Сретенская церковь над Водяными воротами, обращённая к дороге на Углич, построена одновременно со звонницей в 1680 году. Завершён стройный объём храма пятиглавием, в котором боковые главы на глухих, тонких, богато декорированных барабанах противопоставлены массивной центральной главе на широком световом барабане. Основной куб Сретенской церкви разделён в центре лопаткой, доходящей до колончатого фриза. Небольшие заглублённые окошки по сторонам лопатки завершены огромными узорчатыми наличниками, подчёркивающими декоративное начало в образе Сретенской церкви. Сочный рельеф наличников ярко и неповторимо красочно подхвачен в архитектуре Водяных ворот и примыкающей к храму с запада и севера галереи. Ворота, имеющие два неравных по величине проезда и галерея покрыты сплошным кирпичным узором. Умелое чередование больших пластичных деталей с мелким рельефом декора создаёт богатую игру света и тени. Особенно выразителен нижний пояс аркады галереи и арки ворот, обильно украшенные «вислым каменьем».
Источник: Федотова Т.П. «Вокруг Ростова Великого». 1987
«… Одним из великолепных образцов богато украшенной архитектуры XVII века в Борисоглебском монастыре является церковь Сретения над северными, Водяными, воротами. В литературе, посвященной монастырю, она датировалась 1680 годом. Однако, по сообщениям монастырских архивов, Сретенскую церковь построили во времена Петра I и освятили в 1692 году. Таким образом, время возведения этого храма следует отнести к началу 90-х годов XVII столетия. Стиль конца века чувствуется во всем облике здания: исчезает традиционное трехчастное деление стен пилястрами, северная и южная стены рассекаются лопатками на два прясла, а две другие стены не имеют членений, верх сооружения охвачен широким аркатурным поясом с изящными колонками с бусинами, а удлиненные проемы окон обрамлены нарядными килевидными наличниками.
Высокий кубический объем храма возносится над воротами с двумя асимметричными проездами и небольшими фланкирующими башнями. Башни замыкают паперть и ворота, маскируют присоединение церкви к монастырским стенам, являясь, таким образом, связующим звеном между оградой и храмом. Вся композиция тщательно продумана, и храм выглядит необычайно легким и стройным. С восточной стороны храма находится апсида прямоугольной формы. Паперть у западной стены выполнена с применением уже несколько архаичных для конца XVII века форм. В западной галерее имеется лестница, ведущая внутрь храма.
Декоративность Сретенской церкви подчеркивается богатейшим узорочьем ворот и северной галереи. Проезды ворот украшены по верху арочными поясами с «вислым каменьем». Висячие арки украшают и паперть, причем там встречаются железные гирьки, что является своеобразным дополнительным акцентом декора. Узор ворот и галереи над ними выполнен из профилированного кирпича и занимает все пространство стены. Невысокая аркада опоясана лентой ширинок с карнизом из кирпичных городков. поребрика и нишек.Сретенский храм венчают пять удлиненных барабанов с луковичными главками. Центральный световой барабан более массивен, чем угловые, а рисунок его декора повторяет аркатурный пояс храма. Подобные орнаменты украшают барабаны всех церквей ансамбля, за исключение собора Бориса и Глеба. На остальных четырех глухих барабанах Сретенской церкви пояс из городков опускается вниз небольшими арочками. В описях XVIII века отмечено, что у церкви «главы обиты чешуею деревянною, кресты железные, крыта она тесом». В 1775 году «оные главы сделаны вновь по железным стропилам железные и выкрашены лазурью».
С паперти в храм ведут два входа с великолепными перспективными порталами. Четыре пары их колонн с многочисленными бусинами, репьями, дыньками орнаментированы богатой резьбой, причем каждая пара имеет собственный, отличный от других, рельефный рисунок. Бесстолпный интерьер храма перекрыт лотковым сводом, опирающимся на декоративные пары полуколонн в середине стены. Полуколонны в свою очередь опираются на высокие постаменты. Аналогичный архитектурный прием можно увидеть в Воскресенской церкви Ростовского кремля, построенной немногим раньше Сретенского храма.
Предположение о том, что Сретенская церковь ранее была двухстолпной, не подтвердилось при вскрытии ее пола. Алтарная преграда в виде сплошной каменной стены, поднимающейся до сводов храма, в XVIII веке была скрыта большим деревянным иконостасом. Три входа в алтарь декорированы колоннами с упрощенными по форме капителями. Над центральным и боковыми порталами сохранились небольшие фрески XVII века.
Центральный портал — Царские врата — был расписан весь, но, видимо, в XVIII веке записан: под небольшим участком удаленной реставраторами поздней росписи открылся прекрасный растительный орнамент XVII века, покрывающий сплошь колонки портала. Над архивольтом портала в прямоугольном клейме сохранилось первоначальное фресковое изображение двух крылатых ангелов с рипидами в белых орнаментированных одеждах.
Колонки северных врат, ведущих в жертвенник, также покрыты орнаментом, а над самим порталом сохранилось изображение архангела с двумя серафимами по сторонам. Над южным порталам, ведущим в диаконник, представлен ангел, держащий перед собой убрус с изображением Спаса Неруктворного. Вся композиция выдержана в коричневых и охристых теплых тонах.Гармоничный, легкий, необычайно богато украшенный храм Сретения над Водяными воротами по праву считается одной из красивейших надвратных церквей XVII века в России…»Отрывок из книги В.Т. Кривоносова «Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль», издательство «Северный паломник», 2007 г., стр. 45-47.