Основание церкви положено 06.07.1872 г. в присутствии архангельского губернатора М.П. Игнатьева. Устройство производилось под наблюдением Особого комитета во главе с губернатором. Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Паз-реку в течение 3 лет. Общая длина церкви с алтарем, притвором и папертью составляла 28,8 м, высота средней части — 8,5 м, алтаря и притвора — 4 м с четвертью, колокольни со сторожкой — 4,5 м, паперти — 2,8 м. Крыша была жестяной. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму 12 икон, 4 перемены священнических облачений и одежд для совершения богослужений и повседневного ношения. Освящение новой церкви состоялось в воскресенье 25.08.1874 г.
http://lexicon.dobrohot.org/
Православный храм находится на границе с Норвегией, на левом берегу реки Паз. Посвящён святым Борису и Глебу. В XVI веке на этом месте существовал Пазрецкий погост, основанный Святым Трифоном с целью распространения православной веры среди коренных народов — колттов и других саамов. В 1565 году по его инициативе здесь была построена деревянная однокупольная церковь с колокольней. Освящение, как свидетельствует надпись на сохранившемся кресте, проведено 24 июня священником Иларионом. Трифон надеялся с постройкой церкви облегчить свою миссионерскую деятельность, позже в храме хранилось его рукописное житие.
Настоятели погоста жили при церкви лишь летом, а зимой перебирались в Колу; церковь всегда была бедной из-за малочисленности прихода. Она имела небольшой иконостас, на правой стороне которого находились иконы братьев-мучеников и святого равноапостольного князя Владимира с надписями вязью. Близ Пазрецкого погоста существовала пещера, в которой, по преданию, преподобный Трифон скрывался от сопротивлявшихся введению христианства саамов; впоследствии саамами эта пещера почиталась как святыня.
Прихожанами церкви до второй половины XIX века были преимущественно саамы и поморы (летом, в сезон рыбного промысла). Активной просветительской деятельностью среди колтта-саамов здесь занимались такие известные священники как Георгий Терентьев (1823–1904) и Константин Щеколдин (1867–1916); они также были одними из первых исследователей истории, культуры и языка колттов. В 1826 году при демаркации границ России и Норвегии граница прошла по реке Паз, и левый берег, на котором стоит церковь, отошёл к Норвегии, однако ради сохранения православной церкви в составе России на норвежском берегу был создан анклав площадью 1 кв.км. Такая конфигурация границы сохранилась по сей день.
23 июля 1870 года Пазрецкий погост посетил великий князь Алексей Александрович; он выделил деньги на ремонт сильно обветшавшего здания старой церкви, а затем инициировал строительство нового здания храма. Автором проекта стал инженер Д.В. Васильев. Строительство, курировавшееся особым комитетом при архангельском губернаторе, велось в 1872-1874 годах. 25 августа 1874 года состоялось освящение храма. 23 июня 1873 года Пазрецкий погост посетили король Швеции и Норвегии Оскар II и принц Оскар Адольф.
В 1920-х-1940-х годах территория бывшего Пазрецкого погоста вместе со всем Печенгским районом находилась в составе Финляндии. В 1944 году во время военных действий новая церковь Бориса и Глеба сильно пострадала, а более старый деревянный храм сгорел до основания. Храм был восстановлен в 1982-1992 годах, в 1992 году состоялось освящение. Богослужения в Борисоглебском храме проводятся два раза в год, 15 мая и 6 августа. Храм труднодоступен для посещения в связи с тем, что находится на приграничной режимной территории.
http://www.pechengamr.ru/news/cerkov_borisa_i_gleba_v_posjolke_borisoglebskij/2016-03-17-56
Историческое местоположение: Александровский, Кольский уезд, Архангельская губерния.
Приход состоял из двух лопарских погостов: Пазрецкого и Нявдемского. Погост Пазрецкий располагался при реке Пазе, служившей с 1826 г. границей с Норвегией, а погост Нявдемский находился в 50 верстах от Пазрецкого, уже за норвежской границей. Лопари, будучи кочевым народом, весной и летом жили в разных морских становищах, осенью при озерах, отдельно друг от друга, на расстоянии 100 верст и более от приходских храмов, зимой — в 35 верстах от Пазрецкого погоста. В связи с этим пазрецкий причт был вынужден также переселяться с место на место, что заметно усложняло служебную и семейную жизнь клира.
Хотя церковь в Пазрецком приходе существовала с середины XVI в., лопари этого прихода и других лопарских погостов внутренней Лапландии относились к Печенгскому монастырю, основанному в середине XVI в. просветителем лопарей преп. Трифоном Печенгским. После упразднения монастыря в 1764 г. и до 1856 г. погосты Пазрецкого прихода входили в состав Кольского соборного прихода, в 1856 г. были включены в состав открытого тогда Печенгского прихода и, наконец, 25 августа 1894 г. был образован самостоятельный приход.
В Пазрецком весенне-летнем лопарском погосте, на левом берегу р. Паза, находились две деревянные церкви, обе во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба. Одна из них, по преданию лопарей, была построена в 1565 г. преп. Трифоном Печенгским, носившим для нее лес на своих плечах и рубившим ее собственноручно. Эта церковь почиталась лопарями больше, чем новая. В Печенгской церкви хранилось рукописное житие преп. Трифона, в котором одна глава называась «о построении церкви в Пазреке во имя св. Бориса и Глеба», хотя описание строительства было опущено. Размер церкви был необыкновенно мал, в ней могли поместиться не более 10 человек, и этого могло быть достаточно в первое время после обращения лопарей в христианство. Церковь имела вид обыкновенного дома, с двускатной крышей с крестом.
Согласно описи 1856 г. эта церковь была построена в 1632 г. и освящена игуменом Иларионом. Но, скорее всего, церковь в этом году была отремонтирована и освящена во второй раз, т.к. она существовала уже в начале XVII в., о чем говорилось в писцовой книге Алая Михалкова, составленной в 7116, 7117 и 7119 г.г. (от сотворения мира). В этой книге под №116 говорилось: «Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, а вцеркви образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церкви ж монастырских 2 кельи да анбар спогребом да сарай да поварня» (Цит. по: Краткое…, с. 220).
Древности церкви соответствовало и внутреннее убранство и предметы утвари, как то: древние и хорошо сохранившиеся в иконостасе иконы, оловянный потир с такими же или медными принадлежностями, два холщовых покровца, фелонь из синей шелковой материи на холщовой крашенинной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшенным одноглавым и двуглавым орлами, напрестольное Евангелие в 8 д. листа, стальная дугообразная полоса, служившая в давние времена билом и т.п. Эту церковь 23 июля 1870 г. посетил вликий князь Алексей Александрович. Пораженный древностью церкви, он пожертвовал 200 руб. на ее ремонт. Тогда же великий князь заявил, что вскоре в Пазреке будет построен новый храм, определен свой причт и пожертвовал 12 икон и небольшую серебярную лампадку. Во исполнение воли великого князя Св. Синодом было отпущено на строительство новой церкви и причтового дома в Пазреке около 30000 руб.
Проект церкви был составлен архангельским губернским инженером Д.В.Васильевым и утвержден министром внутренних дел Маковым. Строительство началось 6 июля 1872 г. в присутствии архангельского губернатора Н.П. Игнатьева. Строительство велось под наблюдением особого комитета во главе с архангельским губернатором. Церковь была освящена 25 августа 1874 г., в том же году был открыт приход.Жертвователи: писатель М.К. Сидоров в 1869 г. приезжал к Борисоглебской церкви на своем пароходе «Георгий» и пожертвовал в старую церковь напрестольное Евангелие; вдова писателя пожертвовала серебряный напрестольный крест, на одной строне рукояти креста было написано: «о здравии Ольги и Василия», на другой — «о упокоении Михаила»; прихожане и причт пожертвовали в 1880 г. серебряную позолоченную лампаду в память 25-летия царствования Александра II.
В 3-х верстах от Пазрецких храмов, за норвежской границей, находилась пещера в горе на левом берегу Норвежского залива «Паз», высеченная, по преданию, преп. Трифоном, в которой он скрывался от лопарей, когда те раздражались на него, не желая принимать христианство, и угрожали ему смертью. После перехода в 1826 г. пещера перешла в ведение Норвегии. Эта пещера почиталась лопарями как святыня. В ней находилась икона Божией Матери в деревянном окрашенном киоте (размером 2 арш. х 1 арш.), сделанном в 1872 г. экипажем военной шхуны «Полярная звезда». Сама икона, по преданию, была поставлена жительницей Новгорода Марфой. Каждый лопарь перед выходом в море на промысел приходил в пещеру просить Божиего благословения по молитвам преп. Трифона. Проезжая на своих судах мимо этой пещеры, все лопари считали своим долгом положить по три земных поклона перед пещерой. Пещера была едва заметна с залива, особенно во время отлива, когда войти в нее было возможно только по трапу, переброшенному на берег. Вход в пещеру был тесный: ширина внизу 1 1/4 арш., вверху 3/4 арш., высота 1 арш. 15 вершк. Сама пещера имела в высоту 2 1/4 арш., в длину 4 1/4 и в ширину 3 3/4 арш.23 июня 1873 г. Пазрецкие Борисоглебские церкви посетил король Швеции и Норвегии Оскар II, наследный принц Оскар Адольф с супругой наследной крон-принцессой Софией-Марией-Викторией.
В зимнем Пазрецком лопарском погосте в 1888 г. был построен дом для ЦПШ на сумму, пожертвованную обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым и русским консулом в Финмаркене Д.Н. Островским. С 9 января до апреля этот дом служил и домом молитвы, где совершались все богослужения кроме литургии. Школа содержалась на частные средства благотворителей, почетного попечителя Д.Н. Островского и на сумму в 200 руб., полученную от синодального обер-прокурора в 1891 г. В школе имелась икона святых, имена которых носили члены императорской семьи и празднуемых 17 октября. Икона была украшена золоченым киотом. Пожертвована попечителем, причтом и прихожанами в память о событиях 17.10.1888.
Надворный советник Д. Н. Островский решением Св. Синода в 1888 г. был утверждён почетным попечителем Пазрецкой ЦПШ. Об этом ходатайствовал настоятель Пазрецкой Борисоглебской церкви с прихожанами. Хотя, по утвержденным 13.6.1884 правилам о церковно-приходских школах, в звании почетных попечителей утверждались лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, но, принимая во внимание, что Пазрецкая церковь и церковно-приходская школа при ней находилась на окраине России и единственная в той местности, Св. Синод удовлетворил ходатайство.
Церковный староста: Илья Федотов с 1887 г.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. — Архангельск, 1896. С. 218-225.