На площади им. 900-летия Борисова возвышается величественный памятник церковной архитектуры XIX века — Свято-Воскресенский кафедральный собор. Он придает особый колорит и своеобразию всему комплексу окружающих его зданий, а сама площадь является любимым местом борисовчан. В нынешнем году исполняется 140 лет с того времени как был заложен первый камень в основание храма. Собору с тех пор пришлось многое пережить — революции, изъятие большевиками церковных ценностей, войны, воздействие природных явлений, бездушное отношение к нему атеистических властей в послевоенные годы. Сейчас в нем ведутся ремонтно-реставрационные работы, а службы проводятся в крестильном храме. Но даже и спустя много лет после возведения он поражает своей красотой и величием. Фасады собора привлекают богатым оформлением, многообразными декоративными элементами, подчеркнутыми белым окрасом, профилированными карнизами, живописной объемной композицией.
По материалам сайта Борисовское благочиние
В г. Борисове в Белоруссии в старой его части, на бывшей рыночной площади, находится восхитительный памятник церковной архитектуры XIX века — Свято-Воскресенский кафедральный собор. Автор проекта петербургский инженер М.П. Меркулов.
Строительство грандиозного проекта с чертами эклектизма велось в период с 5 сен. 1871 г. по 15 окт. 1874 г. В 1907 г. рядом была построена кирпичная звонница, повторяющая черты храма — вместе они создают единый ансамбль. В 1930 г. собор был закрыт, кресты с куполов спилены. Разграбленный храм превратили в зернохранилище. Открытие отремонтированного храма произошло во время фашистской оккупации, за что позднее, после освобождения города, пострадал настоятель храма, получив 5 лет лагерей. Повторно звонница была освящена в 1997 г., во времена Хрущева она была закрыта. В 2002 г. собор стал кафедральным, а в 2014 г. вошел в созданную самостоятельную Борисовскую епархию.Красивейший храм кубовидного объема с девятипольем, в завершении имеет три апсиды и с трех сторон притворы, украшенные каскадом головок-луковиц, которые являются важнейшими элементами. Большой световой барабан с величественной главой и двумя рядами кокошников по низу завершает сложное строение. Богатый декор и цветовое контрастное решение фасадов, красные стены из кирпича и белый декор, встречающийся на оконных наличниках, карнизах и т.д., создают величие и нарядность одновременно. В Воскресенском Соборе хранятся древнейшие иконы с частицами мощей: Иоанна Кормянского, прп. Манефы Гомельской, свт. Спиридона Тримифунтского — чудотворца (с острова Корфу из Греции).
Реставрационные работы проводились с 2005 г.
http://www.guidebook.by/architecture/
Уездный город Борисов расположен большею частью на левом берегу судоходной реки Березины, в 73 верстах расстояния от губернского города, с которым имеет сообщение по Московско-Брестской железной дороге. Нынешний Борисов сохранил место и название Борисова древнейшего, основанного, по сказанию летописи, в 1102 г. Минским удельным князем Борисом Всеволодовичем.
В окрестностях города историческую достопримечательность представляют находящиеся вблизи, на правом берегу Березины, окопы по местному названию «батареи». Они относятся к эпохе Отечественной войны и действительно – остатки сооруженных в 1812 г. французским отрядом под командою генерала Домбровского батарей, геройски взятых генералом Чичаговым.
Относительно православных храмов можно с полною вероятностью предположить, что при основании города была построена и первая церковь. В более позднее время в Борисове существовал неизвестно когда основанный православный монастырь, упраздненный в 1758 г. по случаю перехода в унию игумена того монастыря Игнатия Шашковича.
Кроме того, как хорошо помнят старожилы, в городе было прежде пять приходских церквей: Николаевская, в местности нынешнего римско-католического костела, Воскресенская, сожженная французами в 1812 г., Троицкая, от которой, как и от первых двух, и теперь заметны фундаменты, Георгиевская и Андреевская, существующая по настоящее время как кладбищенская.
В Борисове, кроме православных храмов, есть римско-католический костел, еврейская синагога и 11 молитвенных еврейских же домов. Значительное число последних объясняется преобладанием в городе еврейского населения.
Настоящая соборная Воскресенская церковь построена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г. прежней соборной Воскресенской церкви. Деньги для построения настоящей церкви в количестве 48 800 руб. отпущены правительством. Зданием церковь каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляет прекрасной архитектуры вид равностороннего креста, с одним открытым куполом на середине и восемью меньшими, глухими куполами на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается колокольня, но помещение не вполне удобное и глухое, вследствие незначительности отверстий.
Окна в самом здании расположены в два яруса и нижние снабжены железными решетками; входных дверей три, крыша сделана из листового железа, стены остаются без штукатурки и имеют естественный вид кирпичной кладки, которая для сего произведена самым тщательным образом. В настоящее время церковное здание находится в очень крепком состоянии, но по причине затейливости в архитектуре и частых заломов в крыше в будущем будет нуждаться в значительных затратах на поддержание, что при незначительности церковного дохода будет обременительно для церкви.
Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 90 кв. саж., устроена со сводами на круглых арках, которые поддерживаются четырьмя массивными столбами; пол деревянный, стены выбелены. В церкви устроено 10 печей, но за недостатком средств на наем прислуги и покупку дров оная не отапливается аккуратно. Предалтарная солея возвышена на три ступени, на ней устроены и клиросы.
Иконостасов в соборе три: один главный и два придельных. Все они устроены из дубового дерева без покраски, с золоченными колонами, карнизами, рамами и резьбою. Главный состоит из 24 икон, расположенных в четыре яруса, a придельные – из 10 икон каждый, расположенных в один ряд; все иконы новой хорошей живописи.
Главный престол освящен во имя Воскресения Христова, a придельные: северный во имя св. равноапостольного князя Владимира, а южный во имя св. благоверного князя Александра Невского. Между иконами, размещенными в других местах храма, обращает на себя внимание местно-чтимая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, писанная на дереве, весьма древней живописи, покрытая серебряною ризою. Икона сия осталась от прежних борисовских церквей и никакого особенного сказания о ней не существует.
Утварные вещи имеются в достаточном количестве, есть между ними и довольно ценные, пожертвованные как частными благотворителями, так и приобретенные на средства прихожан и церкви. Так на главном престоле серебряная, вызолоченная дарохранительница имеет вычеканенную надпись, из которой видно, что оная составляет «дар 12 апреля 1865 года в соборный храм борисовский его Императорского Величества Наследника Цесаревича Александра Александровича на вечное поминовение за упокой души в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича». Есть серебряный потир с полным к нему прибором, пожертвованный вдовою прежнего соборного протоиерея Лисевича. Большое паникадило стоимостью в 200 руб. приобретено на пожертвования прихожан.
Из древних вещей замечательны: восьмиконечный, неизвестной пробы серебра крест, подаренный, как видно из надписи на нем, «в благочестивую церковь Воскресения Христова в месте Борисове в 1640 году» неким Лочвиным; Евангелий, употребляемых при богослужении, имеется три, все в лист, в сплошных апликовых окладах. Состояние ризницы можно признать удовлетворительным. Всех священнических облачений имеется 17, из них одна риза золотой парчи пожертвована в сию церковь московским Неокесарийским собором и две серебряной парчи со стихарем и полным к ним прибором.
Церковный архив содержится в сохранности и порядке, в нем хранятся метрические записи и исповедные списки прихожан с 1812 г. Кроме сего, в нем хранится много древних подлинных рукописей, но какие это рукописи – за неразборчивостью письма не разобрано; есть между ними документы на церковные земли и плацы.
В колокольне имеются три колокола: в 16, 8 и 2 пудов. Погост церковный обнесен простою деревянною оградою. К церкви принадлежат две кладбищенские: Андреевская, бывшая приходская в самом Борисове, и другая в деревне Большом Стахове, кладбищ же в приходе пять.
В состав прихода входит г. Борисов и 6 селений, самый отдаленный пункт в приходе находится в 12 верстах. Прихожан числится: мужского пола 1600 душ, а женского пола 1528 душ; за исключением городских граждан и мещан, все остальные прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно хлебопашеством. Степень религиозности прихожан можно признать удовлетворительною. В самом Борисове ежегодно бывают особые крестные ходы из собора в Андреевскую церковь в 10 неделю после Пасхи и в день воссоединения униатов, а также 24 и 29 июня к крестам при окраинах города.
Состав причта: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Церковного дохода в течение года поступает до 200 руб. Причт, кроме штатного жалованья, получает ежегодно из казны за отошедшее имение 171 руб. 56 коп. и плацевого дохода от 11 плацев 17 руб. 15 коп., а также пользуется церковного землею. Всей земли церковной числится: пахотной 46 десятин, сенокосной 5 десятин и огородной тоже 5 десятин. Особого плана и межевой книги на землю нет, а таковой имеется в общем плане городской земли, хранящемся в городской думе.
При соборе есть строения: дом, амбар, два скотских сарая, конюшня, гумно и два хлебных сарая – все эти строения находятся в пользовании протоиерея и крайне ветхи. Остальные члены причта не имеют никакого помещения и живут в наемных домах.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище с женскою сменою при оном, имеется уездное двухклассное училище и женский одноклассный пансион. Богадельни в приходе нет.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.