145 лет назад, 2/14 октября родился Борис Израилевич АНИСФЕЛЬД (1878, Бельцы, Бессарабская губерния, Российская империя — 1973, Уотерфорд, штат Коннектикут, США) —живописец, график, сценограф, педагог.
Выпускник Одесской рисовальной школы и Императорской Академии художеств, где он занимался в мастерской И. Е. Репина, затем — Д. Н. Кардовского, Анисфельд быстро снискал известность в мире искусства.
Многогранный талант позволил художнику получить признание и как живописца, и как графика, и как театрального художника. Его проникнутые духом символизма мистические сюжетные композиции, библейские сцены, декоративные с элементами театральности пейзажи, красочные натюрморты были постоянными «участниками» выставок и вызывали большой интерес у коллекционеров.
Художник не раз обращался и к журнальной графике и, что интересно, печатался в изданиях самой разной направленности: от эстетского «Золотого руна» до политического «Жупела», где рисунок студента Анисфельда был помещен на первой странице первого номера журнала.
Анисфельд принадлежал к поколению новаторов искусства сценической декорации. Именно в первое десятилетие ХХ века за театральным художником окончательно утвердилась его важнейшая роль, что сделало его полноправным участником постановочного процесса. Работая для театра, Анисфельд сотрудничал с такими звездами русского искусства, как В. Э. Мейерхольд и С. П. Дягилев, М. М. Фокин и В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова и М. М. Мордкин.
Любопытно, что большим поклонником таланта Анисфельда был В. Д. Набоков, один из лидеров партии кадетов (и отец будущего автора «Защиты Лужина» и «Лолиты»), в собрании которого находилось немало работ художника. Именно Набоков снабдил Анисфельда рекомендательным письмом к Г. Бернстайну, крупному нью-йоркскому публицисту, переводчику произведений М. Горького и Л. Н. Андреева, с которым художник с семьей в январе 1918 года через Сибирь, Дальний Восток, Японию и Канаду прибыл в Нью-Йорк.
Близко знавшие Анисфельда отмечали его прекрасные человеческие качества, его преданность искусству и равнодушие к быту. По их воспоминаниям, художник «отличался большой душевной чистотой и бескомпромиссностью. Он был человеком, жившим своим творческим миром… »
Упоминают многие современники и особую музыкальность Анисфельда, в детстве игравшего на скрипке. Сам мастер утверждал, что он не менее музыкант, нежели художник. Анисфельд признавался, что он начинает работу над спектаклем, не принимая во внимание сюжет, но представляя себе прежде всего его цветовое решение и слушая музыку. а
«Художник необыкновенно расширил наши представления о цвете, о его романтических и эстетических возможностях и тайнах, — писала о мастере критика. — Волны и переливы красок в декорациях и костюмах у Анисфельда составляют цветовое соответствие музыке симфонического оркестра, сольным или групповым танцам, оперному пению и действию».
Для Анисфельда его жизнь в искусстве не ограничивалась только лишь индивидуальным творчеством. Живя в Америке, он почти три десятилетия преподавал живопись в Институте искусств в Чикаго. Своим ученикам художник говорил, что он пишет не то, что он видит, но то, что он чувствует, и призывал их писать сердцем.
Иллюстрация: Б. И. Анисфельд. Автопортрет. 1955.
Подготовка публикации: Зеленая лампа, 14.10.2023