Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола.
По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко.
Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения.
На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещения, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви.
Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.
Западной своей стороной этот ансамбль примыкал к третьей оси — улице Первого Мая, а с восточной был ограничен бровкой оврага. Еще одна церковь, Вознесенская, находилась на территории старинного сельского кладбища. Вознесенская (кладбищенская) церковь, 1856 г. Является образцом позднего классицизма. В настоящее время не используется, находится в аварийном состоянии. Объект культурного наследия регионального значения.
Таким образом, в объемно-пространственной структуре центра села были последовательно воплощены принципы регулярности, характерные для русского градостроительства второй половины XVIII — начала XIX столетий.
Лисицина А.В. Опубл.: Нижегородский проект. 2003. №1. С. 16-18.
1840 г. 11 сентября – освящение архиереем Иоанном.
1847 г. – делают позолоту и стенное писание.
В 1899 г. в Собор определили протодиакона Троицкого (отца заслуженной учительницы РСФСР Нины Александровны Козловой). В 1901 г. — протоиерея Иона Приклонского (18.03.1847 — 30.05.1931). В 1885, 1890, 1891, 1901, 1912 (по этим годам документально) Благочинный Княгининского округа. В 1910 г. произвели покраску Собора и сделали из белого железа новые кресты и маковицы.
9 сентября 1912 г. при волостном старшине Яшнове Иване Григорьевиче состоялось торжественное открытие в соборном дворике со стороны улицы Большая памятника «Царю освободителю императору Александру II».
1 января 1914 г. в Соборе после литургии протоиереем Иоанном Приклонским был отслужен водосвятный молебен в знак освящения двух хоругвей, купленных и подаренных обществу хоругвеносцев (основано 1 января 1911 г.) Константином Ивановичем Яшновым, сооруженных в память 300-летия дома Романовых, которые после этого были торжественно перенесены в церковь Ильи Пророка.
1915 г. – в Соборе было смонтировано паровое отопление.
1918 г. – уничтожение памятника Александру II перед Собором.
1919 г. (май) – заключение соглашения о передаче в Собора ответственным гражданам в бессрочное и бесплатное пользование.
1932 г. 10 сентября был арестован священник Соборной церкви Николай Смирнов. Преподавал в церковно-приходской одноклассной школе при Соборе.
1933 г. 13 января Собор опечатывают.
В конце июля 1934 г. начали снимать колокола с Соборной колокольни. 1934 г. 2 августа сняли большой колокол весом 395 пудов, а за ним второй – 150 пудов. Затем сняли третий – 120 пудов, четвертый – 60 пудов, пятый (караульный или пожарный) – 20 пудов, шестой – 10 пудов и 4 малых зазвончика на 10 пудов. В августе месяце выломали паровой котел и сняли все иконы.
В 1934 г. в сентябре сломали ограду возле Собора.
В 1935 г. прокатилась волна по осквернению могил на кладбищах: ломали кресты, сносили надгробия, вытаскивали ограды.
18 января 1935 г. с Собора стали снимать кресты, а затем и ломать церковь. Разрушение здания продолжалось до 1937 г.
Летом 1936 г. из кирпича от разрушенного Собора заложили школу, но это помещение оказалось холодным и не пригодным для школы и через одиннадцать лет в этом помещении разместили Дом культуры.
Из личных материалов и материалов МБУК «Историко-художественный музей». Нижегородская обл., Большое Мурашкино, улица Свободы, 90
Христорождественская церковь с. Б. Мурашкино построена 1781 г. тщанием князей Кантемировых и протоиерея о. Федора Михайл. В 1823 г. выгорела и вновь устроена прихожанами лишь к концу 1830 г. Освящена в 1840 г. 11 сент. Здание каменное, крепкое, колокольня каменная в одной связи с церковью. Крыша покрыта железом.
Рождественская камен. (1781); престолы: гл. Рожд. Хр., прд. пр. Рожд. Бог. и лв. св. Николая Чуд. Земли 87 д.; дом. цер.: в прих. 5 д., прв. 1216 м. 1413 ж., раскол. 17 м. 22 ж.; ц.-прих. шк.; при д. Холязине приписная церк. камен. (1900) Казан. ик. Б. М. Иерей Ив. Гр. Приклонский, 55 л., ок. сем. по 1 разр., в прих. с 1901 г., благочинный, им. наперсн. крест (1896), орд. св. Анны 3 ст. (1899), законоуч. зем. шк. Иерей Мих. Петр. Сенатский, 42 л., ок. сем., в прих. с 1893 г., законоуч. ц.-прих. шк., им. скуфью (1899). Диак. П. Г. Тенищев, 46 л., ок. д. уч., в прих. с 1902 г. Псаломщ. 1) И. В. Лузин, 34 л., ок. д. уч., в прих. с 1903 г., 2) А. Т. Ермаков, 30 л., ок. ц.-прих. шк., в прих. с 1902 г. Ц. ст. куп. С. С. Панышев (1898).
Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. — Нижний Новгород, 1904, с. 249