Борисовская Тихвинская пустынь, заштатная, на горе, при реке Ворскле, в 27 верстах от города Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 году графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. При монастыре церковно-приходская школа и больница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Утраченные храмы Борисовского района: р.п. Борисовка Николаевская трехпрестольная церковь, каменная, 1797 г. постройки. Троицкая трехпрестольная церковь, каменная, 1864 г. постройки. Успенская пятипрестольная церковь, каменная, 1738 г. постройки. Борисовская женская пустынь. Тихвинская двухпрестольная церковь, каменная, 1822 г. постройки. Преображенская двухпрестольная церковь, каменная, 1861 г. по стройки. Николаевская (больничная) церковь, деревянная, 1903 г. постройки.
https://ashkalov.ru/utrachennye-khramy-borisovskogo-rajona.html
Борисовская Тихвинская женская пустынь. В 2015 году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроены храм великомученика Пантелеимона, кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня.
Женский монастырь в слободе Борисовка был основан графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году. Отправляясь в Полтаву, Борис Петрович даёт обет в случае победы над шведами построить монастырь, взяв с собой в поход чтимую им Тихвинскую икону Божией Матери. Предание повествует, что когда Пётр I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня (по новому стилю 9 июля) — в день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но благочестивый фельдмаршал Б.П. Шереметев упросил царя перенести срок на один день, чтобы почтить праздник и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Богородицы. После победы в Полтавской баталии Борис Петрович исполнил данный обет. Сам граф и его потомки весьма заботились о Борисовском женском монастыре. К 1917 году в обители было три храма: Тихвинский, Преображенский и больничный Николаевский. Кроме церквей и больничного корпуса в монастыре находились игуменские покои, семь домов для насельниц, две гостиницы, просфорня, трапезная, дом с лавкой, школа и другие постройки. С установлением советской власти, местная власть решила монастырь закрыть. И хотя Борисовский монастырь никаких крестьян не имел и никого не эксплуатировал, а жил трудами своих насельниц и помощью попечителей, волна гонений на Церковь захлестнула и его. В августе 1923 года началась опись монастырского имущества, а после было решено часть его раздать по детдомам, больницам и клубам, часть продать на рынке, а деньги использовать для нужд местного исполкома на обмундирование милиции. К концу месяца монастырь ликвидировали. Здесь был открыт «детдом Новый Свет имени Карла Либкнехта», а потом — школа-интернат. Через несколько лет от монастырских построек осталось только несколько зданий. Два храма — Тихвинский и Преображенский — были разрушены до основания. В больничной Николаевской церкви сделали актовый зал.
11 декабря 1999 года на месте разрушенного Богородице-Тихвинского монастыря установили поклонный крест, который освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По его архипастырскому благословению каждый год 9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери, совершался крестный ход от Свято-Михайловского храма посёлка Борисовка на гору к Поклонному кресту. В 2009 году школу-интернат закрыли. В скором времени после этого на месте бывшего монастыря начала работать группа архитекторов церковно краеведческого общества Преображенского собора города Белгорода с целью сохранить как архитектурный памятник несколько строений, оставшихся от монастырского ансамбля. 2 ноября 2010 года впервые после разорения обители, в бывшем, случайно уцелевшем монастырском больничном корпусе, был отслужен водосвятный молебен с акафистом. В 2014 году, спустя 300 лет после основания монастыря, по благословению Преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, обитель начала возрождаться. Здесь поселились шесть насельниц. 29 июня 2014 года в единственном сохранившемся Николаевском домовом храме была совершена Божественная литургия, первая за 90 лет.
Из книги: «Путеводитель по Белгородской митрополии», 2017 г., издательский дом Белгородской митрополии
В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детский дом «Новый свет имени Карла Либкнехта». Монахинь разогнали, храмы закрыли. Сейчас от монастырских построек сохранилось лишь несколько зданий, которые ремонтируются и восстанавливаются силами новых насельниц монастыря и их неравнодушных помощников.
По материалам: https://ashkalov.ru/utrachennye-khramy-borisovskogo-rajona.html; http://www.borisovkamonastery.ru/vosstanovlenie
Летом 1709 года русская армия под командованием Петра I разгромила шведов под Полтавой. Граф Шереметев вернулся с поля знаменитой битвы также героем, и в честь громкой победы, по обету, начал строительство Богородице-Тихвинского женского монастыря в своей вотчиной слободе Борисовка на живописном борисовском холме, возле которого неспешно протекала река Ворскла. Существует легенда, что находясь на поле боя, граф Шереметев чудом остался невридимым, даже после того, как пуля пробила латы и камзол. Легенда гласит, что именно образок Тихвинской Богоматери, который Шереметев носил на груди, защитил его от смерти.
Почитаемая Тихвинская икона стала главной святыней Борисовской обители. Граф Шереметев весьма основательно подошёл к обустройству монастырской жизни. Он самолично, что является редчайшим примером в истории, написал «завет», или «графский артикул», который определял, сколько монахинь поселить в обители, когда совершать богослужения и трапезы, какую пищу принимать в пост. К 1714 году в монастыре уже имелась церковь с колокольней, погреба, «светлицы», сады с яблоневыми, грушевыми и сливовыми деревьями. Тогда же Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, который приступил к созданию икон для обители, а также начал учить монахинь и слобожан писать образа. Со временем дело это прижилось настолько, что уже через сто лет о борисовских иконах знали не только в Петербурге и Москве, но и за границей.
С того времени в Богородице-Тихвинском монастыре стал процветать иконописный и иконообдельческий промысел. Сёстры, которых в ХIХ веке было уже более 300, покупали дубовые, липовые и ясеневые киоты у местных столяров, украшали их золотой и серебряной фольгой и продавали в Курской и Харьковской губерниях, а также на юге Украины. Иконы к тому времени писали уже и в слободе Борисовка. Число иконописных дел мастеров достигало 400 человек. Они делились на две категории. Так называемые «личкуны» делали дешёвую продукцию: писали только лики и руки святых, а всё остальное закрывалось фольгой. Дороже ценилась работа «красочников», пишущих полное изображение. Борисовские иконы пользовались спросом не только в России, но и в Болгарии и Сербии.
Из книги: Города и сёла Белогорья: Грайворонский, Борисовский, Краснояружский, Ракитянский, Белгородский районы/ Книжная серия «Библиотека белгородской семьи». — Рыбинск: Медиарост, 2018