Село Большие Липяги Валуйского уезда и находящаяся в нем Николаевская церковь, первоначально построенная (1699 г.) на пожалованные царем Петром I средства в г. Валуйках.
Были времена. Татары часто тревожили и грабили наших предков. А теперь. Вот женщина, одна-одиношенька, спокойно полет подсолнухи. Там мальченка важно пасет овец. Тихо и мирно кругом. Так думалось мне, когда я подъезжал по железной дороге к г. Валуйкам. Этот город, как известно, основан в 1599 году, согласно указу царя Бориса. Виачале этот город служил крепостью, защищающею русскую землю от набегов татар. Был здесь и Петр Великий. Но с течением времени свое значение, как военной крепости, город потерял. И в настоящее время почти уже ничто не говорит о былом, прошедшем города. Время все сокрушило и тем более, что и сами-то валуйчане не особенно внимательно относились к своему былому. Говорим это на том основании, что валуйчане, напр., в 1861 году приложили все свое старание, чтобы избавиться от бывшаго в их городе „царскаго собора“, построеннаго в 1699 г. „по указу Царя Петра Алексеевича на Государевы казенныя деньги и на собранныя ратных и градских людей“. Предание говорит, что Великий Государь не только жертвовал деньги на построение этого собора, не только дал собственный „рисунок“ для него, но и сам принимал участие в заботах по устройству его. И вот этот-то в высшей степени интересный и дорогой памятник валуйчане не пожалели и продали за 3300 р. в с. Большие Липяги.
Старожилы и теперь помнят, как разбирали „царский собор“ и клали на подводы. „Когда собор был разобран, когда последнее дерево было положено на сани, я невольно заплакал“, — так говорил мне один валуйский старожил. И было, конечно, чему плакать. Но с продажей собора не все прошлое ушло из Валуек. В новом соборе и теперь сохраняется несколько древних икон, книг и проч. Особенно замечательна из них Владимирская чудотворная икона Божией Матери (список с иконы, писанной Св. Евангелистом Лукою). По преданию, эта икона вместе с другими иконами была доставлена в новопостроенный „царский собор“ по распоряжению Петра Великаго из Москвы. Из Москвы до Валуек эта икона сопровождалась многочисленным крестным ходом. Она и в настоящее время пользуется большим почитанием; многие прибегают к ней за помощью и получают, по вере своей, просимое. Икона в богатой серебряной ризе; не так давно ее украшало драгоценное ожерелье с большим алмазом. Происхождение этого ожерелья весьма интересно.
В Валуйском крае в 18 веке было две славных фамилии: Рябинины (потомки которых и теперь благополучно здравствуют в Валуйском у.) и Безгины. Рябинины ведут свой род от воеводы Рябинина, который был прислан на „Валуйку“ царем Иоанном Грозным; Безгины же ведут свой род от воеводы Безгина, присланнаго на Валуйку Петром Великим. Этот Безгин был женат, как говорит предание, на какой-то болгарской княжке, бывшей в фаворе у Петра Перваго до женитьбы его на Екатерине. Вступив в брак с Екатериною, император Петр Великий выдал княжну за Безгина и послал последняго в Валуйки. Княжна была награждена Великим царем разными драгоценными подарками, в том числе и ожерельем. С течением времени произошло следующее. Один из Безгиных встретился на охоте с одною из дочерей Рябинина. Произошло знакомство, которое кончилось браком. К этой молодой чете перешло и ожерелье, а от них уже оно поступило, как усердный дар, на Владимирскую икону Божией Матери…
По материалам: Воронежские Епархиальные Ведомости № 40, 1915 г.; Т. Олейников. Текст набран современным шрифтом с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации монахом Илией (Каунниковым)
Построена в 1699 г., перенесена в Большие Липяги в 1862 г. Одна из достопримечательностей народной монументальной деревянной архитектуры восточной Слобожанщины. Это просторная и величавая типичная церковь соборного типа, построенная в бывшем сотенном городке Валуйках Острогожского слободско-украинского полка.
В плане – крестцовая; с неустановленным четырёхгранником центра, южный и северный рукава короткие, западный и восточный – длиннее. Пятиглавый. Контуры центральной участка определяются углами, где сталкиваются южные и северные грани срубов стен алтаря и бабинца с восточными и западными гранями южного и северного рукавов. Южный и северный рукава и алтарь в плане – шестигранники. Сруб бабинца в нижней части (по нижний ряд окон) – четырехгранник, а выше, как и последние рукава, – шестигранник.
Срубы стен южного и северного рукавов – стройные, высота их равна примерно двойной длине плана бабинца. Грани обнаруживают наклон внутрь. Очень крутым и совсем низким заломом сруб стен бабинца переходит в мировой восьмерик. Второй, тоже крутой, залом переводит объем восьмерика в низкий, но широкий глухой фонарь. Завершает снаружи рукав тяжелая шлемовидная главка. Длина восьмерика бабинца и алтаря не больше половины длины плана участка, и высота восьмерика не больше половины его длины. Фонарь вдвое меньше восьмерика длиной и высотой.
Таким образом, если сруб стен бабинца (и алтаря) высокий, стройный, активно разворачивает вверх свой объем, то целый верх и все его компоненты выдержаны в приземистых пропорциях. Высота целого верха с главой едва равна 1/2 высоты сруба стен. Структура верхов южного и северного рукавов такая же, как и верхов бабинца (или алтаря), одинакова и высота их; но поскольку ширина плана рукава значительно меньше длины плана бабинца, то и ширина восьмерика и фонаря значительно меньше длины восьмерика и фонаря бабинца.
Сруб стен центрального участка отделяется от срубов рукавов только на грани перехода срубов стен рукавов в первый залом. Он выше срубов рукавов. Невысоким крутым заломом объем участка переходит в низкий глухой восьмерик. Длина восьмерика равна приблизительно 1/2 длины поземного плана. Второй, тоже крутой, залом переходит в приземистый световой фонарь, покрытый снаружи тяжелой шлемовидным главой. Таким образом, верх центральной участки структурой подобен верху бабинца, но выше и стройнее него. Монолитности и строгому лаконизму ритма форм корпуса срубов стен мастер противопоставил расчлененность и многоголосый хор форм верхов. Этим он усилил элементы живописности в строении.
Значительно оживляют аскетичную гладь высоких срубов стен окна. Их много, и они разной формы и размеров. Главенствующую грань срубов стен южного и северного рукавов мастер украсил крещатым окном (состоит из 5 квадратов, в каждый квадрат вписан круг), а на середине высоты сруба – тройным окном (среднее полотнище его выше боковые). Главенствующую грань бабинца украшают также два окна: вверху – большое квадратное (с крестом, вписанным в квадрат), внизу – круглое. В последних гранях прорезаны высокие узкие окна (5×2 и 6×2 м). При чем в южном и северном рукавах окна размещен в одних горизонтах, а в притворе – в других. В восьмерик и фонарях окна только маленькие, круглые. Итак, низ строения был освещен ярко, а верхи, наоборот, утопали в полутьме. Это значительно увеличивало иллюзийную высоту интерьера.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, перевод с украинского