Село Кемары (ныне — Большие Кемары), церковь каменная, в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построена в 1701 г., пятипрестольная.
Церковь Знамения (Знаменский собор) Нижегородская область, Перевозский район, с. Большие Кемары. Дата строительства 1701 г. Архитектурный тип церквей середины XVII в. — здание с пятью декоративными глухими главами. Структура основного объема построенной в 1701 г. Знаменской церкви с ее четырехскатной кровлей и карнизом, собранным из ряда арочных ниш, близка церкви Одигитрии в с. Палец того же района. Обе они продолжают архитектурный тип церквей середины XVII в. с одинаковыми отклонениями от их архитектуры. Обрамления окон с колонками по бокам и завершением в виде фигурных фронтонов характерны для рубежа XVIII в. Трапезная имеет расширения для приделов; в первой половине XIX в. к ней с запада была добавлена пристройка с куполом над крышей, а также четырехугольная в плане четырехъярусная колокольня, которая, вероятно заканчивалась шпилем. В начале XX в. основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, очевидно в целях экономии, чтобы не восстанавливать сложные кирпичные детали.
museum.nnov.ru
С постройкой церкви Знамения связана удивительная легенда. Как-то раз старый пастух с подпаском пасли коров около Больших Кемар. Захотелось мальчику пить, а недалеко колодец стоял. Он к нему. Стал воду черпать, смотрит, а по воде икона плавает, небольшая такая. Мальчик хотел ее достать, а она вниз ушла. Он напился, отошел и забыл об иконе. Потом спит ночью, и снится ему сон. Будто сама Божья Матерь, которая на этой иконе была изображена, к нему обращается. И сказала она ему, чтобы он собрал народ, попросил мать позвать священника, и чтоб шли они все к тому колодцу и вынули икону. Не обратил мальчик внимания на этот сон, но приснился он еще два раза. Тогда мальчик рассказал матери, и все сделали, как Богородица сказала. Пошли они к колодцу, ударили в колокол, поп отслужил молебен у этого колодца, и мальчик из него достал икону. Случилось это 9 июня. На этом месте церковь поставили, посреди церкви — колодец. И с тех пор отмечают этот день в Больших Кемарах как престольный праздник. Устраиваются там ярмарки, службу над колодцем до сих пор служат.
http://www.unn.ru/folklore/flegico.htm
В настоящее время храм — уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения — находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен — в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни). Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор.
Большие Кемары – село в Перевозском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Знаменский собор (престолы: главный – Знамения Божией Матери, теплые приделы: правый – преподобного Сергия Радонежского, левый – Архангела Михаила, холодные приделы – правый в честь Ризы Господней (по преданию, небольшая часть ризы была приобретена Сергеем Ивановичем Милославским в конце XVI или первой половине XVII столетия, по наследству перешла в род Бахметевых. В честь этой святыни в 1827 году прихожане устроили в храме придел), левый – великомученика Дмитрия Солунского. Датировка объекта – 1701 год, первая половина XIX века. Документы о принятии на госохрану № 1327, № 176.
В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015// Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 193): «Украшением села Большие Кемары по сей день является собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1701 году. Церковь расположена на высокой горе и видна издалека, даже с шоссе Перевоз – Ичалки. Наряду с главным престолом здесь прежде были освящены еще несколько: в теплой трапезной части – в честь св. прп. Сергия Радонежского (правый) и в честь Архистратига Михаила (левый); а также в холодной части церкви – в честь праздника обретения Ризы Господней и св. вмч. Димитрия Солунского. Село Кемары, основанное в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю государя императора Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1651–1714), прежде являлось волостным центром. В его окрестностях множество родников, которые наполняют кемарские пруды. Большими Кемары стали называть лишь в XIX столетии, когда рядом в нескольких километрах от них появилось поселение Малые Кемары.
По своему архитектурному облику Знаменская церковь относится к концу XVII – началу XVIII века. Трапезная часть имеет расширения для дополнительных приделов. В первой половине XIX века к храму с западной стороны была добавлены пристройка с куполом над крышей и четырехугольная в плане трехъярусная колокольня, прежде увенчанная шпилем с крестом. В начале XX века основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным листовым железом с повторением архитектурных элементов. Очевидно, это было сделано, чтобы не восстанавливать кирпичную кладку и пышные украшения стен храма.
В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Около храма можно увидеть надгробие одного из помещиков – Дмитрия Григорьевича Бахметева (1771–1819). Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Петрович Цейдлер – известный российский академик архитектуры (1857–1914). Он прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года.
В наши дни храм недействующий и, к большому сожалению, несмотря на то, что является памятником архитектуры федерального значения, находится в аварийном состоянии. Алтарная часть была утрачена еще в советское время, в 2008 году под влиянием погодных условий уничтожены и все главки церкви, в том числе на колокольне».
В 1980 году в справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры Горьковской области» под редакцией В.П. Фадеева отмечено, что «в начале XX века основное здание и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, а на верху поставлены пять декоративных глав. Фасады с их сложными кирпичными деталями были, в целях экономии, закрыты гладкими, окрашенными масляной краской железными листами. Они наглухо закрыли кирпичную кладку, которая под таким кожухом подвергается еще большему разрушению».
Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год у кладбища в Больших Кемарах – на Гремячем Ключе – в 1810 году был возведен деревянный кладбищенский храм (престолы: главный – иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, приделы: правый – пророка Ильи, левый – святого Николая Чудотворца).
В «Адрес-календаре» за 1888 год говорится еще об одной святыне Больших Кемар – иконе Божией Матери Одигитрии Смоленской, находившаяся в церкви на Гремячем ключе, написанной около 1706 года и прославившейся исцелениями более 10 людей. Сейчас этого храма нет, но над ключом находится часовня.
http://www.gttp.ru/map_NN/perevoz.htm