Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь.

Чуфаровский
Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) мужской монастырь, в прошлом женский,
а ныне мужской, основан крестьянином-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в
сер. 1840-х как богадельная община при с. Большое Чуфарово Саранского у.
Пензенской губ. По выбору старца Игнатия общину возглавила купеческая дочь Евдокия
Трофимова, впоследствии игумения Евгения, стоявшая у кормила обители в общей
сложности около 70 лет. Монастырь был возведен напротив села, через овраг, на
его высоком склоне, на землях, пожертвованных местным помещиком В. К.
Федорчуковым. Ближайшей помощницей Е. С. Трофимой в организации общины была
Екатерина Прохоровна Вершина, бывшая жена старца Игнатия, одна из первых
постриженных монахинь Чуфаровской обители. К 1867 в кельях на пустыре собралось
уже более 20 сестер; тогда же Пензенская консистория признала общину как
богадельню. Одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь
во имя Пресвятой Троицы. В дальнейшем комплекс монастырских построек возводился
по плану, помеченному непосредственно на местности основателем старцем
Игнатием; зодчие только выполнили его волю, соотнеся замысел с ландшафтной и
архитектонической ситуацией. Первый каменный корпус с домовой Троицкой церковью
был сложен в 1870; на первом этаже разместилась богадельня. Для неходячих
больных в 1872 внизу была освящена еще одна домовая церковь, во имя Казанской
иконы Божией Матери. В 1877 епархиальное начальство обратило Троицкую общину в
сестринскую. За десять последующих лет по периметру обители сестры построили с
помощью местного населения еще три двухэтажных каменных корпуса, а число сестер
за это время выросло до ста человек. В 1887 в самом центре четырехугольника, образованного
рядами корпусов, огородом и разбитым садом, заложили по меткам старца Игнатия
большой Святодуховский собор, возведение которого завершилось в нач. ХХ в. Из
рукописного описания собора известно, что в его иконостасе было 80 икон,
обрамленных резными позолоченными рамами искусной работы. Парадный вход в
обитель располагался рядом с настоятельскими палатами: это была двухярусная восьмигранная
башня, едва возвышавшаяся над келейными корпусами. Одновременно с собором
сестры построили пятый келейный корпус, а общее число черниц к 1895 составило
уже 180 чел., к 1910 штат монастыря исчислялся 215 сестрами. К революции число
насельниц достигло 410 чел., в их число входили 115 монахинь. Община жила по
строгому уставу, установленному старцем Игнатием Вершиным по правилам прп.
Серафима Саровского. Надзор за иноческой жизнью в Чуфарове и Курилове
осуществляли саранские, пензенские, большевьясские, наровчатские игумены и
иеромонахи. Выросло к тому времени и материальное благосостояние монастыря: ему
принадлежали четыре десятины усадебной земли возле стен, 145 десятин пашни и
еще 850 десятин плодородной земли на условии совместного владения с куриловскими
монахинями (данные 1895). В первые годы ХХ в. количество земель увеличилось до
1000 десятин, сад занимал 10 десятин, сестры разбили большой огород, занимались
пчеловодством, ремеслами. Рядом с монастырем появился целый комплекс
хозяйственных построек, с восточной стороны, вдоль обрыва вырос
крестьянско-ремесленный поселок, обитатели которого были заняты на монастырских
работах. Для богомольцев за северной оградой в конце ХIХ в. построили
двухэтажную гостиницу. Большой доход приносила иконописная мастерская: труд
сестер-художниц высоко ценился не только простыми верующими, но и иерархами
церкви. Рукодельная мастерская занималась изготовлением священнических
облачений. Игнатий Вершин умер в 1889. Игумения Евгения ушла на покой в 1912, а
умерла в 1914. Ей наследовала игумения Аполлинария, правившая всего семь
месцев, и игумения Серафима, оставившая пост в 1921. Последней настоятельницей
стала игумения Маврикия. В 1918 последовали первые реквизиции, затем община,
пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в
сельскохозяйственную артель. Ей это сделать не дали. В 1919 община все же
реорганизовалась в артель. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря и
поселились рядом с ним, влившись в приход сельской Троицкой церкви. Причиной
было давление, оказывавшееся властями на монахинь и послушниц в связи с тем,
что часть монастырских помещений было отдано Саранской тюрьме. В 1923, когда
монахини открыто отвергли «советскую» обновленческую церковь, власти получили
повод для насильственного выдворения насельниц из обители. В начале 1924 всех
оставшихся монахинь и послушниц выселили в Куриловский монастырь; вместе с
игуменией Маврикией на новое место жительства перешли 104 чел. В 1926 их
выгнали и оттуда. С середины 1920-х комплекс монастырских построек был отдан
органам политического террора для организации следственной тюрьмы НКВД. Бывший
монастырь получил у населения страшное имя «Чуфара». Через Чуфару прошли
десятки тысяч жертв сталинизма. Вблизи монастыря обнаружено несколько мест массовых
захоронений растрелянных людей. После тюрьмы комплекс обители несколько раз
менял хозяев. В результате разрушительных мер были утрачены собор, обе домовые
церкви, все хозяйственные постройки, колокольня. В 1994 в монастырь вернулись
монашествующие, на сей раз мужчины. По благословению епископа Саранского и
Мордовского Варсонофия возобновленную обитель, вновь освященную во имя
Пресвятой Троицы, возглавил игумен Лазарь (Гуркин). За короткое время игумену с
братией удалось восстановить три корпуса, провести консервационные работы на
остальных объектах, расчистить территорию. В 1997 в обители была освящена
новопостроенная церковь во имя Новомучеников Российских – памятник жертвам
сталинизма. В 2000 было завершено строительство новой трапезной, совмещенной с
больницей, и при них – больничный храм в честь Рождества Христова. В
настоятельском корпусе имеется также домовая Лазаревская церковь. В соседнем
селе Маколово Чамзинского района 
монастырь располагает подворьем – Казанской церковью, одной из самых
благоустроенных в Мордовии. Второе подворье, Покровская церковь, находится в
Рузаевском районе, в с. Спасское. Самыми известными реликвиями монастыря
являлись Казанская икона Божией Матери, перед которой молился основатель старец
Игнатий, и три местночтимые иконы – Иверской Божией Матери, Успения Богородицы
и Спаса Нерукотворного образа, а также в соборе хранился ковчег с мощами  разных святых.  Еще одна чтимая икона, Божией Матери
«Взыскание погибших», была доставлена в обитель перед революцией с Афона как
вклад неизвестного почитателя старца Игнатия. В настоящее время святынями
обители являются кресты с мощами многих святых, а также реликвии, полученные из
Серафимо-Дивеевского монастыря – частицы от облачения прп. Серафима Саровского.

Лит.:
Фриновский М. Чуфаровский Троицкий монастырь Саранского уезда. – М., 1905;
Бахмустов С. Б. Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь в прошлом и настоящем. – Саранск,
2000; он же. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический
справочник. – М.: Изд. Моск. Патриархии – «Республика», 2000; Новые материалы
из истории Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря по данным архива ФСБ по Республике
Мордовия // Сар. ЕВ, 2002, № 11, с. 38-55.

http://www.gidrm.ru/doc_2502.html

К истории с. Чуфарово по Пензенским Епархиальным Ведомостям за 1907 г.: «Храм во имя св. Живоначальной Троицы, с теплым приделом, в честь и память Покрова Пр. Богородицы, деревянный, построен в 1866 г…. Деревянная часовня в память Царя-Освободителя Александра II. Земли 90 д., в том числе 30 неудобной. Прихожан м.п 903, ж.п. 963. Приход состоит из села, Новой Куриловки (в 5 в.), Старой Куриловки (в 5 в.), Кургана (в 4 в. ). В селе училище земское».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?