Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Одноэтажный пятиглавый с шатровой колокольней храм, построенный в 1853 году. Церковь состоит из следующих основных объемов: алтаря, трапезной с приделом внутри нее, притвором с колокольней над ним и двумя поздними (конец XIX в.) пристройками с южной и северной сторон. Росписи и штукатурку можно отнести к концу XIX века. Основным акцентирующим моментом в оформлении южного и северного фасадов верхнего яруса является аркатурный пояс плоского рельефа, выложенный в стене. Центральная часть снаружи крыта восьмигранным железным куполом, над которым возвышается граненая глава луковичной формы с железным восьмиконечным крестом. Вокруг церкви сохранилась ограда с каменными столбами и железными решетками. Ограда, возможно, более позднего происхождения, чем сама церковь.
www.perm1.ru/

По информации сайта prm.ru, «Крест был поставлен жителями Бондюга в память о чуде, которое в этом месте по преданию сотворил на глазах народа Стефан Пермский. Желая продемонстрировать свою божественную силу, он положил на воду камень, встал на него и переплыл реку. Камень, оставшийся лежать на берегу, превратился в объект паломничества, а через некоторое время там же был возведен восьмиметровый лиственничный крест. В 1930-х годах святое место решили прикрыть, но музейные сотрудники успели спрятать крест. Сейчас он хранится в Чердынском Музее истории веры, но уже не в очень хорошем состоянии. Администрация Чердынского района совместно с Центром культурных проектов «Сердце пармы» решили изготовить копию креста и установить в историческом месте».
Здесь мы имеем дело с очевидной легендой. В действительности (судя по Вычегодско-Вымской летописи и жизнеописаниям Святых) ни первокреститель зырян Степан Храп (Св. Стефан Пермский, ок.1340-1396), ни его последователи епископы пермские Исаакий, Герасим и Питирим вообще не были в Великой Перми, проповедуя на территории Малой Перми (по берегам Вычегды, Выми, Сысолы) с кафедрой в Емдыни (совр. Усть-Вымь), лишь иногда (Питирим) добираясь до Печоры и Удоры. На Каму и Колву с проповедью (и топорами, о чем ниже) пришел только епископ Иона в 1462-63 гг.
Новоустановленный крест, кроме того, вряд ли стоит считать копией исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь) — в них мало общего. По-своему это символично и отражает неоднозначный, увы, подход к исторической памяти на территории Чердынского района, и не в последнюю очередь в самом с.Бондюг.
Укоренение Православия на пермской земле не было гладким. Иона взялся за дело круто, «с огоньком» — сжигая кумирни и вырубая священные рощи язычников. Это вызывало вполне объяснимое неодобрение и даже активный протест. Покоритель Перми московский воевода Федор Пестрый и вовсе предпочел (уже после смерти Ионы) перенести на целых 60 лет столицу из языческой Чердыни на новое место — в более спокойную Покчу. Поэтому новообращенные уросские (а впоследствии чердынские) князья совместно с преемниками Ионы проводили мудрую политику, изыскивая непростые компромиссы с традиционными верованиями местного населения, дозволяя некоторую переосмысленную языческую атрибутику и даже приспосабливая ее в миссионерских целях. Подобному компромиссу обязано, в частности, абсолютно выдающееся и уникальное в мировом масштабе культурное явление — пермская деревянная церковная скульптура, своеобразное наследие языческих образов-идолов. Церкви — по понятным причинам — продолжали ставить на намоленных языческих местах, но даже спустя столетия память о древних Священных рощах не исчезла — рядом почти с каждой сельской церковью можно видеть почитаемое местное дерево — кедр. Это такая характерная чисто пермская «фишка», визитка — и одновременно важный культурно-исторический феномен в масштабах всей России. Даже местоположение утраченных, сгоревших верхнекамских церквей (Остяцково, Савино) легко устанавливается по сохранившимся рядом кедрам или искусственным рощам. В большинстве чердынских и соликамских сёл и святых урочищ «священные» кедры бережно сохраняются, греют душу и радуют глаз. В Пянтеге рядом с древней Богородицкой церковью в окружении более молодых берез нетронутым стоит высохший кедровый ствол, последний свидетель священной языческой рощи. А настоятель искорской Христорождественской церкви даже вступил в конфликт с органами охраны памятников, покусившимися на слишком, по их мнению, близко стоящий к храму красавец-кедр. Дерево священник отстоял — ценой (по слухам) зарезанной сметы на… восстановительные работы!
И вот последователи Ионы нашлись в Бондюге. Сравните фотографии церкви, сделанные до и после установки муляжа Поклонного креста и его освящения. Вековые деревья вокруг храма безжалостно вырублены. Кому, спрашивается, мешали? Списать вандализм (а как иначе расценить?) на восстановительные работы не получится — поросль на кровле никуда не делась и леса на колокольне по-прежнему в аварийном состоянии. Кроме того, сам храм, по рассказам жителей, вовсе не передан церкви, зато оприходован предприимчивым местным (в актив ему можно отнести относительную чистоту внутри храма, за исключением трапезной и приделов) под… пункт приема стеклотары (сейчас не действует, вроде бы). Мораль? А нету ее, увы…

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?