Большое Загарино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный храм Покрова был построен в Большом Загарино в 1810 году. В 1837 году к нему была пристроена теплая трапеза, а в 1840 году — колокольня.

В писцовой книги Муромских сел за 1676 год говорится, что церковь в селе Большое Загарино была деревянная, и построена она в 1658 году. До этого времени Загарино было деревней, приписной к Липовицкому приходу. Главный престол ее был в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в приделе — во имя святого великомученика Георгия.
Писцовая книга дает следующее описание Загаринской церкви: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы деревянная шатровая, а в церкви местных образов – Покрова Пресвятой Богородицы на золоте, пелена дорогая, на пелене крест атласный, да образ Живоначальной Троицы, образ Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы Казанской…» На колокольне 3 колокола. Около церкви огорожено забором, в заборе ворота створчатые, на них образ Спаса. Церковная утварь и около церкви строение приходских людей. На церковной земле дворы: попов, дьячков, пономаря и просвирни; усадебной земли под ними — 1,5 десятины, пашни «средние земли» по 7 десятин в поле. В селе 43 двора крестьянских, людей в них:  мужского пола 149,  да захребетников с детьми – 17 человек.  
Сведения о Загаринском приходе находятся в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, где говорится, что там имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы; «у той церкви двор попа Максима, дворы дьячка, пономарский и просвирни. В приходе 42 двора крестьянских да 8 бобыльских (на 1896 год — в селе Загарино — 71 двор), деревня Звягина, в ней 13 крестьянских дворов (на 1896 год — 18 дворов), д. Ефимьва, в ней 17 дворов крестьянских (на 1896 год — 20 дворов), 2 бобыльских. Д. Кошкина, в ней 21 двор крестьянских (на 1896 год — 35 дворов).  Д. Третье Поле – 19 дворов крестьянских (на 1896 год — 25 дворов). Д. Иерусалимка – в ней 3 двора крестьянских; д. Малиновка, в ней — 4 двора крестьянских».
Были ли перестройки Покровской церкви, прямых сведений об этом не сохранилось. Но можно предполагать, что церковь была по крайне мере однажды даже перенесена с одного места на другое, так как в селе кроме настоящего кладбища заметны еще следы двух прежних, а в старину кладбища всегда были при церквах. В 1810 году вместо деревянной церкви на средства помещика Измайлова устроен каменный храм. В 1837 году к этому храму пристроена теплая трапеза, а в 1840 году — каменная колокольня. Престолов в храме было три: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой — во имя св. апостола Петра и Павла и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимая не только прихожанами, но и окрестными жителями древняя икона Покрова Пресвятой Богородицы. 
Причта при церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание, получалось, от служб и требоисправлений до 850 руб. в год. Дома у членов притча были собственные на церковной земле.
Земли при церкви – усадебной и сенокосной нет, пахотной 32 дес.700 сажен, из которых часть занята постройками причта и около 3 десятин неудобной; план на эту землю имелся.
Приход состоял из села Большого Загарина, деревень: Третьего Поля, Кобылкина, Ишутина, Кошкина, Ефимьева и Звягина, в коих по клировым ведомостям числилось 306 дворов, 720 душ мужского пола и 784 – женского пола.
В 1840-х годах Большое Загарино было имением жены генерал-лейтенанта Николая Ивановича Крузенштерна — Елизаветы Фёдоровны Крузенштерн. В селе имелись земская и церковно-приходская школы; в первой в 1896 году обучалось 39 мальчиков, а во второй — 19 девочек. По церковным книгам за 1896 — 1917 годы в данном приходе, священствовал: Алексей Покровский. Псаломщиками были Алексей Целебровский, Сергей Аменицкий, Григорий Воскресенский; дьяконом был Иоанн Воскресенский.
С 1917-1920 годы в данном приходе священствовал Николай Зеленов (Материал из церковно-метрических книг). В 1926 году он был переведен в деревню Марково Покровской волости. С 1928 года до первого ареста отец Николай служил в селе Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа. 3 ноября 1929 года его арестовали и заключили под стражу в арестный дом Орехово-Зуево, 6 февраля 1930 года отца Николая перевели в арестный дом города Покрова. 23 февраля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к заключению в концлагерь сроком на три года. Отбыв наказание, он был назначен служить в Покровскую церковь села Пустошей Шатурского района Московской области. Затем по просьбе Николая Зеленова Владыка определил его священником Богородице-Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.
22 ноября 1937 года он был арестован Зарайским районным отделением НКВД и в этот же день допрошен.  3 декабря 1937 года Николай Зеленов был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен он к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.
В 30-х годах XX столетия в селе Большое Загарино Вачского района Горьковской области служил священник Воскресенский Леонид Иванович, который был арестован 18.11. 1937 года и в этом же году 26 декабря расстрелян.
Как и все церкви Вачского района церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в конце 30-х годов прошлого века была закрыта. Церковная утварь, иконы и книги были растащены. Сегодня храм находится в разрушенном состоянии.
Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. — Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?