Построенный по указанию Петра Великого Большой Петергофский дворец пережил за свою 300-летнюю историю несколько грандиозных перестроек, полное разрушение и возрождение в буквальном смысле из пепла. В результате он только помолодел и похорошел. Вид дворца со стороны Финского залива через искрящиеся струи фонтанов незабываем. Внутри он также поражает роскошью и изяществом: над ним работали лучшие архитекторы разных эпох, а восстановившие его после войны реставраторы совершили почти невозможное.
История
Место для строительства дворца выбрал сам Петр – от него было «рукой подать» до грандиозной стройки в Финском заливе неприступной крепости Кроншлот (будущего Кронштадта). По пути к нему царь с супругой часто останавливались в небольших хоромах прямо на берегу залива. Там в 1714 году он решил возвести загородный дворец, не уступающий по роскоши европейским. Образцом для подражания стал французский Версаль. Под дворцом разбили Нижний парк с фонтанами – как у французов. А в Верхнем саду русский царь, рачительный хозяин, развел огороды и посадил фруктовые деревья.
Два столетия Петергоф (Петров двор с немецкого) служил загородной резиденцией русских царей. В нем появилось еще несколько павильонов и многочисленные парки. Но главным оставался Большой Петергофский дворец. Именно он сиял золотом в перспективе Большого каскада Петергофа, напоминая о том, что отныне и навсегда эти земли принадлежат России. Все это время он являлся местом для проведения праздников и торжеств. В парадном дворце не было «серых будней» — светские мероприятия, балы, маскарады, званые обеды и приемы иностранных гостей сменяли друг друга.
По задумке императора дворец возвышался на холме, поэтому первоначально его назвали «Нагорными палатами». Архитектора Браунштейна сменили Леблон и Микетти, создавшие к 1725 году здание в стиле «петровское барокко». Императорская резиденция неоднократно перестаивалась лучшими архитекторами в соответствии со вкусами правителей и веяниями моды. Великолепный Бартоломео Растрелли, мастер пышного барокко, существенно преобразил дворец в середине XVIII века по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Среди его создателей – Земцов, Фельтен, Валлен-Деламот, Андрей Штакеншнейдер.
В архитектуре дворца сочетается несколько стилей, но он не выглядит эклектично, а, напротив, как законченное гармоничное произведение. Несмотря на обилие золота и пышный декор, он изящный, как будто наполненный воздухом и пронизанный солнечными лучами. Он и сам сияет как солнце, а издалека смотрится как изящная игрушка филигранной работы.
Большой дворец развернут фасадом длиной почти 300 метров к морю, любимой стихии царя Петра. Оттуда ждали иностранных гостей, на которых необходимо было произвести впечатление.
Современный облик Большого дворца сформировался при Елизавете I. Любительница танцев, веселья и роскоши, она не скупилась на средства для его интерьеров. Особенно много их вложили в Танцевальный (или Купеческий) зал работы Растрелли.
Во второй половине XVIII века пышный и торжественный барокко вышел из моды. Его сменил лаконичный стройным классицизм, без излишеств и завитушек. Русские цари не отставали от моды – при Екатерине II Валлен-Деламот и Фельтен перестроили Тронный и Чесменский залы и Китайские кабинеты.
Около 30 залов дворца поражают обилием золота и мрамора, изысканной позолоченной деревянной резьбой, паркетом из редких пород дерева, лепными расписными потолками, великолепной живописью и огромным количеством зеркал, в которых вся эта красота отражается бесчисленное количество раз.
Изысканный и нарядный
Дворец должен был поражать воображение гостей от порога, сразу «разить наповал» – Растрелли удалось это сделать. Роскошная парадная лестница ведет в самый красочный и богатый по отделке Танцевальный зал.
Вход в основную часть дворца находился в западной его части, со стороны Верхнего сада (сейчас он находится в центре). Поэтому перед вошедшими разворачивалась бесконечная анфилада из парадных залов. Глаза разбегаются от разнообразия их украшений: скульптуры и барельефы, великолепные плафоны и вазы, расписные стены, лепные потолки, кованый металл…
Парадную лестницу украшают резные кариатиды и статуи юных девушек, символизирующие времена года. Главный элемент дизайна лестницы, как и всего дворца, – позолоченная резьба по дереву. Ее стены расписаны цветочным орнаментом, в который вплетаются двуглавые орлы. Благодаря большим окнам и зеркалам парадная лестница кажется легкой и воздушной. Она прекрасно справляется со своей задачей – создать приподнятое праздничное настроение.
Пройдя под триумфальной аркой с резными фигурами «Верность» и «Справедливость», посетители попадали в Танцевальный зал. Он практически не изменился со времен Растрелли. Его главной находкой стали окна-обманки: две стороны помещения занимают зеркала, в которых отражаются настоящие большие двухъярусные окна на противоположенной стене зала. Пространство стен между ними тоже занимают зеркала – за счет них зал кажется огромным и светлым. Эффект усиливает плафон во весь потолок комнаты с изображением Аполлона.
Голубая приемная создает множество перспектив: она выходит одновременно в парадный Чесменский зал, на лестницу и в галерею, соединяющую основную часть дворца с западным Гербовым корпусом. Комната с нежно-голубыми стенами, затянутыми декоративной тканью, использовалась как канцелярия. Ее интерьер работы Растрелли практически без изменений дошел до нашего времени.
Стены комнаты украшают живописные полотна, одно из них — произведение Айвазовского. Из комнаты открываются прекрасные виды на сад, расположенный над дворцом, и парк с фонтанами, спускающийся к заливу.
Следующий парадный зал, Чесменский, посвящен победе России в Чесменском морском сражения во время Русско-турецкой войны. Его стены украшают полотна немецкого художника Якоба Филиппа Гаккерта, мастера морского пейзажа. Интересно, что Екатерина II заказала ему цикл картин, посвященной победам русского флота в этой войне, когда он проживал в Италии, а русский флот еще не вернулся из рейда. Чтобы картины выглядели правдоподобно, императрица не пожалела 60-пушечный фрегат «Варвара» — его специально взорвали в Ливорно при скоплении народа (правда, корабль уже отслужил свое), чтобы художник реалистично запечатлел морской бой.
Этот зал полностью перестроил Фельтен в строгом классическом стиле – от Растрелли остались только зеркала и паркет. Белые и светло-желтые стены зала украшают барельефы на морскую тематику. Царские вельможи и государственные деятели ожидали здесь дворцовых церемоний.
Огромный парадный Тронный зал перестроил Фельтен, изменив до неузнаваемости дизайн Растрелли. Его стены занимают живописные полотна, также посвященные Чесменской битве, — работы английского художника Ричарда Петона. В отличие от Якоба Гаккерта, он не обладал точной информацией о сражениях, представлял себе их лишь приблизительно, но компенсировал это талантом.
Зал украшают портреты венценосных особ: Петра I и Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. На самой большой картине зала «Шествие на Петергоф» запечатлена Екатерина II на лошади во время похода гвардии на Петергоф, когда она совершила дворцовый переворот и лишила престола своего мужа. На ней одет мундир гвардейского полковника. По мнению современников, на этом портрете художнику удалось добиться максимального внешнего сходства с оригиналом – Екатерина на нем более, чем на других изображениях, похожа на саму себя. Полотно покинуло стены дворца сразу после кончины императрицы (когда пришел к власти ее сын Павел, ненавидевший мать), а вернулось сюда лишь в 1969 году, когда зал восстанавливали после войны.
Возле портрета стоит дубовый позолоченный трон, обитый красным бархатом. Он был изготовлен, по преданию, Александром Меншиковым для Меншиковского дворца в Петербурге, и предназначался для его покровителя – самого царя.
Весь Тронный зал посвящен Екатерине II, как духовной преемнице Петра, перенявшей у него эстафету преобразования Российской империи в великую европейскую державу. Ее несколько экстравагантный и не очень законный способ прихода к власти в результате дворцового переворота при этом становился вполне оправданным.
Ввысь устремлен аудиенц-зал Большого Петергофского дворца работы Растрелли. В нем он тоже использовал фальшивые окна, чтобы сделать визуально объемнее небольшое узкое пространство. Во время званых обедов в этом зале собирались статс-дамы, поэтому по-другому его называли Статс-дамской.
Белую столовую Фельтен переделал в классическом стиле. Ее главный экспонат – почти 200 предметов “Веджвудского сервиза”, изготовленного в Англии на заводе Дж. Веджвуда, который впоследствии стал знаменитым. Сервиз ему заказала Екатерина II, и он состоял из 1500 предметов, но многие из них не уцелели — их заменили отечественными копиями. Столовая предназначалась для многочасовых церемониальных застолий, с несколькими переменами блюд и бесконечными беседами. Чтобы блюда оставались теплыми, их ставили в специальную посуду с горячей водой. Почти 500 слуг незаметно и расторопно сновали между почетными гостями, обслуживая эту церемонию.
Два экзотических китайских кабинета обрамляют Картинный зал с запада и востока. В них Валлен-Деламот воплотил замысел Екатерины II – создать оригинальный интерьер из лаковых ширм, привезенных в Россию из Китая в петровскую эпоху. Их разрезали и соорудили декоративные панно. Причем ширм для оформления не хватило, и по эскизам Валлена-Деламота русские мастера лаковой миниатюры дорисовали вставки с пейзажами, животными, птицами и цветами.
Под китайскую стилизована живопись на дверях, плафонах, стеклянных фонарях на потолке. Среди экспонатов попадается настоящая старинная мебель из Китая.
Любопытно! В XVIII в Европе началась мода на китайское искусство. Европейские мастера-мебельщики создавали работы в стиле «шинуазри» — стилизации под оригинальную китайскую мебель.
Прямо в центре дворца, между Китайскими кабинетами, расположен Картинный (Портретный) зал. Из его больших окон открывается самый потрясающий вид: к северу Большой каскад переходит в Морской канал и теряется в заливе, к югу переливаются фонтаны Верхнего сада. Это единственное помещение с балконами.
Зал создали еще при основателе резиденции и даже сохранили частично первоначальную отделку, придуманную императором. Патриотизм, восхваление России как морской державы, битвы на море – основная тема его росписи со множеством мифологических героев и античных богов.
Зал украшают полотна П.Ротари. К модному художнику особенно благоволила Елизавета Петровна: он удачно приукрашивал ее на портретах. После его смерти Екатерина II купила у его вдовы все полотна мастера. Художник был необыкновенно плодовит – 368 его работ занимают все стены зала.
На этом зале парадная часть заканчивается — далее идет череда личных комнат царей, куда имели доступ только избранные.
Куропаточная гостиная (или Будуар) получила свое название благодаря отделке стен шелковой голубой тканью с изображением куропаток. Рисунок создал Филипп де Лассаль, поработавший на всех монархов Европы. Старая ткань не сохранилась, но ее несколько раз восстанавливали на отечественных фабриках. Последний раз — по небольшому фрагменту XIX столетия, уцелевшему после войны. Стены гостиной украшают 4 полотна известного французского живописца Жана-Батиста Грёза.
Среди личных покоев царей особое место занимает Диванная комната (или парадная Опочивальня). «Турецкая перегородка», отделяющая кровать, создавала интимность пространства. Стараниями фаворита царицы Григория Потемкина Опочивальня превратилась в Диванную – он добыл для возлюбленной во время русско-турецкой войны огромный восточный диван.
Фарфоровая ваза в форме яйца – работа создателя русского фарфора, друга Ломоносова, Дмитрия Ивановича Виноградова.
Любопытно! Только два завода в Европе тогда производили фарфор — Мейсенский под Дрезденом и Венский, при чем способ его производства держался в строжайшем секрете. Русский самоучка сам нашел рецепт его изготовления. В 1744 при его участии открылся Петербургский императорский фарфоровый завод. Его изделия не уступали европейским.
В Кабинете Екатерина II между делами любила перекинуться в карты. Большая часть его хрупкого фарфорового дизайна войну не пережила. Стены кабинета украшают портреты императриц Елизаветы I и Екатерины II с членами семейств.
Дубовый кабинет – самая старая комната дворца, оформленная еще при Петре. Его стены отделаны дубовыми панелями с необычно тонкой и изящной резьбой по эскизам француза Николя Пино. Несколько мастеров годами вырезали из дерева мечи и боевые топоры, шлемы и щиты, навигационные и астрономические приборы, волынки, скрипки, кастаньеты и т. д. Кабинет посвящен царю-реформатору и прославляет расцвет науки, искусства и военную мощь, которой добилась Россия под его властью.
С двух сторон дворца расположены Церковный и Гербовой корпуса. Уничтоженный в войну Церковный корпус с крестом над куполами восстановили полностью лишь к началу этого века. Почти все дети последнего русского царя Николая II родились в Петергофе, здесь же их и крестили – в церкви Большого Петергофского дворца.
Над Гербовым корпусом также золотятся купола. Только они заканчиваются флюгером в виде орла с раскинутыми крыльями. Он держит в лапах державу и скипетр, символы царской власти, и имеет три головы, поэтому, поворачиваясь вокруг оси, с любой стороны выглядит как двуглавый.
В Особой кладовой Большого Петергофского дворца хранятся личные вещи русских царей, которые они особенно ценили и буквально не могли без них обходиться.
Среди его экспонатов: веер Екатерины II с рисунками на любовную тему, перо, которым Александр II расписался в указе об отмене крепостничества, седло, в котором Екатерина II совершила дворцовый переворот, чернильница Александра I, которой он пользовался в походах против Наполеона, карты и самовар Екатерины II, хранившиеся рядом с ее кроватью.
В отдельном зале размещаются произведения Фаберже и его учеников, сделанные для Николая II. Коллекция пополнилась в 2009 году благодаря щедрости Тео Фаберже, внука владельца знаменитой фабрики. По его завещанию Петергофу достались два пасхальных яйца: «300-летие Петербурга» и «Самсон». Внутри серебряного яйца «Самсон» помещен маленький золотой Самсон, борющийся со львом – мини-копия самого знаменитого фонтана Нижнего парка.
На линии огня
После войны от Большого дворца, ставшего при советской власти музеем, остались обгоревшие развалины. А огромная статуя Самсона пропала без следа. Историки до сих пор пытаются выяснить, кто же сжег дворец: русские перед отходом, немцы перед отступлением или сгорел в результате случайного попадания снаряда.
Устоявшаяся версия советской власти – дворец подожги немцы. Но находится много свидетельств, что к моменту входа немцев в город здание уже горело. На немецких фотографиях тоже запечатлен горящий петергофский дворец.
По другой версии, его подожгли русские. Существовал приказ ставки Верховного главнокомандования за подписью Сталина об уничтожении населенных пунктов в тылу врага. В список вошли все оккупированные города на берегу Финского залива, в том числе Петергоф. Город превратился в поле боя. Скорее всего, специально ничего и не поджигали: дворец мог загореться от любого случайного снаряда.
В знаменитых достопримечательностях Петергофа разместились немецкие казармы. Около Большого дворца находилась немецкая минометная батарея, в Нижнем парке — командный пункт, артиллерийские батареи, землянки и блиндажи, на пристани — наблюдательный пункт, в Александрии – штабы и дальнобойные орудия. Вдоль всего побережья фашисты установили проволочное ограждение под охраной солдат с собаками. Немцы хотели заминировать фарватер, поэтому русские взорвали пристань.
Большому дворцу досталось и от немцев, и от русских. По Петергофу палили из всего, что возможно, с суши и моря (в том числе из Кронштадта), бомбила авиация. В результате от основного здания остались лишь частично уцелевшие фасады. Обугленные внутренности без крыши еще недавно великолепного здания заливала вода и засыпал снег. Боковые корпуса практически отсутствовали.
Почти на 80 процентов экспозиция дворцов Петергофа оказалась утерянной или уничтоженной. Перед оккупацией удалось вывезти несколько эшелонов с музейными ценностями в Горький и Сарапул и частично спрятать их в подвалы Исаакиевского собора и товарное депо Московского вокзала. Таким образом сохранили все портреты П. Ротари из Картинного зала, полотна Ф. Гаккерта о Чесменской битве, мемориальные вещи Петра I, часть панно из Дубового кабинета, китайский шёлк из Коронной комнаты.
Восстановление после войны
Петергоф пострадал в войну больше других царских резиденций. Только 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов удалось разыскать. Многим казалось, что он вообще не подлежит восстановлению, или что займет оно как минимум 100 лет. Пришлось разминировать Нижний парк, расчищать от мусора Верхний сад, превращенный в помойку. Судьба Большого дворца висела на волоске – предлагали восстановить только фасад и отдать его под пансионат или санаторий. Но после длительных дискуссий решили восстанавливать его именно как дворец: это стало делом принципа для разрушенной страны.
Процесс занял десятилетия и закончился лишь в начале этого века. Только в 1960-х произведения искусства, хранящиеся в разных дворцах Петербурга, стали возвращаться в восстановленные залы Большого Петергофского дворца.
Первые четыре зала дворца открылись 17 мая 1964 года. Последним восстановили Церковный корпус – к 2011-му. Большой Петергофский дворец — не только архитектурный шедевр, вобравший в себя лучшие образцы декоративно-прикладного искусства нескольких эпох, но и памятник героическому труду реставраторов, которые его воссоздали и следят за его сохранностью.