Борис Кустодиев не ездил на этюды ни в один волжский город, кроме Романова-Борисоглебска. Все его знакомые нам сюжеты с Волгой из этого города, который называется сейчас Тутаевым.
Впервые Кустодиев попал сюда в 1906 году и был очарован спокойствием и неторопливостью городской жизни. Величие Волги завораживало. Моста, соединяющего два её берега, не было, как нет и сейчас. Две части одного города сообщались посредством лодок. Сейчас есть ещё и паром. Зимой можно переходить по льду или добираться через Ярославль, который находится в 40 км по автотрассе.
Романовым-Борисоглебском город был до революции. Это старое название связано с тем, что в 1822 году два города — Романов на левой и Борисоглебск на правой стороне Волги — были объединены в один.
Сто лет назад великорусский Романов-Борисоглебск был исполнен провинциальной благодати. На левом берегу, высоком, романовском, стояла церковь. На правом, низинном, борисоглебском — другая. Звонили колокола. И сейчас перекликаются между собой Казанская церковь и красивейший Воскресенский собор.
Романов-Борисоглебск был крепким купеческим городом, в котором, по выражению одного из путешественников XIX века: «…процветали художества здешних жителей: шубное, натойчатое, крашенинное, портное, кузнечное, хлебное, сбитенное и квасное».
Множество церквей, широкая торговая площадь, великолепная набережная, по которой по вечерам прогуливались мещане, купеческие жёны и прочие представительницы прекрасного пола, стараясь перещеголять друг друга красотой нарядов.
Судьба занесла Бориса Михайловича Кустодиева в Романов-Борисоглебск, когда он находился на распутье. И в небольшом провинциальном городке художник обрёл и тему для своих будущих картин, и неподражаемый способ воплощения действительности, своё, кустодиевское, праздничное разноцветие.
Неподалёку, в Кинешме, Кустодиев построил свою дачу-мастерскую, которую назвал «Теремом», и наездами 4 года подряд бывал в понравившемся ему Романове-Борисоглебске, стараясь попадать на праздники и ярмарки. Так появились те кустодиевские картины, которые мы знаем, как классические, к которым с детства привыкли.
Небольшой городок и его обитатели остались в памяти художника. Позже, когда Кустодиев не мог писать виды с натуры — последние пятнадцать лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу — на многих картинах можно увидеть знакомые очертания местных церквей. Иной раз в самых неожиданных местах. Например, считается, что фон знаменитого портрета Фёдора Ивановича Шаляпина — это нижегородская ярмарка, как следует из одного из рабочих названий полотна. Однако, если присмотреться, в левом верхнем углу картины, написанной в 1921-22 годах, мы увидим ту же церковь и башенку в отдалении, что и на картинах «Купание» 1921 года или «Провинция» 1919 года с романово-борисоглебскими сюжетами.
Картины Кустодиева почти фотографически точны, да и живописные виды города мало изменились.