Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь.

Оптин Троицкий монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Нугры, в 1 версте от города Болхова. Основан, по преданию, в XV веке князьями Милославскими. Несомненно существовал в XVI веке. В 1613 году был разорен литовцами, но потом возобновлен. Название Оптин произошло оттого, что первоначально монастырь был общим, то есть с двумя отделениями, мужским и женским. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Основан Рождество-Богородичный Оптин монастырь во второй половине XVI века. После разорения литовцами, по писцовой книге 1628 г., в монастыре находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка. Когда в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из рода Милославских, судьба прежде бедствовавшей обители изменилась. Вотчина Милославских находилась в Болховском уезде, в монастыре издавна хоронились их предки. Посыпавшиеся щедрые дары позволили начать каменное строительство. В 1668 г. началось строительство первой каменной постройки на Орловщине – Троицкого собора, по которому обитель стала именоваться Троицкой. По смерти главной вкладчицы Марии Милославской в 1669 г., строительство затянулось до 1706 г. Жертвователями монастыря также являлись цари Федор Алексеевич, Иоанн V и Петр I, царица Софья и императрица Елизавета Петровна. В 1705 г. в монастыре побывал Петр I и повелел «быть архимандрии». 
В 1792г. при монастыре учреждена Тихвинская ярмарка. В XIX веке монастырь продолжал расширяться. Была возведена теплая церковь Иоанна Крестителя с колокольней (1861-1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852-1856 гг. воздвигли монументальный Тихвинский собор (на месте разобранной Рождественской церкви) в русском стиле, главной святыней которого стала чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. С 1844 по 1847 гг. настоятелем был известный просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (похоронен на территории обители).
Монастырь был закрыт в 1923 г. Разрушен Тихвинский собор и церковь Иоанна Крестителя. Монастырские постройки разбиты на щебень для дорог. Остался только Троицкий собор.
Материал из книги В.М. Неделин, В.М. Ромашов «Архитектурные древности Орловщины»
В настоящее время обитель передана верующим. Идет восстановление Троицкого Рождество-Богородичного, но уже женского монастыря. По словам очевидцев, Троицкий собор уже практически полностью отремонтирован.

Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь в километре от города Болхова — один из известнейших древнерусских монастырей. Называли его и Царским монастырем, потому как во все времена имел он царственных покровителей. Обители оказывали помощь преемники царя Алексея — цари Иван, Петр и царевна Софья, посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I, благодетельствовали и монастырю, и городу. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Несколько веков были известными жертвователями знаменитые русские фамилии: Шеншины, Хотетовские, Горчаковы, Милославские, где и погребались по завещанию.
Троицкий собор монастыря построен в 1668 г., исполнен как миниатюра Успенского храма Московского Кремля пожертвованиями царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, их же родственники погребались в монастыре. Уникальный памятник архитектуры 17 века. Собор включен в список Федеральных памятников культуры и архитектуры.
С 2002 года в обители монастыря медленно возрождается монашеская жизнь. Восстановлены келейный корпус, Троицкий собор и усыпальница у стен собора — место погребения в 1847 году преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года открыта усыпальница для молитвенного поклонения.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/troitskiy-rozhdestva-bogoroditsi.html

Город Болхов — Орловский Суздаль. В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области — один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск — это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей — за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд. И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали — картина…»
Один из известнейших «среднерусских монастырей» — так его называли в 19 в.; Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.
Основан Болховский Оптин монастырь ранее 15 в., по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому — покаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, как и Козельская Оптина пустынь, что в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в 15 в.
К 20 в. в Троицком Оптине монастыре было три храма:
1. Святой Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря;
2. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека;
3. Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских.
Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 г., а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение, «…имея всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой — не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, так как супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) — царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея — цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Данилович Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандриту».
И многие знаменитые русские фамилии — Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние простирались далеко за пределы Орловской губернии.
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в 19 в. был любимый ученик святителя Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; в 2000 г. причислен к лику святых. Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» — одна из самых светлых личностей в истории нашего миссионерства и истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России — далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.
В 20 в. другой выдающийся подвижник, исповедник нашего времени, архиепископ Даниил (Троицкий), как и его брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 г.г.
Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор — федеральный памятник искусства и культуры 17 в., а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки 19 в.
Троицкий собор 1668 г. — единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью, «собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой собора тогда же было переименовано название монастыря.
Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война, когда в ходе боев монастырь, как «генеральная высота», семь раз переходил из рук в руки, и годы «строительства социализма» разрушили остальное.
Забота Богоматери о роде человеческом избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Чудными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления бывали на деревьях и при деревьях. К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря «11/24 мая ранее 1620 г. в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня и на поклонение сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня/9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря в эти дни ежегодно проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.
17 июля 2002 г. благословением ныне почивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. И сегодня, после многих страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, крестные ходы и праздники, древняя обитель расцветает.
17 марта 2004 г., в день памяти святого князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников: царя Николая с Семьей. 20 марта, на «родительскую» в день поминовения усопших, через 80 лет плена, когда храм стоял «без света и пения», в Троицком соборе Оптина монастыря, построенном на помин души Романовых — Милославских, была отслужена первая Божественная литургия. 6 апреля, на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого собора установлен 4-метровый ажурный просечной крест с царской короной.
9 июля 2009 г. благословением архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона торжественным Крестным ходом вернулась в свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты.
Начиная с 2007 г., в монастыре идут реставрационные работы, в том числе: воссоздание Святых врат и башен монастыря, реставрация Северной стены ограды — усиление фундамента, воссоздание кирпичной кладки, устройство покрытия стен ограды и Святых врат оцинкованной сталью. Также проведена реставрация келейного корпуса №1, восстановление части западной стены с северо-западной башней и часть восточной стены и юго-восточной угловой башней, реставрация Трапезной — её кровли, водосточной системы, лестницы, полов, дверей, окон и др. Сделаны кровельные работы склепа Троицкого собора, реставрация купола, юго-восточной башни, восточной стены монастырской ограды и внутренний фрагмент Южной стены.
http://www.orel-eparhia.ru/objects/territory/bolhovsky/optin-monastery; Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?