Большое Семёновское. Церковь Богоявления Господня (Симеона Столпника).

Кирпичная церковь Симеона Столпника в селе, принадлежащем генерал-адъютанту князю М.С.Воронцову, построена взамен деревянной в 1844-1856 гг. Храм действующий. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999

В начале 17-го века в селе Святое Семеновское была построена небольшая деревянная церковь во имя Преподобного Семиона Столпника. В 1839 году, на месте деревянного храма был возведен большой каменный храм с тремя престолами. Главный престол его был освящен во имя Богоявления Господня в 1854 году, а в ноябре 1854 года были освящены и два малых престола – один во имя Святителя Николая Чудотворца, другой – во имя Преподобного Семиона Столпника. В 1891 году в летнем храме «Богоявления» был обновлен иконостас и продолжилась настенная роспись. Прихожанами данного храма были крестьяне села Святое Семеновское (более 500 человек) и деревни Гора (около 150 человек). В настоящее время в селе Большое Семеновское не более 20 домов, большая часть из них – дачные.
До 1917 года село Святое Семеновское относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии, Семеновской волости. После 1917 года территория Калязменского уезда претерпела ряд изменений, была значительно уменьшена. Из нескольких волостей уезда был образован Ленинский уезд Московской губернии (ныне Талдомский район Московской области), на территории которого и оказалось село Святое Семеновское, которое было переименовано в с.Большое-Семеновское. В период 1999г.-2000г. был восстановлен [изготовлен и установлен] на колокольне храма большой колокол, весом 300 кг. Установкой и изготовлением колокола занимались жители д.Остров — Столяров Владимир Иванович и Кисляков Алексей Александрович. Деньги на изготовление колокола пожертвовал Кисляков А.А. Отливку колокола по договору выполнил НИИМЕТМАШ.
Первым приходским священником каменного храма был Михаил Елпатьевский, который и участвовал в освящении двух приделов. Из священно-церковных служителей дольше всего служили представители рода Колеровых. Первый представитель этой династии Захар Колеров был определен в храм пономарем. В 1846 году после упокоения Захара Колерова, пономарем стал его сын Ксенофонт. В 1882 году у Ксенофонта Захаровича и его жены Елизаветы Ивановны родился сын Федор. В селе Святое Семеновское он провел детство и юность. В 1905 году окончил Тверскую духовную семинарию, стал священником и служил в храмах Бежецкого и Кашинского уездо Тверской епархии. В 1912 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в селе Кимры Тверской губернии. В 1929 году была предпринята попытка властей закрыть Преображенский храм, что привело к стихийному протесту прихожан. Власти жестоко расправились с верующими. Протоиерей Федор Колеров и миряне Анатолий Бойков и Михаил Больдяков были расстреляны 29 ноября 1929 года. В 1997 году Комиссия Священного Синода по канонизации святых под председательством Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приняла решение о причислении к лику святых протоиерея Федора Колерова.
В 1900 году Ксенофонт Захарович Колеров был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Богоявленский храм в село Святое Семеновское, где когда-то проходил послушание пономарем. Через некоторое время сюда же был назначен настоятелем храма его второй сын – Анатолий Ксенофонтович. До 1917 года в храме проводили службы сын и отец. После 1917 года священник Анатолий Ксенофонтович переехал из села Б.Семеновское в Малышково Кимровского района. В 1930 году был осужден и заключен в тюрьму, по возвращении из заключения он жил в деревне Ваулино, где и упокоился в 1961 году. В самый тяжелый период смуты, когда оскверняли и разрушали храмы, в село Б.Семеновское в Богоявленский храм был направлен священник Николай Пиганов. Отец Николай был не только хорошим пастырем и молитвенником о душах человеческих, но и отзывчивым и добрым человеком. Он постоянно помогал крестьянам в их многочисленных бедах и скорбях. Вот один из примеров. В одной многодетной семье сдохла корова, которая была кормилицей семьи и дети были обречены на голод, но отец Николай спас семью, он отдал свою корову. Своим чутким отношениям к людям, он снискал большую любовь и уважение у прихожан. Когда в январе 1933г. приехала комиссия по изъятию церковных ценностей и закрытию храма, отцу Николаю удалось убедить комиссию, что иконы не содержат драг. металлов и пообещал собрать сумму, которая была ему назначена. Он собрал все ценное из своего дома, объездил всю область и собрал назначенную ему сумму. Но колокола все же сняли и храм закрыли. Служить в храме запретили. Тогда о.Николай взял из храма антиминс, а также все необходимое для службы и продолжал Богослужения у себя дома. Поток верующих приходил к нему домой на службу. Власти Советов терпели это до мая 1933 года. В 11 мая 1933 года отец Николая был арестован и осужден. Через 2 года 12 февраля 1935 года он был освобожден, отцу Николаю исполнилось тогда 62 года. В 1937 г.работает о.Николай священником и преподавателем в Макарьевском Решемском женском монастыре. В1938 г. о.Николай вернулся в село Большое-Семеновское.
В 1941 г. был открыт для Богослужения в селе Богоявленский храм, где снова продолжил Богослужения настоятелем о.Николай. В возрасте 82 г., 2 сентября 1946 г., о.Николай переведен за штат. В феврале 1960 г. о.Николай упокоился. Похоронен о.Николай на сельском кладбище. Когда о.Николай находился в тюрьме снова приезжала комиссия по экспроприации. Возле храма собралось много верующих людей, среди них была прихожанка и певчая клироса храма, многодетная вдова Пудова Александра Андреевна. Староста храма был вынужден протянуть руку с ключами от храма члену комиссии. В это время Александра Андреевна в отчаянии выхватила ключи и убежала с ключами в сторону болота в лес, где и пряталась пока не уехала комиссии. Замок входной двери храма члены комиссии не стали взламывать, видимо побоялись собравшихся около храма людей, воодушевленных поступком Пудовой. Александра Андреевна после открытия храма еще долго пела на клиросе, дожила до возраста 95 лет. Похоронена на сельском кладбище села Б.-Семеновское. В семье Пудовых росла тихая, скромная девочка. По желанию ее родителей была отдана в монастырь. В иночестве – Мария, после закрытия монастыря она решила посвятить свою жизнь уходу за детьми инвалидами. Детский дом-интернат находился недалеко от города Талдома, в деревне Дубки. За ее нелегкий подвиг была всеми любима и почитаема и часто приходила в родной храм помолиться. Похоронена на кладбище в родном селе. После о.Николая в храме Богоявления служил о.Стефан. Он был скромным, мудрым человеком, большим утешителем в скорбях. Похоронен на кладбище Б.Семеновское.
В храме Богоявления Б.Семеновского более 30-ти лет прослужил настоятелем ветеран Великой Отечественной Войны протоиерей Петр Бахтин. Родился о.Петр в 1918 году в многодетной трудолюбивой семье на орловской земле, в селе Бородинка, недалеко от города Ливны. Детство выпало на годы репрессий. В 30-е гг. семью сослали в Казахстан, где он потерял отца и троих своих братьев и сестер. Когда достиг совершеннолетия, началась финская война. Юноша Петр решительно и смело встал в армейские ряды. Потом началась Великая Отечественная Война и Петр Бахтин, сначала лейтенантом артиллерийского полка, а потом командиром батальона героически защищал наше отечество. С четырьмя орденами на груди вернулся он в свой родной город, с собой на родину он привез Библию, которую получил в подарок за свою доблесть от чешского врача – христианина, сохранившего ему жизнь. В 1949 году по благословению своей матери и их духовника о.Севастьяна Карагоспоренского (ныне канонизированного) с рекомендацией приснопоминаемого Митрополита Алма-Атинского и Казахского Иосифа (Черного) Петр Бахтин поступил в Московскую Духовную семинарию, но через 2 года был арестован и отправлен в Пермские лагеря за то, что стал верующим христианином и стал свой парт. билет. Пять лет лагерей не смогли сломать его твердого духа и решимости служить Богу. Освободившись Петр Сергеевич продолжил учиться в семинарии, успешно ее закончил, женился и принял священный сан. Вместе со своей матушкой Светланой (в крещении Ларисой) батюшка воспитал троих сыновей, которые все стали священниками. Старший Александр – диакон, средний Сергей – священник, младший Алексей – протоиерей (упокоился в 2006 году). Ни одно десятилетие нес свое пастырское служение о.Петр, постоянно окормляясь у братии Троицко-Сергиевой лавры. 22 января 2005 года на 87 году, закончил свой жизненный путь митрофорный протоиерей Петр Сергеевич Бахтин. Сейчас в Богоявленском храме служит его приемник священник Владимир (Федоров), который проходил здесь же и в г. Талдоме, в храме Архистратига Михаила послушание пономаря, алтарника, диакона, и был рукоположен в сан священника 28.08.2003 года. С 1 сентября 2003 года назначен настоятелем Богоявленского храма села Б.Семеновского.
 Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым

История храма восходит к XVII веку. В Дмитровской переписной книге за 7135-37 года (1628-1630) «за дьяком за Семёном Собакиным старое его поместье село Константинове, Семёново тож, в селе церковь Симеона столпника древяна клецки». В этой же книге за 7154 год (1646) написано, что «за Василием Семеновым сыном Собакиным его поместье село Константиново, Семеновское тож». И, наконец, за 1678 год «за стольником за Семеном да за Алексеем Васильевыми детьми Собакиными село Константиновское, Семеновское тож». Упоминания села Семеновского (а не деревни) говорит о существовании храма в эти годы.

В 1700 году в селе освящается новопостроенная церковь Симеона Столпника. После смерти Семена Собакина половина села была продана Ивану Михайловичу Сурмину и перешла как приданое его до-чери к графу Роману Ларионовичу Воронцову, который затем купил и вторую половину села. В клировой ведомости 1796 года написано, что деревянная церковь, выстроенная в 1773 году, сгорела, а строится новая, тоже деревянная. В приходе в это время 51 двор и 445 прихожан.
В межевом описании 1855 году «село Семеновское, Константиново тож с каменной церковью принадлежит генерал-адьютанту светл. князю Михаилу Семеновичу Воронцову». Именно этот представитель рода Воронцовых, по-видимому, и является заказчиком существующей церкви, освященной в 1843 году. Имя этого вельможи хорошо известно из-за взаимоотношений с А.С.Пушкиным.

В 1890 году Семеновское — крупное село с двумя кузницами, двумя маслобойнями и двумя ветряными мельницами. В селе земское училище и две ярмарки по престольным праздникам: Богоявления и Симеона Столпника. Судя по всему, с момента постройки зда-ние не подвергалось существенным переделкам. Можно только отметить типичное для конца 19 в. покрытие купола и абсиды ромбовидными листами железа.

Храм никогда не закрывался.

(Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым)

Приходская церковь, выстроена на средства прихожан — помещичьих крестьян в 1844-1854 гг. в стиле позднего классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Четверик церкви с боковыми четырехколонными портиками завершен стройной световой ротондой, на куполе которой поставлена декоративная главка. С запада к нему примыкают сравнительно небольшая трапезная и колокольня. Колокольня из четырёх кубических ярусов завершается куполом со шпилем. Главный престол Богоявленский, в трапезной Симеоновский придел. Внутреннее убранство 2-й половины XIX века.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?