Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной.

Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина.
Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста».
Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями».
От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.
Из местно чтимых икон находятся: икона Св. Троицы, икона Спасителя, икона Собор Пресвятой Богородицы, две местные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы с предстоящими благ. князьями Борисом и Глебом на первой и преп. Сергием и Иринархом на второй. Эти иконы — произведение московских художников братьев Сапожниковых.
В настоящее время в церкви находятся 4 престола: Св. Троицы, архистратига Михаила, Знамения Пресвятой Богородицы и св. Димитрия Ростовского. Церковной земли числится 63 десятины, а приход состоит из 5 селений.
Крестные ходы совершаются 28 июля, 15 и 23 мая, 18 августа, 6 сентября и 8 ноября.
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

Название, как нетрудно догадаться, дано по старинной церкви Троицы на Бору. Изначально это был одноимённый женский монастырь — сосед Борисоглебского мужского. Первые сведения о Троицком монастыре относятся ко второй половине ХVI в. Во «Вкладных и кормовых книгах Борисоглебского монастыря» сообщается о вкладе Ивана Грозного за насильственное пострижение княгини Фотинии, вдовы князя Даниила Пронского.
Монастырь был невелик. На его территории располагались деревянная Троицкая церковь с приделом Архистратига Михаила, церковь Святителя Николая, монашеские кельи и кладбище. Обитель была огорожена деревянной оградой в виде частокола (84х100 м). Эта ветхая деревянная ограда сохранялась до 1820-х годов, когда общественным старостой Борисоглебских слобод крестьянином Иваном Васильевичем Щепетиловым была устроена новая ограда с 7 башнями и двумя воротами — с западной и восточной стороны. (Сейчас эта ограда находится в руинированном состоянии). Был Свято-Троицкий что на Бору монастырь и погостом, сюда приходили молиться жители многочисленных (числом до 12!) слобод богатого Борисоглебского монастыря. А после секуляризационной реформы императрицы Екатерины II слободы у монахов отобрали и передали графу Орлову. Троицкая церковь стала приходской. С 1840 года приход стал центром благочиния. Каменная колокольня, стоящая отдельно от церкви, трёхъярусная, с высоким шпилем и железным в медной оправе крестом, была возведена в 30-х гг. ХVIII века на средства прихожан.
Стоит обратиться к статистическому своду «Ростовский уезд Ярославской губернии». Согласно сведениям, собранным историком Титовым, церковь (ещё в бытность её монастырской) особо жаловала Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова брата жены царя Алексея Михайловича, воспитательница сына Петра I — царевича Алексея Петровича. До принятия пострига под именем Пульхерия (монахиня Успенского монастыря в Александровой слободе) она построила новое храмовое здание, передала много богатых пожертвований. В частности, серебряный восьмиконечный напрестольный крест, Евангелие, сосуды, дискосы. В целом в храме было немало старинных богослужебных предметов и почитаемых икон. А неподалёку от погоста был небольшой лесок, выросший на склоне реки Устье. Его называли «Божедомкой» — там хоронили скоропостижно умерших, над чьими могилами совершались панихиды в последнюю субботу Пятидесятницы.
К сожалению, судьба Троицкой церкви на Бору в ХХ веке сложилась трагически… В 1930 году церковь Троицы на Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, обновленческими стали 19. Церковь закрыли в 1935 году. Священник Георгий Комков был увезён в ОГПУ в 1937 году и в том же году расстрелян. В здании церкви разместились столовая и клуб дома отдыха «III интернационал». Часть плит древнего кладбища пошла на фундаменты строящихся домов. У храма из могильных плит была выложена танцплощадка для отдыхающих в санатории партийных и советских работников. Троицкая церковь сгорела в 1942 году. Позднее её разобрали на кирпич местные жители.
В 1994 году вновь учреждённому Борисоглебскому монастырю был возвращён комплекс Троице-Борского монастыря, точнее сказать то, что уцелело от этого комплекса — алтарная стена Троицкого храма, колокольня, две башни и сторожка. В последние годы усилиями монахов и прихожан колокольня была восстановлена, приобретены колокола. Впервые в 2007 году Иринарховский крестный ход на Троице на Бору был встречен колокольным звоном шести колоколов. А в декабре этого же года на колокольню был водружён поновлённый позолоченный крест. На территории уже уничтоженного кладбища братией монастыря в 2002 году установлен большой деревянный крест — память о том, что здесь место погребения людей, как прежде здесь живших, так и служивших в храме и обители. Хочется надеяться, что и на возрождение самого храма, с Божьей помощью, хватит сил и средств.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №315, 2018 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?