Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь.

БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в.
Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена «тщанием» астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана).
Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 — нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней — вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.
Настоятельский корпус — двухэтажное узкое прямоугольное здание, сильно вытянутое по оси север-юг. Нижний кирпичный этаж оштукатурен, надстроенный верхний рублен из бревен и обшит тесом. Скромный декор сосредоточен на главном, восточном фасаде. В первом этаже он в известной степени близок убранству Казанской церкви: рустованные или украшенные крестообразными нишами лопатки на углах и против внутренних стен и широкий карниз простого профиля, состоящий из полок. Второй этаж — с дощатыми пилястрами на углах, скрывающими торцы бревен, простыми рамочными наличниками окон, широким фризом с накладными ромбами и карнизом. Центр главного фасада отмечало деревянное крыльцо на столбиках, поддерживающее балкон второго этажа. Планировка здания архаична: сени в центре разделяют его на две части — с большой палатой справа (в северной части корпуса) и двумя меньшими, поставленными одна за другой, — слева. Почти все окна палат выходят на главный фасад. Комнаты верхнего этажа связаны между собой коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные. В сенях сохранилась лестница с балясинами.
Братские кельи — двухэтажное Г-образное в плане здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное. Простое фасадное убранство в духе позднего классицизма представлено междуэтажной тягой, венчающим карнизом, скромными рамочными наличниками верхних окон с лучковыми перемычками, которые объединены подоконной тягой со спусками под их угловыми частями. На западном торце четырехколонный портик поддерживает деревянную веранду второго этажа. Помещения с плоскими деревянными перекрытиями связаны между собой коридором, проходящим посредине здания.
Жилой корпус. Архитектурные формы кирпичного одноэтажного дома с деревянным мезонином характерны для периода эклектики. Объемная композиция прямоугольного в плане здания необычна благодаря продольному расположению мезонина, придающего зданию вид базиликальной постройки. Силуэт здания обогащают маленькие островерхие башенки: по углам кровли мезонина — на главном западном торцовом фасаде и на коньке кровли — на восточном. Остекленные веранды в средних частях протяженных боковых фасадов, подведенные под двускатную кровлю мезонина, относятся к советскому времени.
Оштукатуренные стены основного этажа отделены от мезонина профилированным карнизом. В противоположность остальным прямоугольным проемам, лишенным обрамлений, наличники окон мезонина на главном фасаде украшены глухой резьбой, особенно нарядной в их щипцовых завершениях; резьба здесь покрывает также угловые лопатки. Разорванный фронтон имеет в центре сердцевидную нишу с маленьким слуховым оконцем в позднем обрамлении.
Амвросий, 1813, ч. 3, с. 427-428, ч. 6, с. 603; И.С. (Способин), 1845, с. 13-14; Торжество.., 1854; Голышев, 1868; Он же, 1871; Зверинский, 1890, с. 103-104, № 84. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 644-648

Борковская Николаевская пустынь, заштатная, общежительная, в Вязниковском уезде, в 1 версте от слободы Холуя, в 45 верстах от города Вязников. Основана в 1650 году князем Иваном Дмитриевичем, по завещанию отца своего, князя Д.М. Пожарского, стоявшего в 1612 году на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей святых угодников, Святой Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 году епископом Мефодием, возобновителем пустыни, и святого Николая чудотворца — жертва князей Пожарских.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

«Борковская общежительная Николаевская пустынь находится Владимирской губернии Вязниковскаго уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в разстоянии от губернскаго города Владимира 101 верста, уезднаго Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.В древности здесь быль дремучий лес (бор), от него пустынь и получила название Борковской, а Николаевской по основанному в ней в первое время храму; с начала она называлась «Борковскою Николаевскою», а со времени возобновления преосвященным Мефодием епископом Астраханским 1764 г. по 1787 год называлась только «Борковскою», с 1787 г. по освящении Троицкой церкви именовалась «Борковскою Троицкою» пустынею, в настоящее же время называется «Борковскою общежительною Николаевскою».
Пустынь расположена на пойме, с двух сторон с северозапада обложена лесом, наружный вид ея довольно живописен, со всех 4 сторон обнесена каменной оградой с четырьмя по углам башенками, к юго-востоку от двух входных ворот возвышается большой каменный двуэтажный корпус, внутри ограды две каменныя церкви и невысокая колокольня архитектуры XVII века, в orpаде размещены 2 деревянных на каменных фундаментах корпуса для настоятеля и братии, к главному входу в святыя ворота oт проезжей дороги ведет дорожка, усаженная деревьями.
При самой дороге выстроена в недавнее время деревянная небольшая часовня, с иконой св. Николая чудотворца, направо от главнаго входа невдалеке от ограды двуэтажный деревянный дом гостиницы для богомольцев, с северной стороны около самой ограды виднеются вековыя деревья; окружность ограды имеет с восточной стороны 58 сажень, северной 47, южной 40 и западной 56,5; входов и въездов в пустынь три, главный вход с восточной стороны, вторые ворота с южной, чрез которые подъезд к парадному крыльцу корпуса, третьи ворота с северной стороны, собственно имеющие выход для монастырских надобностей; внутри монастыря расположено небольшое кладбище, и такое же кладбище находится за оградой вне монастыря, с северной стороны. 
Борковская пустынь относится к древним памятникам здешней губернии. Она основана «иждивением князя Иоанна Дмитриевича Пожарскаго по завещанию его родителя князя Дмитрия Михайловича. В несчастную годину России, во время междуцарствия, в 1612 году, князь Дмитрий Михайлович, идя с дружиною на избавление Москвы, на семь месте имел остановку на несколько времени, и вместе с прибывшей сюда новой дружиной дал обет пред всемогущим Богом мужественно понести все трудности и опасности в предстоящей борбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, и не щадить самой жизни, чтобы отстоять Москву, и спасти отечество; в память сих св. чувств в благодарность Богу, тогда же положил, основать на оном месте обитель во имя св. Николая чудотворца. Она построена около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарскаго. Обитель во имя св. Николая чудотворца, церковь и кельи были построены в то время деревянныя, обнесена оградой также деревянной. Сколько было тогда братии неизвестно; только что обитель находилась в числе штатных монастырей с правом игуменства». 
По смерти основателя и рода его обитель, оставаясь чрез долгое время без поддержки, пришла в бедное и разрушенное состояние, церковь самая сгорела, и обитель по состоявшемуся в 1761 году учреждению штатов о монастырях была упразднена. «Пустынь возобновлена вновь преосвященным Мефодием епископом Астраханским. Епископ Мефодий был урожденец Холуйской слободы, сын священника Троицкой церкви Петра».
В царствование Императрицы Екатерины II на пожертвование преосвященнаго Мефодия, при Геннадии епископе Суздальском и Юрьевском, Борковская пустынь выстроена снова, церкви и ограда каменныя, родными племянниками преосвященного Мефодия «священником Алексеем Гавриловым и крестьянином Абрамом Степановым». Ими отстроены две церкви сначала теплая Казанская, а потом холодная, что ныне Троицкий собор, с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; оба храма освящены в разное время, как видно из храмозданных крестов и двух холстинных антиминсов; первоначально освящена церковь Казанская во имя св. Троицы, а потому она переименова в Казанскую, как и предназначалась быть во имя Казанския Божия Матери. Внизу храмозданнаго креста приписано чернилами: «преименован сей святый храм во имя явления Казанския Богородицы по благословению преосвященнаго Виктора епископа Владимрскаго при строителе иеромонахе Арсении, октября 27 д. 1787 года»…»
По книге «Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Дмитриевичем». 
Составил Н. Голышев, Владимир, 1871″

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?