьянином Дружиною из села Долговицкого, находящегося верстах в 8 выше пустыни по реке Кокшеньге. В 1692 году ею управлял строитель Авраамий. До 1764 года была приписана к Маркушевскому монастырю, а по штатам 1764 года – к Долговицкому приходу».
Местоположение
Дружинина пустынь находилась на реке Кокшеньга северо-западнее деревни Проневская. В настоящее время урочище между речками Пажма и Щенята в Тарногском районе Вологодской области (лист 33 во втором томе «Церковно-исторического атласа Вологодской области», шифр 5-19).
Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская пустынь. 17-18 век.
Вотчинная деревня — Жилинская (так у Мясникова, в книге Угрюмова А.А. – Жалинская) — принадлежала монахам с 1665 года. В пустыни в 1678 году стоял один храм и две кельи, в которых проживали строитель Матвей и монахи Дионисий и Феодосий. Дружинина пустыня никогда не была многонаселенной и богатой, управляли обителью всегда строители.Павел Строев упоминает имена строителей, начиная с 1692 года и заканчивая 1709 годом. Вероятно, после 1709 года Дружинина пустынь перестала быть самостоятельной, и управлять ею стали настоятели Маркушевского монастыря. В Маркушевском монастыре правил с 1708 года строитель Иона Угрюмов, а в 1711 году он уже игумен. Возможно, повышение в чине и было связано с припиской к монастырю Дружининой пустыни. В 1727 году в пустыни жили три монаха и три трудника. В 1744 году за ней числилось всего 6 душ крестьян. В 1764 году Маркушевский монастырь и приписная Дружинина пустыня упразднены. Зосимо-Савватиевская церковь приписана к приходской Троицкой Долговицкой церкви.
В 1850 году и в 1881 году производился ремонт древней Зосимо-Савватиевской церкви. Церковь покрасили охрой, сделали кирпичную ограду с железными решетками. Возле церкви стоял один деревянный дом для богомольцев и 15 деревянных лавок для торговцев на время ежегодной Зосимо-Савватиевской ярмарки. Эта ярмарка проводилась 27 сентября (по старому стилю), в день памяти преподобного Савватия Соловецкого. Крестьяне из ближних и дальних мест приводили для продажи и по обету лошадей, коров, овец. В конце 19-го века при Зосимо-Савватиевской церкви стояло несколько избушек, в них жили старухи, питались они со своих огородов и подаянием.Был сторож при церкви – крестьянин Вячеславов, считающий себя потомком Дружины Вячеславова — основателя пустыни.
Тюреберские раскольники. Пожар в Зосимо-Савватиевской церкви.
Местность через реку от бывшей пустыни называлась Тюреберь. Почти все жители были раскольниками, там же проживали руководители всех кокшенгских старообрядцев. Православных было несколько человек.В 1902 году образовался православный Тюреберский приход, богослужения для тюреберов стали совершаться в бывшей монастырской Зосимо-Савватиевской церкви. Несмотря на то, что при церкви были уже две сторожки, в марте 1903 года ночью церковь сгорела дотла. Что касается прихожан-тюреберов, то без церкви они не остались. В 1903 году Кокшенгское миссионерское братство преподобного Феодосия Тотемского стало собирать средства на храм для них. Щедрые взносы сделали вологодский епископ Никон Рождественский (2000 рублей) и император Николай Александрович (1000 рублей). В 1910 году 26-го сентября на левом берегу Кокшеньги возле деревни Нижнепаунинская освящена приходская Зосимо-Савватиевская Тюреберская церковь.
Новая Зосимо-Савватиевская церковь. 20 век.
Долговицкие прихожане также решили восстановить храм в бывшей пустыни. И в 1909 году в местечке Борок построена новая деревянная теплая в одной связи с колокольней церковь. Главный престол в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких освящен 26 сентября, придельный престол в честь святителя Иоанна Златоуста – 28 сентября. Крестный ход с чудотворной иконой преподобных Зосимы и Савватия, совершаемый из приходской церкви в приписную 26 сентября, в 1909 году был перенесен на 25 сентября. 27 сентября, как обычно, была ярмарка. Перед революцией 1917 года в Борке за оградой стояла деревянная церковь с колокольней, выкрашенная снаружи в сиреневый цвет. Для богомольцев имелись два деревянных двухэтажных дома. Там же находились две деревянные сторожки, 15 деревянных лавок и келья, пожертвованная в 1913 году крестьянином Иваном Кузнецовым. Земля под церковью и постройками числилась в собственности крестьян Долговицкой волости.
Святыня Дружининой пустыни – чудотворная икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, хранилась в Долговицкой церкви, в Зосимо-Савватиевскую церковь приносилась накануне ярмарки. Службы в Зосимо-Савватиевской приписной церкви шли по воскресеньям.
Долговицкий приход. 19-20 век.
Деревни прихода относились к Шевденицкой волости Тотемского уезда и располагались по обоим берегам Кокшеньги. В селе Долговицкое в 1917 году стояли 2 деревянных церкви и одна каменная. Деревянная теплая церковь, построенная в 1716 году, освящена во имя святителя Николая Мирликийского. Деревянная холодная церковь, построенная в 1793 году, была двухпрестольной. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, придельный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Новая каменная церковь в одной связи с колокольней строилась с 1895 года по 1901 год и ещё не была освящена в 1917 году. До этой каменной церкви в селе Долговицкое стояла небольшая однопрестольная каменная церковь, её построили в 1843 году и освятили во имя Николая Чудотворца. В 1889 году из-за малой вместимости получено разрешение на её слом.
Приписные деревянные часовни стояли в 4-х деревнях прихода: в Парфеновской — иконы Божией Матери «Знамение», в Матвеевской – Сретения Господня, в Подволочной – великомученика Георгия Победоносца, в Проневской – святителя Николая Чудотворца. Церкви и часовни Долговицкого прихода не сохранились до нашего времени.
Македонская Н. М. Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=317