БОЛОГОВСКАЯ Наталья Петровна (урожд. Иванова; 1900–1991).
Родилась в Москве. Дочь виленского земского начальника П.П. Иванова. Артистка музыкальной драмы. Жена врача В.И. Бологовского.
В 1920 эмигрировала во Францию. В Петербурге она жила на Мойке в доме 112 в бельэтаже в просторной квартире генерал-майора Константина Ипполитовича Вогака. А вот в Париже — в небольшой, но очень уютной трехкомнатной квартирке, расположенной в Нейи, роскошном предместье Парижа. Была она профессиональной портнихой в Доме белья у графини Адлерберг и актрисой-любительницей. Играла в драматическом театре Екатерины Николаевны Рощиной-Инсаровой, поддерживала приятельские отношения с Иваном Буниным, знала писательницу Тэффи, дружила с художником Борисом Пастуховым, была знакома с князем Феликсом Юсуповым, встречалась с Балиевым, Дон Аминадо и Шаляпиным… Писатель Куприн называл ее «Богородицей». Муж Натальи Петровны, импресарио Владимир Бологовский, одно время работал администратором у Анны Павловой.
Наталья Петровна была знакома с известным русским актером немого кино Николаем Римским. Его карьера пошла ко дну с появлением звука в кино, он не владел французским и начал нищенствовать. Единственное, что у погасшей кинозвезды было в запасе — это первоклассный элегантный гардероб 1920-х годов: фрак, визитка, смокинг и костюм для гольфа. И Наталья Петровна достала нужные Римскому 200 франков и купила этот гардероб для мужа, Владимира Бологовского, который все это с удовольствием носил. В конце жизни Наталья Петровна Бологовская оказалась в Foyer russe, расположенном в предместье Парижа Монморанси, куда я немедленно отправился ее навестить.
Это был настоящий цветник русской эмиграции, где мне удалось познакомиться с ее лучшими представителями. Маленький и уютный старческий дом, расположенный в парке старинной усадьбы, напоминал своим внутренним устройством дом отдыха. Три корпуса в один и два этажа располагались на территории этого русского приюта, где была своя большая столовая, библиотека, телезал и православная часовня. В центре парка, прилегающего к усадьбе, рос могучий, необъятный трехсотлетний дуб с огромными ветвями. Замечательные строки об атмосфере эмиграции написала Тэффи:
«К бухте Радости, к скалам Печали ли,
К островам ли Сиреневых птиц,
Все равно, где бы Вы ни причалили,
Не сомкнуть нам усталых ресниц!»
Директором дома был серб, потому весь персонал — от нянечек до администрации — составляли православные сербы, чему очень радовались обитатели Foyer russe. Во-первых, сербский язык очень похож на русский. А во-вторых, многие из эмигрантов были родом из Югославии. Во Францию они переехали только в 1944-1945 годах. Как, например, родной брат балерины Ольги Старк — Николка Старк-Кононович. Во время Второй мировой войны он лишился обеих ног и, лежа в своей кровати, разговаривал с сотрудниками исключительно на сербско-хорватском и комната была украшена видами Загреба.
В определенный час для обитателей Foyer russe сервировали завтрак, обед и ужин. Столовая была украшена гигантским портретом Императора Николая II, ранее хранившимся в посольстве Царской России в Париже на рю Гренель. А в пять часов подавался обязательный чай с печеньем и сухариками. Проведя во Франции большую часть жизни, русские эмигранты не отказались от привычки чаевничать. Кроме того, администрация дома обеспечивала культурный досуг, вывозя своих подопечных в музеи и театры, и даже и активный отдых — например, совершались автобусные поездки к морю в Нормандию. При этом в старческом доме была и небольшая полуподвальная церковь, отделанная фресками руки художника Альберта Бенуа. И иконостас его работы…
Комнатка Бологовской в Foyer russe была очень уютно обставлена ее собственной мебелью: кроватка, дамское бюро, старинные лампы, на стенах семейные фотографии, портрет ее сводной сестры — манекенщицы русского дома ИТЕБ баронессы Нины фон Гойер, и виды Петербурга… Все было перевезено из квартиры в Нейи, чтобы даже в старческом доме ее окружали родные и знакомые вещи. Впрочем, у многих пансионеров Русского дома стояла их личная уютная мебель, висели рисунки и фотографии из России.
А. Васильев