Большая Ящера. Церковь Сергия Радонежского. Построена в 1872 г., архитектор Г. Карпов. Руины, восстановительных работ не ведется.
Название деревни Большая Ящера произошло от название реки Ящера. Слово «ящер» относится к числу древнерусских слов. Возможно, это было связано с извивающейся формой реки. Академик Б. А. Рыбаков высказывал еще и такую версию: «Ящер — хозяин вод, рыбы и водных путей был, очевидно, важен для новгородцев…»
Описание села Ящера и церкви во имя преп. Сергия Радонежского (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии за 1884 — 1885 гг.):
Село Ящера находится на границе Лугского уезда в 90 верстах от Петербурга, в 65 от Царского села, в 8-от Дивенской станции Варшавской железной дороги и расположено у реки Ящерки, по обе стороны Варшавского шоссе. В 2 верстах от села находится казенный лес, простирающийся на десятки верст по Лугскому уезду, Участок леса, в 33 десятины и 1,750 квадр. саж., взятый из 1-го квартала Долговской дачи лугского лесничества, отведен для ящерской церкви. Погост окружен полями крестьян; только с северо-востока к нему прилегает земля генерал-майора Лещинского, отделившего, в 1870 году, две десятины для церкви и причта.
На правой стороне Варшавского шоссе, в конце села, стоит каменная, во имя преп. Сергия, церковь, заложенная в 1871 г. митрополитом Исидором и им же освященная 13 августа 1872 года. Тогда же освящен и антиминс. Церковь построена по плану архитектора Карпова, под наблюдением строительной комиссии; колокольня деревянная. Длина церкви 13 саж., ширина 6 ½ саж. Извне она окрашена муммиею, внутри оштукатурена и выкрашена под небесный цвет, покрыта листовым железом, крыша окрашена медянкой. При церкви 2 крыльца: одно в церковь, другое — в алтарь; первое из путиловской влиты, второе из плиты и кирпича; фундамент храма обложен 6-ю рядами путиловского цоколя. Кресты на храме медные, вызолоченные, над притвором — небольшой крест: над входом — икона явления Богородицы преп. Сергию.
В притворе, налево-сторожка, а направо — архив и ход на колокольню.
Алтарь полукруглый; длина его 2 саж. 4 вершка, ширина 2 саж. 2 1/4 аршина; направо от него — ризница, налево — угольник. На горнем месте — икона Спасителя на троне, в деревянной, вызолоченной раме; над жертвенником — икона Божией Матери, над царскими вратами — икона Спасителя. На горнем месте, на архиерейской кафедре, оставшейся после освящения храма, находится плащаница. Иконостас деревянный, филенчатый, белого цвета с резными, вызолоченными украшениями. На вершине иконостаса — три деревянные, вызолоченные крестика. На право от иконостаса — икона преп. Сергия, налево — св. Тихона Задонского; кроме того, по разным местам храма находятся иконы Игнатия Богоносца, Николая Чудотворца, Исидора Пелусиота и Варвары. Солея, возвышается на 3 ступени и ограждена железною решеткою; хоругви, из красного штофа, украшены бахромою и кистями. За клиросами, на аналоях, находятся иконы Александра Невского, Пантелеимона, Покрова, Казанской Божией Матери и др.
Два евангелия пожертвованы в 1883 году ящерским крестьянином Голубевым.
На колокольне 6 колоколов. Вес их 25 пуд. 18 фунтов. Главным строителем церкви и церковного дома был потомственный почетный гражданин Игнатий Петрович Лесников, ныне умерший.
Причт состоит из священника и причетника. Первый священник Онисим Дубравицкий и первый причетник Николай Яновский, умерли от чахотки: священник 1879 г. 1 февраля, а причетник 1882 г. мая 7. На место их определены служащие теперь: священник, Евгений Онисимов Дубравицкий, окончивший курс в новгородской духовной семинарии по 2-му разряду и служивший сперва сельским учителем в новгородской и здешней губернии. Причетник, переведенный из Гдовского уезда Николай Недремский.
Причт помещается в церковном деревянном доме, а прежде нанимал дом крестьянина Семена Александрова. До освящения церкви в этом доме отправлялась служба, кроме литургии.
Всех прихожан мужского пола 1,042, женского 1,041.
Кладбища находятся в Ящере, Сорочкине, Верести и Лугах. Часовни в Ящере и Сорочкине.
Прихожане занимаются земледелием и заготовкой дров у лесопромышленников Томасова и Тарасова; женщины нагружают дрова в вагоны, собирают клюкву и грибы, заготовляют «копорский чай».
Школ нет; крестьянских детей учат отставные солдаты, с платою от 15 до 20 руб. в зиму, на готовом столе. Таких учителей в приходе три. Есть еще «переходящая» наставница, г-жа Сперанская, определенная Царскосельским земством.
Кроме храмового праздника крестьяне празднуют Покрову, Флору и Лавру, Георгию, Николаю Чудотворцу, Илии и Казанской Божией Матери Крестные ходы, кроме 6 января и 1 августа бывают: 23 апреля и 8 июля — на Ящерское поле, 20 июля в Луги, 27 июля — в Низовку.В приходе есть каменный «Царский заезжий охотничий дом». До устройства железной дороги он был почтовою станциею на Варшавском шоссе.
Священник Александр Румянцев. https://spbpskov.ru/yashera.html