Впервые название «Белая Слуда» упоминается в Писцовой книге города Устюга Великого и Устюжского уезда письма и меры писца Никиты Васильевича Вышеславцева и подьячего Аггея Федорова 1623-1626 годов. В то время Белослудский стан в составе Устюжского уезда включал в себя пять волостей [1]. Неизвестно, существовал ли тогда уже храм на правом берегу Северной Двины, на месте нынешней деревни, но можно предположить, что существовал, так как в церковной метрике было указано, что в 1642 году церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери возвели «на месте ветхой». Белослудский погост располагался на берегу Погостского озера в низовьях Уфтюги, впадающей в Северную Двину, так как с течением времени русло реки изменило свое направление [2]. Само название места очень любопытно. Термин «Слуда» или «Слудка», согласно словарю Даля, оно имеет два значения: слюда (вологодского наречие) или крутой берег реки (пермское наречие). Неизвестно, встречалась ли в этих местах слюда, а вот берег реки и в самом деле был крутым и поросшим белым мхом.
Устюжские земли в начале XVII столетия входили в состав ростовской епархии. По благословению ростовского архиепископа Варлаама II здесь построили множество храмов, в том числе и холодную Владимирскую церковь с приделами во имя пророка Илии и свв. Флора и Лавра (наверху) [3]. Скорее всего, немного позже рядом с ней возвели церковь во имя свт. Афанасия Александрийского и высокую деревянную колокольню. С 1788 года Великоустюжский уезд вошел в состав Вологодской епархии, а с 1796 года – Вологодской губернии. С 1937 года эта местность стала частью Архангельской области как деревня Большая Слуда Красноборского района.
В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин [4]. В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви [5].В 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую [2]. К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского [2]. До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера [6]. Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона [7]. Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» [8]. С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники [2,8,9].
Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же — около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года [2,8,10]. Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».
Библиография:
[1] РГАДА, ф. 1209. Устюжский уезд кн. 507 (илл. 1-582 об.). Цит. по Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке. Спб., 1909. Т. I. С.: 23
[2] ИИАК. Спб., 1916. Т.61. С.: 21-23; 31-33
[3] Савваитов П. Об учреждении Вологодской епархии // ВЕВ. 1865. №5. Прибавления. С.: 168.
[4] Верещагин В.В. На Северной Двине (По деревянным церквям). М., 1896. С.: 16, 18-19
[5] Древности. Труды московского археологического общества. Спб., 1900. Т. XVII. С.: 315
[6] Грабарь И.Э. ИРИ. М., 1910. Т.1. С.: 360-361; 363-363
[7] Савандер К.Ю. К вопросу о пропорционировании деревянных шатровых храмов Российского Севера. С.: 99-114 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 102, 108
[8] Красовский М. История русской деревянной архитектуры. Пг., 1916. С.: 220
[9] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 92
[10] Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. Спб., 1901. Вып. VII.
«На погосте, расположенном на высоком берегу старого русла Северной Двины, находятся две церкви: шатровая Владимирской Божьей Матери 1642 г. и Афанасьевская 1753 г. Владимирский храм очень высок — боле 40 м. Главное помещение церкви имеет двускатный потолок с коньком, идущим с востока на запад, и с небольшими отверстиями, закрытыми на чердаке глиняными горшками, служившими, видимо, голосниками». Обе церкви сгорели в 1963 г. от удара молнии.
http://www.archnadzor.ru/2010/11/14/russkoe-derevo-2/
В конце XVII в. приходских дворов — 82. В 1788 г. в приходе числилось 1660 человек, в 1868 г. — 2064.
В начале XVII в. в Белослудском стане, в волости Нижняя Мошкурья (Белая Слуда), на высоком правом берегу Двины, стоял погост с двумя деревянными шатровыми храмами — в честь пророка Илии с приделом Флора и Лавра и в честь свт. Афанасия Александрийского (тёплый).
Со временем река изменила свое течение, старое русло местами превратилось в озёра. При одном из них (Погостском), на отдельном погосте, в 1642 г. по грамоте митрополита Ростовского Варлаама была построена новая церковь. Деревянная, шатровая, с галереей на столбах. Крыша на восемь скатов. Над алтарем и трапезой покрытие дуговое, двухскатное. Фонарь глухой; глава деревянная; крест деревянный, восьмиконечный. Во всех входах деревянные двери на пятах. Внутри церковь имела вид равностороннего восьмиугольника, высотой 21,5 (30?) саж., длиной 13 саж., шириной 8 саж. Потолок досчатый; пол деревянный; деревянные солея и амвон на четверть выше помоста церкви. Окна разных размеров, узкие и продолговатые; в алтаре четыре окна в один свет, из которых восточные очень маленькие (ширина 6 вершк., высота 5 вершк.). Алтарь и трапеза квадратные. Иконостас — четырехъярусный, резной. (Описание по ИИАК)
В 1899 г. церковь была отреставрирована. Николаевская с приделом в честь свв. Флора и Лавра. Деревянная, холодная.
Белослудская Афанасьевская церковь, неизвестно когда построенная, перестроена в 1753 г., в 1904 г. отреставрирована. Деревянная, холодная. Престол один. На кровле основного сруба помещались друг на друге два восьмерика, верхний был увенчан небольшой луковичной главкой.
В 1896 г. построена каменная церковь. Престолы: в честь иконы Божией Матери «Владимирская», пророка Илии, свт. Афанасия Александрийского.
Старая деревянная колокольня разобрана в 1885 году, новая каменная построена в 1872-1885 г.г.
Часовни в деревнях Давыдково, Вершина, Алексеевская. Часовня в селе Белая Слуда — деревянная, восьмигранная, каждый венец был срублен «по-округлому», «в восьмерик», и вся «стопа» покрыта на восемь скатов в виде палатки или шатра.
В 1626 г. при церкви служили священник Пётр Меркурьев, дьячок Михалко Рженицын, пономарь Демка Савельев сын Слудной, трапезник Обросимко Обросимов, проскурница Офимьица. На Бобровском займище на озере Воехта проживала вдова священника Ильинской церкви Меркурья Лаврентьева. В 1645 г. служили: пономарь Ивашко Пантелеев, дьячок Аввакумко Леонтьев.
В переписной книге г. Устюга и Устюжского уезда 1677/78 гг. указан «Сретения Богородицы погост» на реке Двине в Белослудском стане, в волости Нижняя Мошкурья «а Белая Слуда тож». На погосте проживали: священник Василей Андреев, его дети Ивашко, Васка; церковный дьячок Васка Григорьев Попов, его сын Алешка, у Алешки сын Петрушка трех лет; пономарь Алешка Клементьев Заозерских, его дети Гришка 13 лет, Петрушка 10 лет, Ивашко 5 лет; трапезник Логинко Андреев, его дети Трофимко, Якушко 10 лет; просвирница Маринка Савельева.
В 1696 г. служили священник Василий Силин, пономарь Сенка (Арсений, Семен?). В конце XVII в. в церкви служили: священник Андрей Васильев (Митеков?, 31 г., сын Стефан 6 л.), дьячок Гаврило Козмин <>опарев (30 л.), пономарь Евдоким Семенов (47 л., 2 сына — Алексий 16 л., Петр 2 г.).
Указом Св. Синода от 27 сентября 1899 г. за №5924 при Белослудской церкви открыты вакансии второго священника и второго псаломщика и назначено содержание от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб., с обращением в счёт необходимой суммы 150 руб., освободившихся по упразднении диаконской вакансии, и с отнесением остального расхода, в сумме 250 руб. в год, со дня замещения открываемых вакансий и не ранее, как с 1900 года, на счет кредита, ассигнуемого из казны по §6 ст. 1 финансовой сметы Св. Синода.
Священники 3-го благочиннического округа Сольвычегодского уезда на собрании при Белослудской Богородицкой церкви 23 февраля 1904 г., во время Русско-Японской войны, постановили: жертвовать по 1 рублю в месяц с причта каждой церкви, начиная с февраля месяца, на военные потребности и деньги вносить через местного благочинного в духовную Консисторию помесячно до окончания войны.
По материалам: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=877