Русская эмиграция и Пушкин
⠀
Как бы в противовес требованию Маяковского в России сбросить Пушкина с корабля современности, по почину «Союза русских просветительных и благотворительных обществ» в Эстонии был устроен в 1924 г. к 125-летней годовщине со дня рождения поэта 1-й праздник «Дня русского просвещения». Удача чествования побудила установить ежегодный русский праздник, общий для всей эмиграции, назвать его «Днем русской культуры», приурочив его ко дню рождения Пушкина по нов. ст. В 1925 г. праздник проходил в 13 странах русского рассеяния. В Париже в 1926 году состоялось многолюдное собрание. «День русской культуры» под знаком Пушкина был задуман и как оружие против денационализации, грозившей не только эмигрантским детям, но и всему русскому народу: «В России презрели и прокляли ценности прошлого, собранные отцами. Между тем культура – это культ отцов; и только если есть культ отцов, возможна страна детей».
⠀
К юбилейному чествованию Пушкина в 1937 г. эмиграция готовилась заранее. За год до юбилея образовался в Париже Пушкинский комитет. По его инициативе возникло более 150 местных комитетов, их деятельность была чрезвычайно разнообразна: от торжественных собраний до издания художественных произведений. Был издан однотомник, одновременно безупречный по тексту и изящный по внешности, предназначенный стать настольной книгой для каждого русского. Спецвыпуски сделали эмигрантские газеты.
⠀
Событием стала большая пушкинская выставка в зале Плейель (Париж), устроенная известным танцором и коллекционером С. Лифарем: выставлялись подлинные рукописи Пушкина, 10 его писем к Н.Н. Гончаровой, пистолеты, привезенные для дуэли Дантесом, картины, мебель, фарфор, восстанавливающие домашнюю обстановку пушкинских лет.
⠀
В Париже празднества завершились торжественным собранием с выступлениями Бунина и др. В те же дни шли собрания в Белграде, Варшаве, Праге, Софии. Широкое чествование юбилея показало эмиграции ее предназначение — стоять на страже культуры, подлинной России.