Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского.

Один из немногочисленных фактов, имеющих отношение к датировке создания южной надвратной церкви Сергия Радонежского, заслуживает внимания. В 1897 году в газете «Новое время» появилось сообщение архимандрита Борисоглебского монастыря о том, что в монастырских клировых ведомостях указана дата постройки надвратной церкви Сергия — 1680 год. Эта же дата была выбита и на кресте под престолом в храме, причем надпись на нем указывала, что церковь построена при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682). По сведениям монастырских архивов, освящение Сергиевского храма состоялось 7 сентября 1680 года.
Сергиевская церковь обладает множеством черт, характерных для ростовской архитектуры XVII века — например, широкими окнами с килевидными наличниками из полувала и декоративными розетками из белого камня на северном фасаде. Строгую гладь стен слегка оживляет скромный пояс антаблемента под закомарами. В конце XVIII века церковь была перекрыта четырехскатной кровлей, в 90-х годах ХХ века было восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Пышное пятиглавие получило широкое распространение в культовом зодчестве во второй половине XVII столетия. Центральный световой и глухие угловые барабаны Сергиевской церкви украшены поясами из поребрика, городков и небольших арок на колонках с бусинами. Подобный аркатурный поясок появляется и на других монастырских зданиях XVII века. Пять мощных глав храма в старину были обиты деревянной чешуей, а в 1775 году, как видно из «Описи имущества» монастыря, опаяны белой жестью. Кровля тесовая, кресты на церкви железные, средний крест позолочен — отмечено в «Описи». За исключение покрытия, церковь почти не подвергалась переделкам.
Весь могучий куб храма вплотную придвинут к одной из башен. Образовавшееся с западной стороны пространство между церковью и второй фланговой башней занято широкой галереей с торжественной лестницей. Западная галерея соединяется с южной, расположенной перед фасадом здания. В композиции можно отметить еще один излюбленный прием прием ростовских зодчих XVII века: создание контраста в облике сооружений. Простая, почти суровая плоскость стен церкви подчеркивает пышность кирпичного узорочья южной галереи.
Пять квадратных в плане столбов, на которые опираются арки пролетов, поддерживают южную галерею, украшенную затейливым орнаментом из кирпичного «штучного набора». По верху галереи проходят два пояска из поребрика и городков, их рисунок перекликается с таким же декором антаблемента и барабанов. Череда окон галереи не кажется монотонной благодаря их различной ширине. Тяга из полувала с циркульными арочками над проемами окон создает впечатление наличников. А ниже окон, ближе к человеку, входящему в главные ворота ансамбля, каменный орнамент становится все разнообразнее, богаче, ярче. середина стен занята широким поясом из уступчатых ниш-ширинок с белокаменными фигурными розетками в них. Внутренняя плоскость арок, очерченных полуциркульными поясами из поребрика, занята также нишами и множеством арочек с висячими гирьками. Подобные арки с гирьками можно увидеть в монастыре почти на всех постройках того времени.
Массивные столбы галереи расчленены с лицевой стороны фигурными колонками из белого камня и круглыми нишами, в которых размещены белокаменные розетки с резным изображением двуглавого орла — герба Российского государства: недвусмысленный намек на значимость монастыря, близкого к царскому двору на протяжении всей его истории. Интересно отметить, что подобные, хотя и меньшие по размеру, белокаменные розетки с орлом вмонтированы в северную стену самого храма. Это еще одно свидетельство одновременности создания галереи и самой церкви.
Наравне с богатым кирпичным и белокаменным декором настоящим украшением храма служили и многоцветные наружные росписи на евангельские и библейские сюжеты. Их наличие указывает на особое значение, придававшееся храму, который был посвящен основателю монастыря — преподобному Сергию Радонежскому.
На южной галерее церкви над арками расположены три обрамленных профильными тягами трехлопастных киота, в которых размещена деисусная композиция. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте изображена склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом — Иоанн Предтеча в зеленом хитоне со свитком в руках.
Под церковью находятся два сводчатых проезда, ведущие на территорию монастыря. Подпружные арки расположены значительно ниже сводов проездов, пространство между ними образуют простенки с полуциркульным завершением, соответствующим сводам. На них со стороны въезда и и со стороны монастырского двора размещены четыре композиции. Своды арок тоже расписаны.
Южные ворота Борисоглебского монастыря расписывались в конце XVII века в соответствии с системой росписи, характерной для ярославских и ростовских храмов. Над арками ворот размещены многофигурные композиции, а на самих арках, в медальонах — погрудные изображения ангелов, митрополитов, святых и чудотворцев. На лопатках, переходящих в арки, написаны могучие (примерно в полтора раза больше натуральной величины) фигуры апостолов в рост. Все композиции обрамлены коричневой разгранкой, по низу лопаток идут белые полотенца с орнаментом в кругах — так авторы этих фресок формально переносят схему росписи и столбов из интерьера храмов на внешние стены ворот.
Над главными (левыми) въездными воротами расположен киот с изображение Христа. Над первой аркой этих ворот изображена Новозаветная Троица в лучах, которую окружают крылатые херувимы. Слева и справа от центральной группы помещены коленопреклоненные фигуры в коричневых монашеских мантиях и со свитком в руках — основатели монастыря Федор и Павел. На арке написан образ Нерукотворного Спаса с двумя летящими в облаках ангелами в голубом и коричневом одеянии. Ниже, на лопатках в кругах изображены два неизвестных святителя в крещатых омофорах. У одного из них в руках свиток, у другого — Евангелие.
Над второй аркой написан Спас на престоле, слева от него — Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча, а по сторонам — по три коленопреклоненных фигуры святых в голубых, зеленых, охристых, коричневых одеяниях. На арке — Троица в виде трех погрудных изображений ангелов в медальонах. Абрис голов, их наклон и поворот, цветовое решение одеяний (голубое, коричневое, зеленое) указывают на то, что трактовка этих фигур восходит к «классическим» образцам, берущим свое начало от «Троицы» Рублева. Ниже, на лопатках, размещены две фигуры апостолов в рост с книгами в руках. Над первой аркой правых ворот, в центре, изображена Богоматерь Знамение, по сторонам — обращенные к ней ростовские чудотворцы в коричневых монашеских мантиях, белых клобуках и белых крещатых омофорах. На арке, в центральном медальоне помещено изображение Иисуса Христа, на восточном склоне арки — Исидора Блаженного (ростовского чудотворца), на западном склоне — Иринарха (борисоглебского чудотворца). Фрески этой арки арки имеют красноватый колорит, отличный от колорита всех остальных композиций, где превалирует золотистый цвет охры. Изменение колорита росписи произошло в результате сильного пожара — под воздействие огня золотистая охра переродилась в охру красную, изменились и некоторые другие краски.
Со стороны монастырского двора над аркой этих же ворот находится фреска с изображением Иисуса Христа на престоле с раскрытой книгой в левой руке. По сторонам от него — царь Давид в белой царской мантии и короне на голове, первосвященник Мельхиседек, князья Борис и Глеб. В нижней части точно так же, как и во всех предыдущих композициях, изображены две припадающие к ногам Иисуса Христа фигуры монахов со свитками в руках. Это, надо полагать (надписи не сохранились), основатели монастыря Федор и Павел.
По своему колористическому строю эта композиция производит наиболее сильное впечатление. Превосходны здесь фигуры в зеленых, голубых, коричневых, белых одеяниях. Кое-где на одеждах видны слабые следы орнамента, который, несомненно, еще больше обогащал колорит этой фрески. В центральном медальоне арки изображен Спас «Благое молчание», а на ее левом и правом склонах — два московских святителя — митрополиты Петр и Алексей в митрах с белыми опушками и в белых крещатых омофорах. Ниже, на лопатках, помещены погрудные изображения еще двух неизвестных митрополитов. Надписи здесь также, как и краски на одеждах, почти полностью утрачены.
Два входа, обрамленных перспективными порталами со скромными капителями, ведут с широких галерей в Сергиевскую церковь, представляющую собой четырехстолпный двухсветный храм. Композиция этой церкви своеобразна: световой барабан смещен к алтарю, восточные столбы совмещены с каменной алтарной преградой, вместо традиционных трех апсид существует лишь центральный алтарный выступ, настолько маленький, что при взгляде снаружи он почти теряется на фоне массивных форм храма. В нижней части размещена небольшая ризница, в которую ведет из алтаря узкая лестница внутри стены.
Интерьер церкви никогда не был расписан. Высокие стены и своды храма покрыты легкой известковой затиркой, позволяющей рассмотреть все неровности кирпичной кладки. В отсутствии фресок есть своя прелесть: обычно росписи сужают интерьер, давят своей многоцветной тяжестью, скрывают от глаз конструкции архитектурных членений. Здесь же, в Сергиевской церкви, много света и девственной белизны, стены и своды кажутся необычайно высокими и легкими.
Громада Сергиевского храма, вознесенного над двумя арками ворот, с могучими фланкирующими башнями, с галереями, богато украшенными каменным узорочьем, придает главному въезду в монастырь величественность и торжественность.
По материалам книги В.Т. Кривоносова «Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль.», издательство «Северный паломник», 2007 г., стр. 37-45.

Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского возводилась над южными воротами Борисоглебского монастыря во второй половине XVII в. вместе со строительством оборонительных крепостных стен. Величественный храм с богатым декором ворот придают торжественность главному въезду в обитель.
Пятиглавый храм с закомарами возвышается над мощными въездными воротами, по бокам оформленными смотровыми башнями крепостной стены. Фасад храма дополнен профилированным поясом по периметру, барабаны глав декорированы аркатурным поясом, типичным для храмовой архитектуры XVII в.
В противовес спокойным фасадам церкви изобилует членениями, деталями и проработкой кладки галерея въездных ворот. Под галереей над арками устроены киоты для святых образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Отличительной чертой Сергиевского храма были наружные красочные росписи. Внутри же храм наоборот расписан не был, что придавало ему величественность и статичность.
В 2013-2015 г.г. проведена реставрация, в ходе которой выполнено укрепление стен, проведена реставрация фасадов, белокаменного и керамического декора, реставрация въездных ворот, стропильной системы и кровли галерей, башен и крыльца, крыш куполов, четверика и галереи, крестов. Проведены противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по монументальной живописи на въездных арках, усиление фундаментов и крылец, отсечная гидроизоляция. Противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по живописи на въездных арках.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?