Небольшая деревянная церковь Положения ризы Богоматери села Бородава близ Ферапонтова монастыря относится к числу уникальных и ярких памятников искусства последних десятилетий XV века. Прежде всего, это один из древнейших сохранившихся образцов русского деревянного зодчества. Не менее важно и то, что до наших дней уцелела часть первоначального иконного убранства храма. Наконец, известны заказчик сооружения и точная дата его создания.
О строительстве деревянного храма во владениях монастыря Рождества Богоматери в Ферапонтове известно из надписи на уцелевшем холщовом антиминсе: «Освятися олтарь великаго Господа Бога Спасанашего Исуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честного Положения ризы смиренным архиепископом Иосафом при благоверном князе Иване Васильевиче и сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова Пресвятыя Богородицы». При переводе на современное летоисчисление при сентябрьском годовом цикле дата освящения приходится на 1 октября 1485 года. Позднее, в 1489 году, в одной из грамот Ростовской архиепископской кафедры церковь названа поставленной архиепископом Иоасафом «нанове». Грамота освобождала храм от различных даней и пошлин. При этом в ней специально оговаривалось, что сделано это в память заслуг покинувшего кафедру и вернувшегося в Рождественский Ферапонтов монастырь Иоасафа («бывшего деля архиепископа»).
Небольшая деревенская церковь Положения ризы Богоматери, построенная на средства ростовского владыки, относится к простейшему типу клетских сооружений и не идет ни в какое сравнение с теми грандиозными и, видимо, изощренными по формам храмами, которые возводились современными ей ростовскими «древоделами». Она состоитиз трех срубов разного размера и высоты — собственно храма, алтаря и трапезной, которая первоначально была окружена открытой галереей-папертью, уничтоженной при ремонте 1848 года. В 1957 году церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря с последующей реставрацией в процессе сборки и, кажется, лишь благодаря этому сохранилась до наших дней.
Клетский тип, к которому принадлежит заказанная архиепископом Иоасафом церковь Ризоположения, несомненно, преобладал в русском деревянном зодчестве. По своим основным признакам клетские церкви мало чем отличались от жилых построек и вместе с тем были принципиально с ними не схожи. Вертикальная ориентация двускатных кровель, их подчеркнутая «островерхость» (в отличие от более ранних клетских храмов, таких как, предположительно самая ранняя из них, Лазаревская церковь Муромского монастыря в Карелии, относимая к концу XIV в.) делает эти строения подчеркнуто представительными. Такова, например, Георгиевская церковь в селе Юксовичи под Петербургом (некоторые исследователи предположительно датируют ее 1493 г.), которая благодаря наличию дополнительного уступа кровли выглядит более значительной, чем бородавский храм. Скромность облика Ризоположенской церкви, видимо, определялась условиями заказа. Вместе с тем ее архитектуре свойственны отточенная ясность пропорций, устремленность вверх, строгое чередование объемов от трапезной к небольшому четверику и алтарной части.
Выразительность клетских храмов значительно усиливалась благодаря особенностям организации интерьера, отличавшегося от интерьеров жилых построек. Храм был открыт для молящихся от входных дверей через трапезную до алтарной преграды, обычно включавшей Царские врата, иконы местного и размещенного выше деисусного ряда, а в более крупных сооружениях — праздничный и пророческий ряды. В интерьере церкви Положения ризы обращает на себя внимание легкая «вспарушенность» потолочного перекрытия основного объема, что создавало дополнительный пространственный эффект.
Иконостас бородавского храма в соответствии с размерами четверика был невелик и состоял из двух ярусов. Нижний включал сохранившуюся до наших дней храмовую икону Положения ризы Богоматери справа от Царских врат. Вторым ярусом был деисусный чин. Обычные для более крупных сооружений того времени праздничные иконы и достаточно часто встречающийся пророческий чин здесь отсутствовали. Начиная с XVI века некоторые утраченные произведения из иконостаса 1485 года неоднократно восполнялись. К наиболее значительным из таких новых икон относятся центральные образы деисусного чина и Царские врата. Причиной замены в данном случае, насколько можно судить, был пожар, следы которого заметны на храмовой иконе. К настоящему времени от первоначального ансамбля уцелела икона «Положение ризы и пояса Богоматери», а также иконы деисусного чина «Святитель Василий Великий», «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий». К началу XVI столетия относится выносная запрестольная икона с «Богоматерью Одигитрией» на лицевой стороне и поясным изображением святителя Николая Чудотворца на обороте.
Большинство произведений из Бородавы, как современных освящению церкви, так и позднейших, созданных в XVI веке, относятся к значительным явлениям иконописи своего времени. Образуемый ими ряд вполне наглядно иллюстрирует эволюцию художественной жизни Белоозера на протяжении конца XV и XVI столетий.
Бородавскую церковь Положения ризы Богоматери освятили ровно через два месяца после окончания строительства митрополичьего Ризоположенского храма в Московском Кремле, сменившего церковь при «каменной полате» митрополита Ионы. Так называемая «полата» была поставлена незадолго до памятного события 1451 года — «скорой татарщины», когда «в пяток, в 2 июля на Положение риз Богородици» под стенами Москвы появились отряды татар, внезапно отступившие на следующее утро. Посвящение бородавского храма Положению ризы лишний раз указывает на известную по документам причастность Иоасафа к столичным кругам, в данном случае — к митрополичьему окружению. Для нас важен факт существования московской иконы 1485 года (поскольку трудно предполагать, чтобы храмовая икона 1450 г. уцелела в упоминаемом летописями пожаре 1473 г.) с относительно редким в русской живописи сюжетом «Положение ризы Богоматери».
«Положение ризы и пояса Богоматери во Влахернах» — таково полное название иконы из Бородавы — имеет уникальную иконографию. благодаря объединению двух событий: положения пояса в Халкопратийском храме и положения ризы в дворцовой церкви во Влахернах. Причиной этого, по-видимому, послужило позднейшее перенесение поясаиз Халкопратии во Влахерны, о чем на Руси знали с XII века. Уже древнейшие русские изображения этих сюжетов имеют парный характер. Так, они представлены в нижнем ярусе западных врат Рождественскогособора в Суздале начала 1220-х годов. В 1195 году в Новгороде была построена надвратная церковь «во имя святыя Богородицы положения ризы и пояса». Столетиями позднее сцена совмещенного возложения святынь нашла место в росписи монастыря Сучевица в Молдове (около1601 г.), хотя здесь надпись отмечает только акт положения ризы.
По сравнению с клеймом суздальских врат, в иконе из Бородавы нет принципиальных сюжетных изменений: в обеих композициях престол с киворием помещен в центре, а по сторонам от него располагаются группы персонажей, включающие патриарха и императора. Однако в изображении на вратах ризы возлагает на престол сама Богоматерь, которую сопровождают два ангела. Клеймо врат сочетает признаки разных редакций, следуя не тексту, а традиции осмысления событий, поскольку перенесение ризы из Иерусалима во Влахерны считалось проявлением особого благоволения Богоматери к императорскому дому и константинопольской кафедре. В изображении на вратах «благоволение» реализуется как действенный акт. Бородавская икона ближе к исходной историко-литературной канве, как бы к начальной ступени восприятия сюжета. При этом развитию действия сообщается и большая точность: в церемонии участвуют император (Лев I) и патриарх (Геннадий I), в то время как на клейме суздальских врат главная роль отведена патриарху.
Подбору персонажей на иконе из Бородавы присуща определенная логика, которая соответствует значению события, привлекающего к себе внимание всей византийской столицы: в церемонии участвуют императрица и придворные дамы, Геннадия сопровождают некий епископи монахи, чье присутствие естественно при патриархе и императорском дворе. Ни одна из более поздних икон не дает такого разнообразия персонажей, хотя в них зачастую изображаются два византийских патриция — в русской письменной традиции Галвий и Кандид, усилиям которых, по преданию, Византия была обязана приобретением святыни.
Насколько можно судить, около середины XVI столетия или несколько позднее в Ризоположенской церкви случился пожар, следы которого сохранились на храмовой иконе. Помимо обгоревшего оборота, о ее повреждении при пожаре говорит поновление части женских фигур, стены и фона на лицевой стороне. При этом уровень проработки одежд стоящей за императрицей придворной дамы, как и облачения самой супруги императора Льва, свидетельствует о привлечении к ремонту высокопрофессионального художника, скорее всего московского — в 1550-е и 1560-е годы на Белоозере их было множество. Показательно, что в местах поновлений колорит более темный: это свидетельствует о потемнении первоначального покрытия иконы 1485 года. Последствиями пожара также следует объяснить замену семи центральных икон деисусного чина и Царских врат. Не исключено, что замена осуществлялась в несколько этапов. Наиболее ранними памятниками этой группы выглядят иконы «Спас на престоле», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр». Вероятно, позднее были исполнены иконы архангелов и апостола Павла и, наконец, во второй половине столетия — Царские врата (все перечисленные иконы находятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника).
Несмотря на то, что и в Ферапонтовом монастыре и в соседней с ним Кирилло-Белозерской обители на протяжении всего XVI века работали первоклассные приезжие, в том числе московские художники, восстановление иконного убранства бородавской церкви было поручено местным мастерам. Видимо, спустя несколько десятилетий после кончины архиепископа Иоасафа Оболенского построенная им приходская церковь уже не привлекала внимания монастырских властей.
Поздние бородавские иконы не находят аналогий среди произведений, созданных по заказу упомянутых крупнейших обителей Белоозера, а также соседнего Горицкого монастыря, и отличаются от более ранних образов Ризоположенской церкви своим ярко выраженным народным характером. Некоторые из икон деисусного чина («Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр») обнаруживают знакомство исполнителей с работами среднерусских художников и продолжают традиции местных иконописцев, которые ориентировались на искусство Ростова, подобно мастеру выносной иконы из той же Бородавы. В других иконах ощущается влияние ранней местной живописи, едва ли не XIV — начала XV века, преемственно связывающее их с памятниками собственно «северных писем», отчасти вобравших в себя провинциально-новгородские традиции. К этой группе можно отнести иконы Спаса, архангела Гавриила и, отчасти, архангела Михаила. Исполнившие их мастера прошли мимо достижений и веяний своего времени, что достаточно типично для провинциального искусства XVI столетия, когда при общем единообразии художественных стилей и манер, берущих начало в столичной традиции, возникают многочисленные замкнутые, изолированные друг от друга периферийные мастерские и артели, которые воскрешают в своей деятельности вкусы периода феодальной раздробленности. Вместе с тем нельзя не заметить, что как раз наиболее архаизирующая группа поздних бородавских чиновых икон — «Спас на престоле» и «Архангел Гавриил» — достигает наибольшей выразительности, экспрессии и масштабности образов. Их архаическая замкнутость, как бы отстраненность от зрителя, особенно ярко выраженная в лике Христа, усиливает эти ощущения.
Относящиеся ко второй половине XVI века Царские врата, судя по упрощенным формам навершия и подбору изображенных персонажей, являются повторением первоначальных врат Ризоположенской церкви, исполненных около 1485 года. На створках, помимо традиционного «Благовещения» в верхних клеймах, представлены московский митрополит Петр (1326) и святитель Кирилл Александрийский. Любопытно, что при последнем поновлении Царских врат обе фигуры были заменены на изображения московского же митрополита Ионы (1481) и святого Максима — возможно, праведного иерея Тотемского (1650), хотя такое предположение отнюдь не безусловно.
Интерьер церкви Ризоположения и позднее неоднократно пополнялся иконами и предметами утвари. Но, в отличие от произведений, появившихся после пожара и повторявших иконографию и сюжетный состав иконного убранства 1485 года, все они уже не имели отношения к изначальному замыслу, который принадлежал архиепископу Иоасафу Оболенскому.
Таким образом, можно говорить о вполне сознательном, эстетически и содержательно осмысленном отборе, который, очевидно, затрагивал не только иконопись и монументальную живопись, но и архитектуру. Во всяком случае, при всей простоте конструкций самой Ризоположенской церкви, ее строительство, как и выполнение сохранившихся деисусных икон 1485 года, было поручено выдающимся мастерам Ростовской епархии.
По материалам: Г.В. Попов Церковь Ризоположения из села Бородава. — Москва, 2006 г.
Церковь была построена в селе Бородава в 1485 году по грамоте ростовского епископа Иоасафа Оболенского. Село Бородава было вотчиной Ферапонтова монастыря. При реконструкции Волго-Балтийского водного пути церковь была подтоплена, в целях сохранения древнего памятника, ее перевезли на территорию Ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в 1957 году.
Церковь Ризоположения – это древнейшая точно датированная деревянная церковь, принадлежит к типу клетских храмов, то есть в основе этой постройки лежит простая клеть – четырехугольный бревенчатый сруб. С запада к церкви примыкает большая трапезная палата с двухсторонней галереей.
В 1958 году после перевозки церкви на территорию монастыря, была проведена частичная реставрация храма: заменена кровля и нижний ярус бревен, сделана новая луковичная глава, крытая лемехом.
В 2009-2010 годах была произведена разборка церкви и проведен полный комплекс реставрационных работ. Реставрация церкви велась методом полной переборки. При сборке храма укрепляли и протезировали разрушенные места. Реставрационные бревна 1957-1958 годов заменялись на обработанные по старой технологии новыми из хорошего качества древесины с восстановлением круглых углов в интерьере. При реставрации были использованы топоры, созданные по образцу инструмента XV века, найденного вологодским археологом И.В. Папиным.
В настоящее время на церкви отсутствует глава, в проекте реставрации было предусмотрено воссоздание безгвоздевой конструкции кровли, что исключает наличие главы. Проведенные работы являются обоснованными в методическом и технологическом отношении примером реставрации.
https://kirmuseum.org/ru/monument/cerkov-rizopolozenia