Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи.

«…Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года.
Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы «обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом».
К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в «подцерковье», размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века.
Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось «десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом — десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом — четыре пуда, в десятом — один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол «вылит в 1758 году на сумму монастырскую». До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.
На северной торцовой стене правая половина арки заложена при строительстве. Здесь, в северо-западном углу сооружения, проходит шахта для механизма часов — в старину были «на той колокольне часы боевые». Слева от арок на западном фасаде расположена круглая ниша, где размещался циферблат. Часы были соединены с колоколами системой тросов, таким образом, это здание являлось не просто звонницей, а часозвоней, довольно сложным по тем временам архитектурным сооружением. Старинные часы исчезли в конце XIX — начале XX века.
С северной стороны звонницы в 80-х годах XVII века было пристроено массивное нарядное крыльцо, четыре пилона которого поддерживают верхний этаж галереи с окнами, украшенными орнаментом из профилированного кирпича. Под килевидными наличниками идет пояс ниш-ширинок многоцветными поливными изразцами. Ими же декорированы столбы крыльца. Арки с висячими гирьками украшают лестничные всходы. На северной стене крыльца в неглубокой нише расположена фреска «Вход в Иерусалим». В маленькой нише между арками звонницы можно заметить следы небольшой фрески с изображением Иоанна Предтечи. Вполне возможно, что крыльцо было выстроено уже после возведения звонницы и явно другими мастерами. Декоративное оформление собственно звонницы отличается некоторой суховатостью. Кирпичный декор крыльца, напротив, очень сочный, рельефный, пластически выразительный. Массивное, пышно украшенное крыльцо не связано единством замысла с более скромным по декору объемом звонницы. Отсутствует здесь и композиционная связь. Общий для звонницы и крыльца декоративный элемент — поясок поребрика, проходящий на разных уровнях: на звоннице он выше и как бы уходит под пристроенные стены крыльца. Огромное крыльцо утяжелило устремленную вверх звонницу, «приковало» ее к земле…»
Отрывок из книги В.Т. Кривоносова «Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль», издательство «Северный паломник», 2007 г., стр. 47-50.

Первое упоминание о Борисоглебских колоколах появляются в монастырских летописях 1566 года, когда царь Иван Грозный пожаловал Борисо-Глебской обители колокол в 138 пудов. Этот колокол был самым большим на звоннице, покуда в 1758 году «на сумму монастырскую» не был отлит колокол в 261 пуд. Колокольный набор на звоннице менялся: случалось, колокола разбивались, их переливали на новые. Так, в 1817 году колокол Ивана Грозного дал трещину и «по неспособности его ко звону» был перелит с прибавкой новой меди.
К началу ХХ века на звоннице находилось 9 колоколов, из них самым большим оставался колокол в 261 пуд. В 1913 году борисоглебские крестьяне обратились к настоятелю монастыря архимандриту Власию с просьбой разрешить им сбор средств для отливки нового колокола, «который бы своими размерами и звуком соответствовал духу и величию обители». Собирали деньги всем миром, немалую сумму внесли санкт-петербургские купцы Александр Иванович Улыбин и Василий Иванович Черепенников, а также архимандрит Власий. Колокол весом 606 пудов отливался в Ярославле на заводе купцов Оловянишниковых. Его торжественное поднятие состоялось 13 октября 1913 года. Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Беллавин).
После революции начались реквизиции церковных ценностей. Снимали и колокола. В Борисоглебский монастырь представители треста «Рудметаллторг» прибыли для этого в октябре 1929 года. Старожилы вспоминали, что за несколько дней до снятия колоколов монастырские ворота закрыли, приставив к ним вооружённую охрану. Сброшенные на землю колокола разбивали «для приведения лома в транспортабельное состояние». К концу 1930-х годов в России погибло 99% колоколов. Перестали работать колоколитейные заводы, были утрачены знания и навыки звонарей.
Первый звон колоколов после почти шестидесятилетнего перерыва борисоглебцы услышали в августе 1988 года. Тогда на звонницу подняли 18 старинных колоколов, собранных работниками Борисоглебского филиала Ростовского музея по сёлам и деревням района. Звон этих колоколов сопровождал первую службу во вновь открывшемся в 1989 году Борисоглебском соборе и провожал первый Иринарховский крестный ход в 1997 году. После снятия этих колоколов со звонницы в январе 2009 года их переместили в запасники Ростовского музея. К Пасхе 2009 года на звонницу обители подняли десять новых колоколов, отлитых в г. Тутаеве (быв. Романово-Борисоглебск) на заводе мастера Николая Шувалова. Самый большой колокол весит 5200 кг. Этот набор является даром монастырю московских предпринимателей и меценатов братьев Ананьевых в память 645-летия Борисоглебской обители. Теперь в утренней тиши разносятся по Борисоглебу тихие звуки благовеста. «Здесь колокол и тишина — два путника, несущих крест. Не страх земной из недр огня, а дар, полученный с небес!» В июне 2009 года на звоннице был восстановлен и часозвон. А в 2010-м в нише между арочными пролётами верхнего яруса иконописец Елена Лавриненко заново написала фреску «Иоанн Креситель — Ангел пустыни».
Из книги «Под большими лаврами». Издательство Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?