Борисоглебский. Борисоглебский монастырь.

В 18 км от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами». Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет.
Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим «домашним». Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал «домашний» монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер «каменный здатель» Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития — затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.
Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича, на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые. Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.
Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь. С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.
В статье использованы материалы сайта www.rostmuseum.ru/branch/borisogleb/; www.rostmuseum.ru

Борисоглебский монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Ростова. Основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия старцами Федором и Павлом. Здесь находится рака преподобного Иринарха (см. 13 января) и при ней железные цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В монастыре хранится знамя, оставленное в 1610 году гетманом Сапегою. При монастыре школа и иконописная мастерская.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В Борисоглебской слободе находится Борисоглебский второклассный монастырь, основанный в 1363 г. по благословению преп. Сергия Радонежского, преп. пустынниками Федором и Павлом, при ростовском князе Константине Васильевиче, зяте великого князя Иоанна Калиты.
Строение в этом монастыре сначала было деревянное, а с 1522 г. началось каменное:
— Соборная церковь во имя благ. князей Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1524 г. при игумене Филофее. Прекрасное стенное письмо, сделанное при Грозном, было цело до 30-х годов нынешнего столетия, но затем все замазано голубой краской, и сделанная вновь живопись плохо гармонирует с величием и древностью храма. В северо-западном углу собора почивают под спудом мощи основателей монастыря преп. Федора и Павла. В приделе к храму с западной стороны почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника, проведшего в затворе 38 лет. При гробнице находятся тяжелые цепи и др. вериги преподобного.
— Церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы, освящена в 1527 г.
— Церковь над вратами во имя преп. Сергия Радонежского.
— Над вторыми вратами — во имя Сретения Господня.
— Огромная колокольня на подобие Ростовской соборной, в один ярус, продолговатая; внизу ее устроена церковь во имя Иоанна предтечи.
— Каменная ограда с башнями высотою 15 аршин, толщиною 3,5 аршина и 480 сажень в окружности.
На конце монастыря, близ ограды, сохранилась тесная низкая келья преп. Иринарха с небольшой скамьей и маленьким окошечком, в которой препод. провел 38 лет, добровольно прикованный тяжелыми своими цепями к продольным стенкам.
Монастырь этот особенно пользовался расположением царя Иоанна Грозного, который посещал его в 1545 г. и сделал многочисленные вклады.
До 1688 г. монастырем управляли игумены, а с этого года учреждена архимандрия. До учреждения штатов за монастырем было с приписными монастырями 6785 душ крестьян, а затем, по штатам он положен во 2 классе.
А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

Ростовский Борисоглебский 2 класса (с 1764 г.) необщежительный мужской монастырь в 17 верстах от уездного города Ростова, на горе, окруженной извилинами р. Устьи, в виду Борисоглебских слобод. Основан в 1363 г. по благословению пр. Сергия старцами Федором и Павлом. Храмов пять: из них древнейший соборный во имя св. князей Бориса и Глеба с приделом св. пр. Илии. В соборе покоятся под спудом мощи пр. Иринарха затворника, там же находятся гробницы основателей монастыря игуменов Федора и Павла. У гроба затворника сохраняются тяжелые вериги, цепи и кресты, в которых он подвизался. В монастыре хранится знамя, оставленное в 1610 г. гетманом Сапегою и врученное затворнику Иринарху.
Иконописная мастерская и школа для братии (с 1901 г.). Монастырь владеет 246 десятинами земли и получает от казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 17, послушников 40.
Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г.

Реставрация монастырского комплекса, новейшее время.
В 1990-2002 годах реставрационные работы на объектах Борисоглебского монастыря проводились специалистами “Научно-производственной реставрационной мастерской “Яблоко” – бывшим филиалом Государственных Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Бессменный руководитель “Яблока” – Александр Станиславович Рыбников, председатель Ярославской региональной организации Союза Реставраторов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Работы начались с восстановления древней кельи преподобного Иринарха-затворника, от которой к моменту реставрации сохранились лишь небольшие фрагменты кладки (сооружение-скит примерно 2,8 на 1,4 метра в плане было построено у восточной стены монастыря в 1580-х годах), при этом был снят слой грунта, под которым обнаружились остатки очень старой крепостной стены, подтвердившей версию о том, что во времена Ивана Грозного монастырь уже был обнесен каменным периметром.
Сам Александр Станиславович говорил, что восстановление архитектурного ансамбля древнего Борисоглебского монастыря было его давней мечтой – на осуществление которой он потратил 12 лет жизни. За годы Советской власти древние здания, используемые под склады, муниципальные конторы, колбасные цеха, гаражи, общежития, пришли в весьма плачевное состояние – руины келейного корпуса мы видели только что, южная Сергиевская церковь и великолепная галерея покрылись громадными опасными трещинами, восточная крепостная стена накренилась наружу, буквально надвисая над трассой Ростов-Углич, причем процесс неудержимо прогрессировал — стена требовала проведения неотложных работ по укреплению.
Именно выпрямление восточной стены, 100 м в длину, 12 м в высоту и в 2,5 м толщиной, стало вторым мероприятием “Яблока”. Рассеченную на 30-метровые участки стену раскачивали с помощью рычага, ставили на место и укрепляли – работали впятером, уложились в два года. После всестороннего исследования огромная работа была проведена в настоятельских покоях – практически полностью потерявших свой исторический облик за пять веков эксплуатации, сопровождавшихся перестройками. В трапезной Благовещенской церкви укрепили и загерметизировали своды, много лет страдавшие от протечек кровли и плесени, были начаты работы по расчистке масляной живописи 1892 года. Сергиевскому храму в 1990-х годах реставраторы вернули позакомарное покрытие, исследовали и по мере возможности расчистили фрески в арках. На звонницу вновь в те же годы вернулись часы. В 1989 году, после возвращения Борисоглебского собора РПЦ, в нём началось укрепление обнаруженных фрагментов настенных росписей.
С декабря 1994 года запускается процесс постепенного вытеснения с территории обители Ростовского музея с дальнейшей передачей зданий РПЦ, окончательно завершившийся в августе 2014 года, и сопровождавшийся сворачиванием деятельности реставрационной мастерской. В 2002 году все реставрационные работы были прекращены, “Яблоко” больше в Борисоглебский монастырь не вернулось.
Мастера-реставраторы из “Яблока” не успели восстановить стены, арки и галерею с крыльцом Сергиевской надвратной церкви – к 2011 году состояние красивейшего архитектурного памятника приближалось к катастрофическому. Когда-то цельный монолит сооружения неудержимо разваливался на части. По расщелинам происходило смещение фрагментов крыльца относительно основного объема храма. Тихо, неспешно, по долям миллиметра в день углублялись трещины в кладке свода проездных арок, пронизывая несущие конструкции — страшный обратный отсчет.
А профессионалы ушли. Зато в 2014 году появилось московское ООО “Эшелъ”. Во что превратился прекрасный (даже в полуразрушенном состоянии) храм и великолепная русская узорная галерея после завершения ремонтных работ – видно на фото 2017 года. Безликое белое нечто. Да, фундамент укрепили и трещины ликвидировали. Наверное. Но вот купола зачем было лазурью покрывать — это у Сретенской церкви они такими были. У Сергиевской — «опаяны белой жестью».
Цитата:» – Работы начались в августе 2014 года, и то, что сделано, это лишь начало полного восстановления объекта всенародного достояния, – отметил председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. – Впереди еще большой объем работ по реставрации внешнего вида монастырского ансамбля и его интерьеров».
После этих слов становится страшно – что же там будет впереди? Не останется ли память об удивительном архитектурном заповеднике лишь на фотографиях – после этого самого “полного восстановления”?

По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был «черный», то есть лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор из Великого Новгорода. Прожил Феодор в одиночестве несколько лет. Неподалёку от его кельи пролегала дорога к царствующему граду Москве и к Ростову. На дерево около этой оживлённой дороги Феодор повесил кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришёл инок Павел. «Феодор же ему очень обрадовался, аки некое сокровище обрете». Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить Ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного — указать для обители место. «Сергий же, много походив по пустыни сей, выбирает место зело красно» — невысокий холм на берегу реки Устье — и благосовляет Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Феодору и Павлу простой деревянный крест берегли в монастыре как великую реликвию. В ХVI веке его обложили серебряной басмой с надписью: «Благословение игумена Сергия». В 1873 году для святыни устроили специальный серебряный ковчежец, и крест был открыт для поклонения всем прибывающим в обитель. В настоящее время он находится в запасниках ГМЗ «Ростовский кремль». Как-то раз, устав от трудов праведных, Феодор и Павел легли отдохнуть под древним кедром неподалёку от строящегося храма. И приснился им обоим один и тот же сон: явились два светлых воина «в ризах позлащеных» и сказали: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего. А мы неотступно с вами будем и с теми, кто после вас будет строить обитель сию святую», — после чего, назвавшись один Романом, другой Давидом, стали невидимы. Роман и Давид — имена, данные во святом крещении благоверным князьям Борису и Глебу. Так они засвидетельствовали своё небесное покровительство монастырю.
С момента основания Борисо-Глебский монастырь находился в личных владениях Московского митрополита. Свидетельство об этом содержится в Уставной договорной грамоте 1404 года Великого князя Московского Василия I с митрополитом Киприаном, где в одной из статей упоминается «Борисо-Глебский монастырь с селы». А с 1430-х годов он уже имел статус Великокняжеского, что способствовало расцвету обители, вкладчиками (а то и постриженниками) которой нередко становились представители знатнейших княжеских и боярских родов — Сабуровых, Бельских, Хворостининых, Шереметевых и других. Почитанию монастыря великими московскими князьями положил начало следующий случай. В первой половине ХV века Ростовская земля была театром кровопролитных междоусобных сражений. Одно из таких сражений между Великим князем Московским Василием II и его дядей Юрием Звенигородским произошло 29 марта 1434 года близ нынешнего села Николо-Бой. Летопись сообщает: «Князь Юрий, собрав силу великую, пошёл на великого князя Василия, и встретил его князь великий в Ростовской волости, у монастыря Николы на Горе, и был между ними бой в Лазареву субботу. И победил князь Юрий». Василий вместе с семьёй спасся бегством и нашёл приют в Борисо-Глебском монастыре. С тех пор «Московский князь Василий Васильевич и его мати Великая княгиня Софья Витовтовна велию веру имели в сию обитель». Вскоре Василий II делает в Борисо-Глебский монастырь крупный земельный вклад — село Шульце с деревнями. Это явилось важной вехой в истории возвышения обители. В 1440 году её игумен Питирим был приглашён Василием в Троице-Сергиеву лавру, где крестили первенца Великого князя младенца Ивана, будущего государя всея Руси Ивана III. Памятуя о своём крёстном отце Питириме, Иван III благоволил к Борисо-Глебской обители, а его внук царь Иван IV Васильевич (Грозный) не раз приезжал сюда на богомолье.
Если верить преданию, именно по указу Ивана Грозного в монастыре возвели каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена опричнины монастырь стал местом ссылки опальных людей. В обители приняли постриг впавшие в немилость бояре Василий Молчанов (инок Вассиан) и Иван Яковлевич Чеботов (инок Иона). После смерти последнего монастырю отошло его родовое село Переславцево. По некоторым сведениям, в обители, спасаясь от опалы царя, постригся с именем Пимен князь Пётр Михайлович Щенятев, один из героев Казанского похода 1552 года. Однако постриг не спас князя: здесь же в монастыре, он был предан мучительной смерти. Вскоре царь послал в обитель крупные вклады на помин души инока Пимена. Более 150 лет монастырь оставался деревянным. С 1520 года здесь разворачивается грандиозное каменное строительство. Возведение храмов и «прочих каменных служб» началось при настоятеле Феофиле, который «вельми о Христе подвизался и был наследником преподобноначальникам Феодору и Павлу». В окрестностях монастыря имелись залежи хорошего качества глины, так что кирпич изготовлялся на месте. А вот известь приходилось возить из Ярославля и Плёса по Волге, Которосли и Устью, в то время судоходной. В «Повести…» есть следующие строки: Феофил начал «скорбети об извести, понеже проходом далече и ставится дорого. Посылал на Плёс в судех вверх Которослью до Ярославля, проход же тяжек был и далече Которослью и Волгою». Ходил игумен в Москву к государю Василию III и бил челом, чтобы тот разрешил искать известь в селах и вотчинах княжеских и боярских. Василий III выдал ему жалованную грамоту на Переславский и Ростовский уезды: «Где обрящете известь, там и копайте вольно» (беспошинно). Однако поиски были тщетными. Тогда обратился Феофил с молитвами к небесным покровителям монастыря — святым благоверным князьям Борису и Глебу. Те же, явившись ему во сне, сказали: «Не скорби об извести. Даст тебе Пречистая Богородица в домовой твоей вотчине известь по тебе и после тебе». Через несколько дней приходит в обитель крестьянин из монастырской деревни Кочарки и показывает настоятелю и «каменному здателю» (зодчему) Григорию Борисову кусок белого камня, найденный им в монастырском лесу. Борисов отправил камень «в хлебную пещь». После обжига оказалось, что это известь — чистая, белая, «аки снег»… О строителе Феофиле, управлявшем монастырём свыше 30 лет, больше ничего не известно. При Феофиле в монастыре были возведены первые каменные храмы — Борисоглебский собор и Благовещенская церковь с трапезной палатой. Строительство продолжалось и «по преставлении Феофилове»: «Игумены Стахий и Вассиан о каменном здании тщание приложиша».
Согласно «Повести…», Борисоглебский собор, построенный на месте деревянного, освятил архиепископ Ростовский Иоанн 22 сентября 1523 года. В своём первозданном виде собор был прекрасным образцом древнерусской архитектуры, но последующие исправления и перестройки исказили его облик. Из древностей в нём сохранилась лишь фресковая роспись времён царя Ивана Грозного в наполовину заложенной кирпичом нише северной стены у могилы преподобных Феодора и Павла: равноапостольный князь Владимир, его сыновья Борис и Глеб, коленопреклонённые Феодор и Павел и святитель Леонтий Ростовский. В настоящее время стены и своды собора покрывает живопись начала ХХ века работы петербургских мастеров под руководством художника-копииста Ф. Е. Егорова. Сцены из Священного Писания в Борисоглебском соборе выполнены по мотивам росписей В. М. Васнецова. Достаточно высокий художественный уровень, а также неплохая сохранность живописи позволили в 2000 году начать её реставрацию. Второй каменной постройкой в монастыре является Благовещенская церковь с трапезной, возведённая зодчим Григорием Борисовым в 1526 году. В облике этой церкви много сдержанности и скромности, характерных для суровой архитектуры первой половины ХVI века. Невольно бросается в глаза пристроенное в конце ХVII столетия с запада к трапезной крыльцо, великолепное само по себе, но совсем не связанное с храмом. Особое очарование крыльцу придаёт отсутствие строгой геометричности в его роскошном декоре. Каменная резьба и ниши с изразцовыми сердцевинами начинаются от самой земли и уходят вверх пятью ярусами. В этом крыльце донесены до нас черты русской старины — немного наивной, безыскусной, но подлинной.
В советское время в Благовещенской церкви и трапезной размещались отделы Борисоглебского районного краеведческого музея, в частности, отдел природы, столь памятный коренным борисоглебцам. Благовещенская церковь станет вторым после собора монастырским храмом, в котором вскоре планируется возобновить богослужение. В 2008 году здесь заменили купол листами красной меди, а вскоре крест и купол позолотили сусальным золотом, в 2010-м устроили новый иконостас, настелили пол. Заканчивается реставрация выполненной в 1892 году художником В. В. Лопаковым, уроженцем Мстёры, клеевой живописи на сводах трапезной. Роспись в советское время была забелена. Пока идёт полная научная реставрация, церковь открывается раз в году на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Немало красоты придаёт монастырской площади изящной архитектуры звонница, или как бы сказали в старину, «церковь под колоколы с часобитней». Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна Предтечи была каменной ещё в ХVI веке. Тяжёлое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, пристроено к звоннице примерно в то же время — в конце ХVII века. Замыкают монастырскую площадь два массивных здания — Архиерейский дом, который почему-то неправильно именуют казначейским, и Архиерейская кухня (поварня). Выстроен Архиерейский дом был в середине ХVIII века как летняя резиденция архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила (Миславского). Поварню же следует отнести к ХVI столетию.
Ростовские владыки любили посещать Борисоглебский монастырь, называя это место «земным раем». В одном из своих писем архиепископ Самуил писал: «Изведал я довольно опытом, сколь опасен для здравия человеческого климат ростовский. Много я пользовался чистым воздухом в Борисо-Глебском монастыре». Мощны, величественны и великолепны надвратные храмы обители. Северный Сретенский выстроен в самом конце ХVII века и является ярким примером «нарышкинского барокко». Декоративность Сретенской церкви подчёркивается богатым узорочьем ворот и северной галереи, выполненным из профилированного кирпича. Венчают церковь пять удлинённых барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, отчего и ворота назывались «водяными». Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными Святыми воротами. Поражающий монументальностью, он придаёт главному входу в монастырь величие и торжественность. Монастырские стены протяжённостью чуть более километра включают в себя 14 башен высотой от 25 до 40 метров. Прямые прясла имеют три ряда бойниц: нижний («подошвенный») — для артиллерии, средний («варницы»), устроенный, чтобы лить на осаждающих расплавленную смолу, и верхний («мушкетный»). С внутренней стороны стен по всему периметру сделаны высокие арочные углубления, создающие по мнению архитекторов, определённый акустический эффект, отражая звук внутри крепости. Однако эти стены конца ХVII века лишены боевой внушительности и имеют характер более декоративный, нежели военный. Возводились они уже просто по традиции — «как исстари повелось». В любом случае, монастырская стена является защитой, напоминанием братии о том, что за ней находится мир, который они оставили, чтобы служить одному Богу. Но служение Богу означает молитву об оставленном мире. Стена — символ самих иноков.
Тот архитектурный ансамбль, который мы видим сейчас, дошёл до нас со значительными перестройками и переделками. Каким был монастырь в начале ХVII века, узнаем из Писцовых книг Ростовского уезда за 1629-1631 годы: «В Пурском стану монастырь Борисо-Глебский на Устье. А на монастыре церковь Благовещения Пречистые Богородицы на паперти с трапезою, другая церковь страстотерпцов Христовых Бориса и Глеба, да на святых воротах церковь Сергия Радонежского чюдотворца, да на колокольне церковь Собора Иоанна Предтечи, все церкви каменные. Да в монастыре две кельи игуменские, да две кельи затворника Корнилья, две кельи келарские, двадцать келий братских, в них семьдесят пять братов черноризцов, все кельи деревянные. Да около монастыря ограда каменная, а на ограде одна башня, да другие ворота на воде». Из документа явствует: как минимум уже в конце ХVI века в монастыре имелось четыре каменных храма. Ограда, возможно, была меньше нынешней, но также каменной. Между тем ранее считалось, что в указанный период обитель располагала всего лишь двумя каменными храмами, все остальные, а также ограда, оставались деревянными, а надвратные церкви и звонница появились только в конце ХVII столетия.
Особо ценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя подвизавшегося здесь в конце ХVI — начале ХVII века преподобного Иринарха затворника. Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья — часовенка преподобного Иринарха — пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней ведёт липовая аллея. Предание сообщает, что именно здесь рос кедр, под которым беседовали преподобный Сергий Радонежский с Феодором и Павлом о будущем устройстве монастыря и под которым первостроителям было видение благоверных князей Бориса и Глеба.
В обители, в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Здешнее предание гласит, что ископан он преподобным Иринархом. Рядом с прудом бил когда-то родник. В 1897 году при архимандрите Ювеналии пруд вычистили, и он вновь наполнился водой, а над родником устроили деревянную часовенку. Славился монастырь своей ярмаркой, с незапамятных времён устраивавшейся на обширной площади за южными воротами. Торг, приуроченнный к наплыву паломников в праздник святых благоверных князей Бориса и Глеба (2 мая по ст. ст.), проводился обычно с 30 апреля по 3 мая. 2 мая, в самый разгар ярмарки, после Божественной литургии совершался крестный ход, в который вовлекались и торговцы. Борисоглебская ярмарка существовала примерно до 1930 года. Тогда же площадь переименовали в Первомайскую. Во время Великой Отечественной войны землю на площади отдали под огороды эвакуированным в Борисоглеб ленинградцам. А в начале 1950-х годов комсомольцами на месте шумевших когда-то ярмарок был разбит парк.
Из книги «Под большими лаврами». Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.

Борисоглебский монастырь в советский период
Революция поначалу не изменила обычного течения жизни в монастыре, который по-прежнему владел землёй в Борисоглебских слободах, водяной мельницей в деревне Акулово, Вепревским рыболовным озером, несколькими пустошами и лесными угодьями в Ростовском и Угличских уездах. Продолжали совершаться крестные ходы с чудотворной иконой преподобного Иринарха затворника. Почитание его в Ростовском уезде оставалось огромным. Только в 1918 году состоялось 12 крестных ходов в Вощажниково, Протасьево, Варусово, по селениям Ростовского и Угличского уездов. Переломными для монастыря стали июльские события 1918 года, когда отголосками белогвардейского восстания в Ярославле по борисоглебским деревням прокатились крестьянские волнения. 18 декабря 1919 года по обвинению в агитации против советской власти «среди монашествующих лиц и приходящих в Борисо-Глебский монастырь граждан» был расстрелян архимандрит Мефодий (Львовский). В Борисоглебских слободах в это время свирепствовали голод и болезни. Особенно страшной была эпидемия сыпного тифа. Летом в волости началась холера. Ростовский отдел здравоохранения просит Борисоглебский ВИК «передать помещение монастырской богадельни под заразный барак».
Мирская жизнь широкой волной ворвалась в монастырскую ограду. Несколько келий забрали под квартиры. Тем не менее, формально переведённый в собственность государства ещё в 1918 году, монастырь до 1924 года сохранял автономию. В одном из документов местного исполкома говорилось: «ВИК имущество монастыря не учёл, мер против монахов не принимал, и таковые продолжали жить по-старому». В храмах не прекращалось богослужение, совершались требы, шёл сбор пожертвований, проводились незначительные ремонтные работы. Монастырь пользовался своими прежними владениями без всяких оговорок. Лишь в 1924 году состоялась его официальная передача Ростовскому Госмузею. Борисоглебские крестьяне, чтобы сохранить монашескую жизнь в обители, создали церковную общину и заключили с музеем договор аренды. Общине тут же вменили в обязанность «поддержание храмов в исправности». Была собрана значительная сумма в 3000 рублей, проведён ремонт Сретенской надвратной церкви, благоустроено монастырское кладбище. На средства общины содержались проживающие в обители насельники — всего около 70 человек. Сразу же по передаче в Борисо-Глебский монастырь прибыл уполномоченный Ростовского музея Мартьянов, в обязанности которого входило наблюдение за состоянием здешних построек и сбор квартплаты, в том числе и с монахов. Собственно же музея до 1928 года здесь фактически не существовало, поскольку никакой музейной деятельности не велось.
Ситуация изменилась в 1928 году, когда музей объявили идеологическим орудием антирелигиозной пропаганды. В Борисоглебском отделении Ростовского Госмузея появился постоянный заведующий — Иван Иванович Мокеев — бывший половой одного из борисоглебских трактиров, вступивший в ряды ВКП(б) и параллельно с музеем возглавлявший местное отделение Союза воинствующих безбожников. 7 июня Мокеев получил предписание поставить вопрос перед борисоглебской церковной общиной о закрытии монастырских храмов и передаче их музею. Весть об этом вызвала негодование жителей волости. Иеромонах Антонин (Шестаков) с иконой преподобного Иринарха обошёл окрестные селения, призывая народ к духовному сопротивлению. Верующих возмутило намерение властей превратить храмы в «балаган» (имелось в виду создание музейных выставок). Общее собрание общины по данному вопросу назначили на 19 июня. Члены совета общины выбрали делегацию во главе с И. Н. Черепенниковым для поездки в Москву. Составили прошение на имя Председателя ВЦИК М. И. Калинина о сохранении за верующими хотя бы одного Борисоглебского собора в качестве приходской церкви. Передача церквей музею на некоторое время приостановилась, но ВЦИК отклонил прошение борисоглебцев на том основании, что «выделение одного храма из целого комплекса невозможно». Вскоре последовал арест иеромонаха Антонина и двух борисоглебских крестьян — Ф. Константинова и Н. Черепенникова. Пробыв три месяца в следственном изоляторе в Ярославле, Черепенников и Константинов были отпущены, а иеромонах Антонин, после особого совещания при ОГПУ, был отправлен на Соловки сроком на три года. Между тем службы в монастыре по-прежнему посещало много народу. Власти требовалось срочно этому что-то противопоставить. И в Борисоглеб пришла новая эпоха.
В 1920-х годах молодёжь увлекли пожарным делом; устраивались парады, соревнования, смотры… Популярным в молодёжной среде сделался футбол. Центром культурной жизни Борисоглеба стал Народный дом, где вовсю расцвела художественная самодеятельность, ставились спектакли, проходили сеансы немого кино. Народ с удовольствием посещал все эти мероприятия. К Пасхе 1929 года Борисоглебский собор был уже закрыт. Несмотря на протесты, уничтожили кладбище, употребив надгробные плиты для строительных нужд. Борсоглебский музей (с 1932 года — районный краеведческий) стал единственным хозяином в обители. Постепенно монастырская территория превращалась в социально-культурный центр района. Ряд построек сдавались в аренду различным предприятиям и организациям. Музей по мере возможности осуществлял контроль над вверенными ему памятниками архитектуры. Так, в 1931 году музейные работники при поддержке сотрудников Главнауки предотвратили попытку разбора звонницы и части крепостной стены на кирпич, в котором остро нуждался район. Тем не менее, многое было безвозвратно утрачено, в лучшем случае перемещено в музеи Москвы, Ярославля, Ростова. Запомнилась борисоглебцам весна 1956 года, когда посёлок стал съёмочной площадкой фильма «Хождение за три моря». На территории монастыря соорудили «резиденцию Ивана III». Многие местные жители участвовали в массовых сценах и эпизодах. Фильм об Афанасии Никитине вышел на экраны в 1957 году и сразу же завоевал популярность у советских зрителей. Однако в память о съёмках монастырю осталось разрушенное каменное узорочье над главным пролётом южных Святых ворот: «вислое каменье» просто срубили, чтобы могла пройти машина с декорациями.
Территория и помещения обители использовались арендаторами вплоть до конца 1980-х годов. В 1970-х экспозиция музея расположилась в Сретенской надвратной церкви, склад и фонды — в соборе. Придел пророка Илии арендовал под склад эксплутационно-технический узел связи — несколько лет до начала реставрационных работ придел стоял без кровли в полуразрушенном состоянии. Новые настоятельские покои занимали Госбанк и районный архив. Старые настоятельские покои арендовал Улейменский льнозавод. В Казначейском доме работала почта. На территории монастыря оставался десяток квартиросъёмщиков. В звоннице приступили к реставрации с целью размещения там лыжной базы и бара Международного молодёжного центра «Спутник».
Возрождение обители началось в конце 1980-х годов. В мае 1989-го возобновилось богослужение в соборе, тогда ещё считавшемся приходским храмом. В октябре 1994-го принимается решение о восстановлении монастыря. Наместником был назначен иеромонах Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иоанн (Титов). С тех пор началось возрождение монашеской жизни в стенах Борисоглебского монастыря. В единственном пока действующем храме — соборе святых благоверных князей Бориса и Глеба — совершается каждодневное богослужение по строгому монастырскому уставу. Братия немногочисленна — всего 20 насельников, 12 в монашеском постриге, из них 3 иеромонаха, 1 иеродиакон. Здесь продолжают древние традиции и устанавливают новые. Обитель красива в любое время года, днём и ночью; она обладает необыкновенной притягательностью и производит на всякого огромное впечатление своей подлинностью и мощью. Нет здесь лоска, а есть покой и величие, гармония и умиротворённость…
Из книги «Под большими лаврами». Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?