Железноборовский Предтеченский монастырь, заштатный, общежительный, при селе Железный Борок, в 15 верстах от города Буя. Основан в конце XIV века пр. Иаковом, мощи которого и почивают здесь (см. 11 апреля); на гробнице его находятся каменный крест и вериги, в которых он подвизался.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Иаково-Железноборовский мужской монастырь находится в Буйском районе на левом берегу реки Тебзы на расстоянии 85 км от города Костромы, от Буя в 15 км, располагался на буйском торговом тракте при селе , которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас — село Борок. Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Предание говорит, что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом,где преступники занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа. Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Василии Дмитриевиче преподобным Иаковом.
В «Описании Железноборовского монастыря» читаем: «…преподобный Иаков родился в Галиче, в семье благочестивых и благородных родителей — бояр Аносовых. Имя, данное ему при крещении, неизвестно. Еще в самых юных летах отрок обнаружил в себе стремление к благочестивой жизни…» «После ранней смерти родителей, исполненный глубокого смирения и духовной чистоты, ступил юноша в обитель преподобного Сергия Радонежского. От руки самого великого игумена он принял пострижение в монашество с именем Иакова. …Он испрашивает благословения преподобного Сергия и возвращается в родные места. Путь его лежит к реке Тебзе, на берегу которой он на какой-то день своего пути оказался, утомленный путешествием. Преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем.
В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой: помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели. В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: «поля остались несжатыми». В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем для всех приходящих. Во время борьбы за великокняжеский престол в 1429 году казанские татары совершили набег на костромскую землю. Набегу подвергся и Железноборовский монастырь. Он был разграблен и сожжен дотла. Преподобный Иаков со своей братией укрылся в глубине окружающего монастырь бора. Возвратившись на пепелище, иноки построили новую обитель. Незадолго до своей кончины преподобный Иаков был возведен в сан игумена. Скончался Иаков 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители.
Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой командный пункт, он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными деревнями. Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский сын из Галича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря: сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву отшельническую пустынь.
По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что «было в монастырских вотчинах 10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских, а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек». Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия, мы видим его в таком состоянии: «В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская, да 15 келий братских, а в них живет 32 человека». В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из иеромонахов Донского монастыря.
Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.
В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви — Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче — бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. Изобилие строевого леса, принадлежавшего Железноборовскому монастырю, определяло то, что при весьма не скудных средствах, в нем постройки долгое время были деревянными.
По монастырской описи 1743 года значатся все здания деревянные, а именно: 1. Церковь Рождества Иоанна Предтечи с пятью главами и папертью. 2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с пятью главами и с приделом Иакова Железноборовского Чудотворца. 3. Церковь теплая во имя святителя и Чудотворца Николая с одной главой и с трапезой. 4. Над святыми вратами церковь во имя трех святителей: Василия Великого,Григория Богослова и Иоанна Златоуста с одной главой и папертью. 5. Восьмиугольная шатровая колокольня с боевыми часами. 6. Вокруг монастыря ограда с пятью башнями. 7. Игуменские и братские кельи со службами. 8. В Брылевской пустыни, принадлежавшей монастырю, церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с одной главой и двумя братскими кельями.
Каменное строительство началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году игуменом Досифеем. Вскоре после этого началось строительство другой каменной церкви одноэтажной с пятью главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней. Церковь освящена игуменом Феофаном в 1761 году. Внутренность храмов украшена была резными и вызолоченными на полимент иконостасами со святыми иконами греческого письма. В 1811 году вместо деревянной ограды сделана новая, каменная, с небольшими по углам башнями. После 1825 года построены каменные настоятельские и братские кельи. Вне монастыря выстроена деревянная гостиница для приезжающих и богомольцев.
При игумене Порфирии (1843-1850) построены: одноэтажный небольшой корпус для гостиной внутри монастыря, каменный, с деревянной крышей; такой же корпус для братской трапезы близ башни, в которой прежде находился трехсвятительский храм. После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области.
По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно-Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития. На подворье подвизаются 13 человек братии. Наместником монастыря является иеромонах Ферапонт (Кашин). По информации с сайта: kostroma-eparhia.narod.ru
Обитель находится близ села, называемого «Железный Борок» (ныне село «Борок»), на левом берегу реки Тебзы; основана около 1390 г. преподобным Иаковом Железноборовским, происходившим из рода Галичских дворян Аносовых. Храмов два каменных: 1) соборный — в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен в 1757 г.). В 1837 г. с северной стороны собора был устроен придел в честь прп. Сергия Радонежского (освящен в сентябре 1838 г.); 2) в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя прп. Иакова Железноборовского (освящен в 1757 г.). За левым клиросом Богородицкого храма покоятся мощи прп. Иакова Железноборовского, обретенные 5 мая 1613 г.; на гробнице положены: каменный крест и вериги, в которых подвизался прп. Иаков. Известно, что до каменного храма на этом месте в 1689 и 1731 гг. строились деревянные церкви с таким же посвящением. В 1811 г. вокруг монастыря устроена каменная ограда. В 1929 г. Иаково-Железноборовский монастырь был закрыт. В 1995 г. начались работы по возрождению монастыря, в сохранившемся трапезном корпусе устраивается домовая церковь во имя Трех Святителей. В 2004 г. монастырь был возобновлен, как самостоятельная обитель. Расстояние от Костромы 85 в., от г. Буя 15 в. Ближайшие церкви: Христорождественская села Борок в 1/2 в. и Воскресенская села Лужки в 8 в. Железноборовскому монастырю принадлежала Брылеева пустынь, которая находилась в 4верстах к юго-востоку от обители и к настоящему времени не сохранилась.
В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Галичский уезд. В июне 1634 г. «запечатана грамота благословенная по челобитью Галиц. уезда Рождества Ивана Предтечи Железнаго Борку игумена Иосифа с братьею в тот монастырь на старое сгорелые на два престола». В ноябре 1643 г. «запечатана благословенная грамота по челобитью Галиц. уезда Рождества Иоанна Предтечи монастыря Железнаго Борку игумена Левкея с братьею на два престола Рождества Иоанна Предтечи да пр. чуд. Иакова».
В сентябре 1716 г. «Железно-боровскаго монастыря игумен Петр с братиею в патр. казен. приказ писал: «в прошлом 1714 г. били челом чтобы построить церковь Николая чуд. деревянная теплая по обещанию на старом погорелом месте и по указу велено на тое церковь лес ронить и в том лесу церковь строить, а в нынешнем 1716 г. та церковь построена и ко освящению изготовлена и просим о освящении тое церкви указ и антиминс послать на освящение той церкви, и освятить тое церковь Железноборовскаго монастыря игумену Петру».
В январе 1726 г. «синодальной области Галиц. уезда Железноборовскаго монастыря игумен Иосаф с братиею в синод. казен. приказ писал: «в прошлом 1667 г. по указу во оном Железноборовском монастыре построена церковь Рождества Пр. Богородицы с приделом Иакова Железноборовскаго чуд., и ныне оная церковь весьма обветшала и сгнила и развалилась и священнодействовать стало невозможно, и чтоб указом повелено было вместо оной ветхой церкви построить на падаемые от христолюбивцов деньги новую церковь, дабы в том монастыре без пения церковнаго священнослужения не было и о том строении дать указ».
В феврале 1731 г. «Железноборовскаго монастыря игумен Феодосий в синод. казен. приказ писал, что церковь Рождества Пр. Богородицы с приделом Иакова Железноборовскаго чуд. деревянная построена и к освящению изготовлена совсем, а прежний антиминс в целости и чтоб повелено было о освящении новопостроенной церкви с приделом объявленнаго монастыря игумену Феодосию дать указ».
http://www.old-churches.ru/bu_056.htm
Основан в кон. XIV — нач. XV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442). Сведения об основании Ж. м. содержались в Житии прп. Иакова, написанном настоятелем мон-ря игум. Иоасафом в 1598 г. и известном лишь в списке в составе конвюлота из разновременных тетрадей кон. XVIII — нач. XIX в. (РНБ. Тит. № 3800. Л. 50-55), в пересказах историков и краеведов XIX в. (Филарет (Гумилевский). 2008; Воскресенский А.; Румянцев П. и др.).
Согласно Житию, прп. Иаков был учеником и пострижеником прп. Сергия Радонежского. Ок. 1390 г. по благословению прп. Сергия он ушел из Троице-Сергиевой обители в Галичское княжество. Остановившись на берегу р. Тёбзы (левый приток р. Костромы) у с. Железный Борок (ныне с. Борок; название «Железный» связано с тем, что в XIV-XV вв. село и его окрестности являлись центром добычи болотной железной руды), прп. Иаков «заснул и увидел чудный свет, озаривший это место. Приняв видение сие за знамение благоволения Божия к месту сему, он решился здесь пустынножительствовать, и, испросив на то позволение местных жителей, поставил на месте видения крест и по времени небольшую для себя келью и здесь к удалению от мира проводил время в посте, молитве и трудах». Вскоре сложилась небольшая иноческая пустынь, прп. Иаков учредил для братии общежитие, «заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим». Согласно пересказам Жития, в 1390 г. прп. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12-15). В церковной традиции именно 1390 г. считается датой основания обители.Ж. м. пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Согласно пересказам Жития, в марте 1415 г. прп. Иаков находился в Москве, в Иоанно-Предтеченском мон-ре. В это время у супруги вел. кн. Василия I Димитриевича вел. кнг. Софии Витовтовны происходили тяжелые роды. Прп. Иаков предсказал благополучный исход и рождение наследника, впосл. вел. кн. Василия Тёмного (Там же. С. 15). Однако в Московском летописном своде кон. XV в. говорится, что о разрешении от бремени вел. кнг. Софии молился непоименованный «некыи старец свят» из муж. мон-ря во имя Иоанна Предтечи «под Бором, за рекою Москвою» (ПСРЛ. Т. 25. С. 241). Считается, что в знак благодарности вел. князь передал Ж. м. земли и «милостыню многу» на строительство мон-ря.Ранний период истории Ж. м. пришелся на эпоху многолетней войны между вел. кн. Василием Тёмным и галичскими князьями. В янв. 1429 г., воспользовавшись междоусобной борьбой рус. князей, казанские татары подвергли Костромской край опустошительному нашествию, мон-рь на Тёбзе был разорен. Насельники во главе с прп. Иаковом укрылись в лесах, затем вернулись и восстановили обитель. Считается, что незадолго до смерти прп. Иаков был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. Основатель был погребен в мон-ре, над его захоронением поставлена часовня. Почитание прп. Иакова началось вскоре после его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным… чудотворцем» (Бередников Я. О некрых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. № 625. Л. 90-104), отдельный список XIX в. (РНБ. Собр. Колобова. № 160); в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. 553/572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом.Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В Никоновской летописи сказано: «К князю же великому весть прииде на Борок, что верх его; он же благодарив Бога и Пречистуя Матерь Его и великих чудотворцев, и молебнаа совершив в церкви святаго Иоанна Предтечи, и поиде к Галичю» (ПСРЛ. Т. 12. С 75). Впосл. в Ж. м., у раки прп. Иакова, хранились стальная кольчуга, по легенде принадлежавшая вел. кн. Василию и подаренная им обители.Согласно пересказам Жития, в 1-й пол. XV в. в лесу, в 4 верстах от Ж. м., ученик и постриженик прп. Иакова прп. Иаков Брылеевский основал небольшую Брылееву пуст., к-рая до нач. XX в. являлась скитом мон-ря. Возможно, в нач. XVI в., во время нашествия казанских татар на Ж. м., были убиты игумены прмч. Вениамин Железноборовский и прмч. Савва. В нач. XVII в. в Ж. м. «поживе немного» Отрепьев — будущий Лжедмитрий I (Там же. Т. 14. С. 59). Ж. м. и Брылеева пуст. пострадали в Смутное время. В «Росписи русского войска» Московского стола 1604 г. упомянуты монастырские 5 чел. «конных да 3 лошади, а за ними для береженья и корму 1 чел. И те лошади и человек взяты под наряд». В 1612 г. Ж. м. и Брылеева пуст. были сожжены поляками, затем мон-рь был восстановлен.В результате пожертвований Ж. м. был владельцем ряда земель, деревень и пустошей в Костромском у. Так, в кон. XV в. обители был пожалован наволок Нема на р. Костроме. После судебных тяжб из-за него между игум. Игнатием и крестьянами Корежской вол. Галичского у., в 1492 г., Ж. м. уже сдавал наволок в аренду. Тяжба между волостными крестьянами и др. настоятелем, игум. Ионой, велась и в 1521 г. (см.: Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 462-477). По-видимому, уже к сер. XVI в. у Ж. м. сложилась достаточно крупная вотчина в Корежской вол. Галичского у., права на владение к-рой обители подтверждали грамотами Иоанн IV Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов (от 9 авг. 1599). 8 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права Ж. м. на прежние владения и пожаловал обители наволок Княж в Галичском у. и рыбную ловлю на Святом оз. (в 7 верстах от мон-ря) с освобождением от платежа оброка в казну. По писцовым книгам Галичского у. 1627-1635 гг. мон-рю в уезде принадлежали слободка Селезнева, села Контеево, и Сельцо, 47 деревень и 3 починка, в к-рых проживало 413 чел. По писцовым книгам Костромского у. 1629-1630 гг. мон-рю в уезде принадлежало 12 деревень, починок и полудеревня, в к-рых проживало 589 чел. В 1678 г. в Костромском и Галичском уездах мон-рю принадлежало 343 крестьянских и 48 бобыльских дворов, 10 дворов служебных и 8 дворов монастырких рыбников (всего 1501 чел.). В XV-XVII вв. мон-рь имел 4 подворья: в Костроме и в Галиче, два в Буе (в городе и на посаде).В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодиями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю. В нач. XVIII в. согласно указу Петра I с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные» Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовский мон-рь, в 1748 г. — костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие («инвалиды»): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (1 поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян.В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, мон-рь обеднел, но с нач. XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в. — уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г. только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г. 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, 1 белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождество Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время Первой мировой войны при мон-ре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел.К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1 игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 г. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминается также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братских кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1об.). К 1745 г. была построена 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.В 1753-1757 гг. в Ж. м. при игум. Досифее вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской Духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи. Храм Рождества Богородицы — характерный для Костромской губ. пример постройки, сочетающей приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. 2-светный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера — обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую, относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами.В 50-е гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в к-рых размещались ризница и б-ка.По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.С зап. стороны к храму примыкает неглубокий (в одну ось окон) притвор, соединяющий храм с колокольней, к-рая стоит непосредственно за алтарем Богородице-Рождественского храма и образует выразительную вертикальную доминанту, объединяющую ансамбль из 2 храмов. Первоначально многоярусная 8-гранная колокольня была увенчана деревянным шатром (в 1803 г. он был заменен кирпичным). Пропорции колокольни — очень высокая восьмериковая часть с 2 ярусами звона и крутой, относительно невысокий шатер с неск. рядами слухов — характерны для колоколен Костромской губ.В 1809-1811 гг. каменная ограда с 3 небольшими угловыми башнями сменила прежнюю деревянную; в 4-м сев.-вост. углу к башне с Трехсвятительским храмом (упразднен в 1838) пристроена братская трапезная (1843-1850). Это прямоугольное в плане здание с 3-скатной кровлей. Декор трапезной крайне аскетичен. В XIX в. в Ж. м. были также построены каменные 2-этажный келейный корпус (1825) и др. здания, в т. ч. каменный житный амбар (1811), деревянная гостиница для богомольцев (1819) за стенами обители. Близ мон-ря находилась деревянная часовня.Под спудом в Богородице-Рождественской ц. покоились мощи прп. Иакова Железноборовского. В несохранившихся документах упоминалась деревянная резная гробница, поставленная 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея (см.: Воскресенский. Кострома, 1913. С. 135). В 1837 г. в сквозной арке, соединявшей основной объем Богородице-Рождественской ц. с приделом прп. Иакова, была установлена чеканная посеребренная медная рака, устроена деревянная вызолоченная сень. В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была вновь посеребрена и покрыта стеклянным футляром. Рядом с ракой висели железные вериги и крест, по преданию, принадлежавшие прп. Иакову.Согласно недатированным фрагментам монастырской описи (6 листов; скоропись), в XVIII в. в деревянной Богородице-Рождественской ц. находился чтимый образ прп. Иакова Железноборовского, «оклад басенной ветхий, два венчика все серебряны» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212. Л. 1) и др. его образ, в чеканном окладе, украшенном 13 драгоценными камнями «разных цветов» (Там же). В 1912 г. в мон-ре хранились пожалованная царем Михаилом Феодоровичем надгробная икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в богато украшенном окладе; др. икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в 1654 г. была украшена посеребренной медной ризой и сребропозлащенным окладом. В часовне близ мон-ря находилась житийная икона преподобного.Среди др. святынь — «обложенная позолоченным бассебным серебром» икона Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Савватием и Зосимой Соловецкими, свт. Николаем Чудотворцем и Сергием Радонежским (Там же. Оп. 11. Д. 1969. Л. 19-20об.), образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святыми Авраамием Городецким, Иаковом Железноборовским, Макарием Унженским и Николаем Чудотворцем, иконы прп. Варлаама Хутынского, св. царевича Димитрия Иоанновича, мч. Христофора в серебряных окладах. В Ж. м. хранились 4-конечный сребропозлащенный крест с 14 частицами мощей (пожалован помещицей г. Нерехты В. В. Килениной), врезанный в обложенную серебряной ризой икону Нерукотворного образа Спасителя, а также 8-конечный напрестольный крест в серебряном окладе с 23 частицами мощей (согласно надписи, «построен» в 1778 игум. Досифеем). Вероятно, из Ж. м. происходит ростовая икона прп. Иакова Железноборовского (3-я четв. XVIII в.), в 2008 г. находится в костромском Богоявленском Анастасиином мон-ре (см.: Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. № 248. С. 603). В Буйском краеведческом музее (Ф. 21) хранятся вериги, по преданию принадлежавшие прп. Иакову, к-рые в 1946 г. были переданы в музей жительницей с. Борок.В нач. XX в. в книжном собрании Ж. м. имелись рукописные книги XVI-XVII вв., в т. ч. Евангелие 1508 г. (устав), переданное в мон-рь в 1561 г. при игум. Феогносте, Евангелие 1570 г. (устав), Евангелие толковое (устав), переписанное в июне 1596 г., Минея месячная (полуустав), переписанная в 1536 г. при игум. Нифонте Ф. Ивановым (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-90), а также сохранившаяся до наст. времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г. при игум. Нифонте дьяком Софронием (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430). Синодик мон-ря сохранился в списках сер. XVII и 2-й пол. XVIII в. (Костромской музей-заповедник. КОК 627, 24419). В мон-ре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие нач. XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апрокос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (Москва, 1701), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, неизвестна. Нек-рые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях.В 1919 г. Ж. м. был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе заведующего подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайне мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим, и 2 года пробыл в СЛОНе. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов Павел Владимирович), чтимый в Костромской епархии пастырь.Окончательному закрытию Ж. м. предшествовал показательный судебный процесс, к-рый выездная сессия Буйского районного суда провела в Борке 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелиг. лекций и т. д. В начале процесса гос. обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, к-рое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в церкви Рождества Бо-городицы мощей не обнаружилось: были найдены неск. свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизвестном месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых. В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 годам лишения свободы с последующей высылкой из Костромского окр. на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии мон-ря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Боровской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».Остававшаяся в Ж. м. братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 1930-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в мон-ре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) ц. в Брылеевой пуст. после закрытая Ж. м. была разрушена. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. Ж. м. получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 1960-90 гг. здания мон-ря стояли заброшенными.5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход от Борков к мон-рю возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов; 1906-1994), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К марту 2008 г. в Ж. м. проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).
По материалам: «Православная энциклопедия, том 19», https://www.sedmitza.ru/text/1157388.html
Монастырь Железноборовский Предтеченский, сер. 18 — сер. 19 в. Костромская область, Буйский р-н, Борок с. (Боровской сел. адм.). Местонахождение ОКН на 1917 г.: Борок (Железный Борок), Буйский у., Костромская губ.
Один из немногих хорошо сохранившихся в сельской местности Костромской области монастырей, в комплексе которого преобладают формы, связанные с традициями допетровского зодчества, характерными для провинциальной архитектуры сер. 18 в. Живописно расположен на западной окраине села, по обеим сторонам ручья, впадающего в реку Тебза, которая протекает в 100 метрах к северу от монастыря. Основная часть комплекса почти со всеми постройками занимает мысовую возвышенность, омываемую ручьем с юга и востока. Монастырь основан около 1390 г. учеником Сергия Радонежского Иаковом Железноборовским, происходившим из рода бояр Аносовых (Амосовых). При нем были выстроены две деревянные церкви: сначала храм Рождества Иоанна Предтечи (возможно, шатровый), а в 1429 г. – Николая чудотворца с трапезной, а южнее храмов выкопаны два пруда. В течение 15-16 вв. Железноборовский монастырь стал обладателем целого ряда сел и деревень, а также значительных земельных угодий, пожалованных великими князьями и царями. В нач. 17 в. в обители был пострижен в монахи будущий Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). До сер. 18 в. все постройки комплекса оставались деревянными. В сер. 17 – 1-й трети 18 в. заменялись приходившие в ветхость храмы, возводились новые церкви и прочие строения. В 1650 г., вместо прежней, поставлена новая церковь Рождества Иоанна Предтечи, в 1667 г. срубили церковь Рождества Богородицы с приделом Иакова Железноборовского. В 1716 г. заново возвели теплую церковь Николая Чудотворца, а в 1728 г. – церковь Рождества Богородицы.
Некоторое представление об архитектурном комплексе, сложившемся к сер. 18 в., дает монастырская опись 1743 г., в которой упоминаются пятиглавые церкви Рождества Иоанна Предтечи (с папертью) и Рождества Богородицы с приделом Иакова Железноборовского, одноглавые храмы Николая Чудотворца с трапезной и надвратный Трехсвятительский с папертью, восьмигранная шатровая колокольня с боевыми часами. На территории монастыря, окруженной рубленой оградой с пятью башнями, располагались также игуменские и братские кельи со службами. В сер. 18 в. оба главных храма монастыря были выстроены из кирпича: в 1753 – 1757 гг. церковь Рождества Богородицы с приделами Иакова Железноборовского и Николая Чудотворца, к 1761 г. – собор Рождества Иоанна Предтечи с отдельно стоявшей колокольней. Вероятно, в кон. 18 в. к храму были пристроены западная паперть, соединившая его с колокольней, и северный придел Сергия Радонежского. В 1820-1833 гг. на средства Н.Г. Львова его мастерами был устроен четехъярусный иконостас. Дальнейшее каменное строительство пришлось на 1-ю пол. 19 в. В 1811 г. деревянная ограда была заменена кирпичной высотой около 3 метров с небольшими угловыми башнями. Тогда же был сооружен каменный житный амбар. Около 1825 г. возведен корпус настоятельских и братских келий, в период с 1843 по 1850 гг. – башня-часовня Трех святителей с трапезной и гостиница. Ранее, в 1816 – 1819 гг., за пределами монастыря поставлены деревянные гостиница и лавки. В 1861 г. производилось значительное обновление интерьеров обеих церквей, а фасады монастырских построек были побелены. Тогда же в церкви Рождества Богородицы был упразднен придел Николая Чудотворца. После закрытия монастыря в 1929 г. часть его сооружений была разрушена, часть искажена. Разобраны почти вся ограда и башни, деревянные гостиница и лавки. Южная часть территории частично застроена сельскими домами и прорезана улицей села. В настоящее время постройки монастыря – кирпичные, оштукатуренные или побеленные по кладке – восстанавливаются.Монастырь занимает довольно большую территорию, близкую по форме трапеции, с пересеченным рельефом местности. При этом основные постройки монастыря сосредоточены на ровной верхней площадке мыса, вытянутой в направлении запад – восток. Взаимное расположение зданий, поставленных близко друг от друга на небольшой территории, создает свободную композицию, лишенную осевого и симметричного принципов объемно-пространственного построения. Живописный силуэт архитектурного комплекса определяют пятиглавия обоих храмов и высокая шатровая колокольня. В центральной части монастыря стоит церковь Рождества Богородицы. В нескольких метрах к юго-востоку от нее расположен собор Рождества Иоанна Предтечи. Примыкающая к нему с запада колокольня в панорамах монастыря, открывающихся с южной и северной сторон, воспринимается как вертикальный акцент, размещенный между двумя храмами. Юго-западнее церкви Рождества Богородицы, вдоль западной границы комплекса вытянулся корпус настоятельских и братских келий. Рядом поставлен амбар, выступавший за линию ограды как с внутренней, так и с внешней стороны. К востоку от собора в линию ограды включена трапезная и примыкающая к ней угловая башня-часовня Трех святителей. Ландшафтную, южную часть монастырской территории почти целиком занимают два пруда, устроенные на ручье. Восточнее, в линии ограды, на границе с сельской застройкой стоит гостиница. От глухой ограды сохранился небольшой фрагмент на северной стороне монастырской территории.
Трапезная
Одноэтажная с подвалом прямоугольная в плане постройка под вальмовой кровлей, северным торцом примыкает к башне-часовне. На западном фасаде, ближе к башне выделен полукруглый выступ входного тамбура, который увенчан килевидным кокошником. Стены прорезаны прямоугольными окнами, завершены гладким фризом и простым карнизом. Пространство первого этажа разделено двумя поперечными капитальными стенами на три неравные части. Под южной частью трапезной из-за падения рельефа устроен небольшой сводчатый подвал.
Корпус настоятельских и братских келий
Корпус настоятельских и братских келий выстроен в сдержанных формах позднего классицизмам. Двухэтажное с подвалом здание представляет собой вытянутый в направлении север-юг прямоугольный в плане корпус под вальмовой кровлей. С севера он удлинен пристройкой 2-й пол. 20 в. Фасады имеют симметричные композиции в семь осей проемов на продольных сторонах и в пять осей на торцах. Средняя одноосевая часть главного (восточного) фасада акцентирована легким ризалитом с деревянным треугольным фронтоном, прорезанным круглым окном в тимпане. Такой же фронтон помещен над средней осью западного фасада. Цоколь здания выделен небольшим уступом, между этажами проходит карниз, состоящий из крупных полувала и полки, завершаются фасады неполным антаблементом с узким гладким фризом и многообломным карнизом. В ризалите карниз обогащен лентой ступенчатых консолей. Все окна прямоугольные с профилированными подоконниками. Перед входом, расположенным в ризалите, во 2-й пол. 20 в. сделано крыльцо, заменившее деревянный граненый тамбур с килевидным завершением.Основу внутренней планировки составляют капитальные стены, которые во всех этажах образуют поперечный коридор на всю ширину корпуса, делящий пространство на две равные части. В подвале продольная стена каждую из них в свою очередь делит на два неравных помещения. В первом и втором этажах планировка дополнена несколькими тонкими перегородками.
Ограда представляет собой невысокую глухую стену, расчлененную возвышающимися над ней квадратными в сечении столбами на равные прясла. С внешней стороны прясла разделены лопатками и обработаны арочными нишами, остальная плоскость стены покрыта ленточным рустом. Северо- и юго-западный углы ограды акцентированы башенками с глухими квадратными в сечении основаниями и высокими пирамидальными завершениями.Однопролетные ворота с арочным проемом отличаются стройной композицией. Их пилоны, с внешней стороны обработанные парами пилястр, увенчаны аттиком, силуэт которого определяют волюты по бокам и треугольный фронтон в завершении. Над фронтоном поставлена главка, а по центру аттика помещена квадратная ниша для киота.
Библиография: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва, 1852. С. 159 (издание 2000. С. 150–151); Самарянов В.А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 113, 114, 115; Румянцев П. Описание Железноборовского монастыря Костромской губернии Буйского уезда. Кострома, 1873; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. М., 1892. № 796. С. 132; Покровский С. Преподобный Иаков, игумен Предтеченского Железноборовского монастыря Костромской губернии Буйского уезда. Казань, 1899; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 324; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 133-135; Православные русские обители / Сост. П.П. Сойкин. СПб., 1910 (репринт 1994). С. 255; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 36-38; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 38-47; Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома, 2005. С. 18-41; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 98-105.
http://svodokn.ru/object/101513630?open=true