БОЛЬШОЙ МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ. ОРАНИЕНБАУМ

«ОРАНИЕНБАУМ»
«БОЛЬШОЙ (МЕНШИКОВСКИЙ) ДВОРЕЦ»
Победа в Северной войне (1700-1721) окончательно закрепила за Россией побережье Балтики. Уже первые победы над шведами 1702-1703 годов вернули России берега Невы и побережье Финского залива. 16(27) мая 1703 года на Неве была заложена Петропавловская крепость, началось строительство Петеребурга. Для быстрейшего освоения окрестностей нового города Петр I пожаловал своим приближенным большие участки земли с обязательством застроить и заселить их. В 1707 году Александр Данилович Меншиков получил большую часть Ингерманландии с городами Ямбургом (Ям) и Копорьем, и множество мыз на южном берегу Финского залива, в составе которых была и небольшая финская деревушка при реке Каросте. Здесь и создается загородная летняя резиденция Меншикова — Ораниенбаум. Меншиков был назначен и губернатором всего освобожденного края.
Ансамбль Большого дворца, неоднократно переходивший к новым владельцам, претерпел ряд больших утра за время своего более чем 200-летнего существования.
История создания Меншиковского дворца до сих не изучена до конца. В 1710 году Меншиков начинает строительство Большого дворца — одного из самых крупных дворцов того времени, архитектурный ансамбль которого был создан в 1710-1725 годы. Установлено, что строительство каменных палат в Ораниенбауме начал итальянский фортификационного и «палатного дела мастер» Джованни Марио Фонтана. Возможно, ему и принадлежит первый проект Большого дворца и сада при нем. В 1713 году Фонтана сменил «мастер палатного, каменного и гипсового дела» Иоганн Готтфрид Шедель (1689-1752). Опираясь на образцовые чертежи, которые в конце XVII — начале XVIII веков были распространены в Европе, Шедель выполнил окончательный проект ансамбля Меншиковского дворца. Возможно и архитектор Андрес Шлютер принимал участие в разработке дворцово-паркового ансамбля. У Меншикова также работали архитекторы Иоганн Фридхих Браунштейн и Теодор Швертфегер, оба из Пруссии. Швертфегер работал в Ораниенбауме с 1716 по 1720 годы и, возможно, занимался строительством (вместе с Шеделем) павильонов-башен.
При создании ансамбля умело использован рельеф местности. Дворец в стиле барокко расположен на береговой возвышенности и обращен главным (северным) фасадом к заливу. Спуск к заливу оформлен искусственно созданными террасами. В верхней террасе первоначально были устроены ниши, где на пьедесталах помещались мраморные бюсты. Перед главным фасадом дворца на территории, замкнутой оградой, расстилался ковровый партер, с затейливыми узорами из цветов и стояли деревянные и свинцовые статуи. В парк спускалась каменная лестница.
Морской канал, который служил для подхода судов прямо к дворцовому саду, построен в 1712-1713 годы. Канал завершался небольшим ковшом с пристанью напротив главных ворот дворца.
Большой дворец состоит из нескольких соединенных между собой самостоятельных частей. Композиционный центр ансамбля — главный двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной. На фоне фасада выделялся узорный балкон с четырьмя золочеными вензелями Меншикова и большим княжеским гербом. К главному корпусу с двух сторон примыкают развернутые дугой крылья, заканчивающиеся высокими восьмигранными павильонами — Церковный (западный) и Японский (восточный). Первоначально крыши крыльев дворца, украшенные балюстрадой и декоративными вазами, были плоскими и служили прогулочными площадками.
Во дворе слева находился пруд. Напротив пруда был выстроен западный служебный флигель (в 1722-1725 годы). Над воротами западного флигеля высилась четырехъярусная башня со шпилем и часами с колокольным боем.
Дворец был построен к 1725 году, но официальной датой завершения работ считается 3 сентября 1727 года — день, когда была освящена дворцовая церковь. К 1725 году основные работы по благоустройству прилегающей к дворцу территории также были завершены.
Внутренняя отделка Большого дворца в первой четверти XVIII века не была полностью закончена. Для декоративного оформления стен использовались кожанные обои, расписанные золотом, серебром и красками, дорогие ткани, мрамор и росписи по штукатурке. В семи комнатах стены были облицованы цветными изразцами. В нескольких комнатах были наборные паркеты из ореха, дуба, сандала и березы. Потолки украшали живописные плафоны. В художественном убранстве дворца видное место отводилось картинам и произведениям декоративно-прикладного искусства. В специальных застекленных шкафах были выставлены венецианское стекло, фарфоровые посуда и фигурки. Оформлением интерьеров дворца Меншикова занимались художники И. Я. Вишняков и И. П. Зарудный.
Из внутренних помещений дворца декоративную отделку XVIII-XIX веков сохранили вестибюль, Парадная лестница, центральный зал с примыкающими к нему комнатами (в главном корпусе), Золотой кабинет и интерьеры Японского павильона. Первоначально во дворце было 76 помещений, не считая многочисленный сеней и придворной церкви. Ансамбль строился с учетом всех бытовых нужд, создавая возможность ведения широкого усадебного хозяйства.
Ораниенбаум был любимым загородным дворцом Меншикова — здесь он давал великолепные праздненства для двора. После окончания основных работ по строительству Большого дворца Меншиков недолго оставался владельцем Ораниенбаума. В 1725 году умер Петр I. При Екатерине I Меншиков стал фактическим правителем государства.
Особенно частыми были праздненства в Ораниенбауме в дни царствования юного Петра II. В это время Меншиков устраивал богатые охоты и травлю зверей. Летом 1727 года Петр II провел несколько недель во дворце Меншикова.
3 сентября 1727 года во имя Св. Пантелеимона была освящена дворцовая церковь, располагавшаяся в западном павильоне. Для неё в мастерской И. Зарудного был выполнен великолепный резной иконостас. На освящении церкви должен был присутствовать Император Пётр II, однако он не приехал.
В «Записках о России» генерала К. Г. Манштейна излагается версия, согласно которой одним из поводов к опале А. Д. Меншикова стали события, разыгравшиеся во время церемонии освящения церкви:
«…Он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, еще не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель».
8 сентября 1727 года, то есть 5 дней спустя, А. Д. Меншиков был арестован. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений.
С 1730 года, когда было объявлено о предстоящем возвращении императорского двора из Москвы в Петербург, Канцелярия от строений поручила архитектору М. Земцову произвести необходимый ремонт дворца, палат, канала и гавани. С этого времени почти 13 лет Земцов руководил всеми работами в Ораниенбауме. В этот период была изменена композиция террас, переделано завершение боковых павильонов, перестроены флигели.
С 1737 по 1745 годы Ораниенбаум был отдан в ведомство Адмиралтейской коллегии. В это время часть построек дворца Меншикова была отведена под морской госпиталь.
В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна, дочь Петра I. В 1743 году она дарит Большой Ораниенбаумский дворец ( «со всеми заведениями к оному принадлежащими») своему племяннику Петру Федоровичу, объявленному наследником престола, (будущему Петру III) и его жене Екатерине Алексеевне. Тем самым в 1743 году Ораниенбауму возвращается статус дворцовой летней парадной резиденции малого великокняжеского двора.
Новая страница в архитектурном облике дворца связана с именем архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. В это время декор верхней террасы был обогащен бюстами и вазами. Растрелли переделал лестницу, ведущую от дворца в Нижний сад.
Одноэтажный восточный служебный флигель (Фрейленский или Кавалергардский корпус) возведен Ф.-Б. Растрелли в конце 1740-х (1750-х ?) годов (сохранился без позднейших перестроек).
Между западным и восточным флигелями была сооружена решетка с золочеными украшениями с великолепными въездными воротами (Почётные ворота) на главный двор.
Флигели образовали обширный парадный двор. Посреди двора сделали фигурный бассейн. Южные торцовые части флигелей были завершены башенками с куполами. На кровле дворцовывых галерей и служебных флигелей архитектор поместил балюстраду с вазами.
В это же время были построены все дворцовые каменные службы.
При Растрелли Большой дворец ремонтируется, многие его комнаты отделываются и меблируются вновь. В отделке интерьеров архитектор применил золоченую резьбу, живопись, декоративные ткани.
Царствование Петра III, вступившего на престол в конце 1761 года, длилось всего 6 месяцев. В результате дворцового переворота он был свергнут.
По восшествии на престол Екатерина II поручила И. П. Елагину исправить и достроить многие строения в Ораниенбауме. В 1762 году Ораниенбаум становится летней загородной резиденцией Екатерины II.
Окончательное формирование облика Большого дворца связано с архитектором Антонио Ринальди. В 1762-1782 годах под его руководством велась перестройка отдельных частей здания (террасы перед дворцом, система фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад) и интерьеров.
В конце своего правления Екатерина II пожаловала здание дворца Морскому кадетскому корпусу. Однако вскоре ее сын Павел I вернул Ораниенбауму статус великокняжеской летней резиденции и передал ее Наследнику престола Великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. От старшего брата дворец перешел к младшему брату — Великому князю Михаилу Павловичу, который в 1830-х годах дарит его своей супруге Великой княгине Елене Павловне. С ее именем связана целая эпоха в истории Ораниенбаума. Великая княгиня не жалела сил и средств на благоустройство любимой летней резиденции и обновление внутреннего убранства Большого дворца.
«Несмотря на безрассудную роскошь своего строителя и пышность великих людей, обитавших в нем впоследствии, дворец не поражает своими размерами. Террасы, лестницы и пологие спуски, утопающие в цветах, соединяют дворец с парком и чрезвычайно его украшают. Архитектура его сама по себе довольно скромная. Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей с Меншиковым трагедии».
(Писал маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин, посетивший Ораниенбаум в 1839 году)
Блестящие образцы русского интерьера середины XIX века в стиле неорококо, созданные по проектам архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г.-Г. Прейса можно увидеть во дворце сегодня. Дворец наследовала дочь Великой княгини Елены Павловны — герцогиня Екатерина Михайловна Мекленбург-Стрелицкая. После её смерти Ораниенбаум перешёл в наследственную собственность её детей Михаила и Елены. Старший сын Георг также наследовал дворцовое имение, но из-за своего морганатического брака на графине Наталье Фёдоровне Карловой, урождённой Вонлярлярской, имел возможность только пожизненного пользования без права передачи детям от морганатического брака. Герцоги Мекленбург-Стрелицкие владели Ораниенбаумом до 1917 года.
После революции дворец не был передан музею и в советское время в нем располагались, сменяя друг друга, различные гражданские и военные учреждения: госпиталь, техникум, военно-морское ведомство. Частично уцелела первоначальная отделка парадного вестибюля, сохранились также парадная лестница и покои Елизаветы Воронцовой на нижнем этаже. Меньше всего повезло дворцовой капелле: редкостный иконостас был уничтожен, внутреннее пространство в 1934 году исказили межэтажные перекрытия.
В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек Большой дворец получил повреждения.
В послевоенные годы во дворцах и парках Ломоносова начались восстановительные работы. Они велись силами специальных научно-реставрационных производственных мастерских под наблюдением архитектора К. Д. Халтурина.
С 1946 года несколько лет во дворце велись консервационные работы.
В 1953-1956 годах частично ремонтировалась каменная кладка террасс дворца, восстановлена вся балюстрада. Тогда же были разобраны надстройки над западной галереей и застекленная терраса.
В 1975 году был проведён очередной этап работ.
Ремонтно-реставрационные работы во дворце, активная фаза которых началась в начале 1990-х годах, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина.
В 2007 году был упразднен ГМЗ «Ораниенбаум» и дворец перешел в ведение ГМЗ «Петергоф».
В 2010 году реставрация фасадов дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.
В настоящее время реставрация продолжается. Отреставрированные залы на фотографиях, максимально подробно прокомментированы .

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?