Спасо-Преображенский собор поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову. Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге 1625 г. Более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Акулова. В 20-30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль…»
Болхов — «город церквей». Город Болхов — районный центр в Орловской области, в 58 км к северу от Орла. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на реке Нугрь (приток Оки), в 50 км от железнодорожной станции Мценск на линии Орел-Тула. Издревле стояли в городе два собора — Преображенский и Никольский. Антиохийский патриарх в 1656 году встречал в городе Пасху. В середине 18 века церквей в Болхове было больше, чем в других городах Орловщины. По храмам назывались улицы города: Большая Никольская (происходит от величественной церкви Николы Пахотного, икона святителя Николая была обретена при вспашке земли), Воскресенская, Архангельская, Петропавловская. К 1917 году в Болхове было 27 каменных храмов, а в городе и его слободах проживало около 27 тыс. человек.
За время советской власти на территории Болховского района было уничтожено 33 храма. Многие храмы из чудом уцелевших перестроены до неузнаваемости. Величественный 6-престольный Спасо-Преображенский собор был построен в 1841-1844 годах на вершине Красной горы по проекту архитектора Малахова П.А. Он до сих пор определяет живописный силуэт города Болхов. Существовавший ранее деревянный Преображенский собор был полностью перестроен в камне. Строительные работы закончились полностью лишь к 1851 году. Но в XIX веке собор уже требовал серьезного ремонта и расширения. Сначала в 1833 году мастерами из городов Мценска и Болхова Орловской губернии была построена 4-х ярусная колокольня, о чем свидетельствуют сохранившиеся на ней надписи. В последствии, на высоте около 40 метров были установлены башенные часы, подаренные городу местным врачом Солонко. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышан за 20 км от Болхова.
Удивительна история возведения нового собора. Церковный староста, купец Иосиф Акулов горячо взялся за это дело, казавшееся совершенно безнадежным. Во всем полагаясь на помощь святителя Николая Чудотворца, он дал обет: весь доход от продажи волов отдавать на соборный храм. Покупая стада громадными партиями несколько раз в году, купец помечал рога животных инициалами «НЧ» (Николай Чудотворец) и говорил, что волы принадлежат Святителю, а партии скота проходили всегда с большим барышом. А владельцы пастбищ предоставляли их стадам Акулова И.В., обычно бесплатно. Так при небесном заступничестве Николая Угодника началось строительство нового Спасо-Преображенского собора. Участвовали в строительстве и купцы Шестаковы. В ноябре 1851 года были освящены престолы верхнего храма: во имя Печерской иконы Богородицы, Святых мучениц Софии и ее дочерей, а главный престол — в честь Преображения Господня.
Несколькими годами раньше уже начались регулярные богослужения в нижнем теплом храме, центральный предел которого был посвящен иконе Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Левый предел нижнего храма освятили во имя святителя Митрофана Воронежского, а правый — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, великого чудотворца. При храме действовала церковно-приходская школа. Издревле от Преображенского собора совершались семь крестных ходов. В начале XX века приход храма насчитывал около 1000 человек.
В 2004 году водружены новые купола и золотые кресты. Возрождали эту святыню Болхова всем миром. Большую поддержку в восстановлении и реставрации собора оказали администрации Орловской области и Болховского района. Восстановление велось на добровольные пожертвования населения и организаций Орловской области. Сегодня в соборе открыто почивают мощи священо-исповедника протоиерея Георгия Косова — уроженца города Болхов. Четыре дня велись раскопки, пока не были обретены мощи святого в митре и с крестом в правой руке. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе подвижник был причислен к лику святых.
Храм поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову.
Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге церковным и дворовым землям 1625 г. писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова, хотя несомненно, что он существовал в городе со дня его основания в XVI в. Согласно писцовой книге, в это время в городе было два деревянных собора — Спасо-Преображенский и Никольский, стоявшие в центре Болховского кремля. При соборах находились кладбища, дворы попов и церковного причта. В 1671 г. (по другим данным — в 1661-1666 гг.) вместо деревянных выстроили каменный храм, возведенный на средства стольника и воеводы И.И. Ржевского, впоследствии геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 г. и похороненного в одном из его приделов. Там же были погребены его сын Т.И. Ржевский, убитый 30 июля 1705 г. во время Астраханского восстания, и протопоп Г. Макарьевич (1695).
Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображения Господня, позднее там же устроили престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В нижнем этаже помещались 2 теплых придела: во имя св. мученицы Софии и трех дочерей ее — Веры, Надежды, Любови и Св. Николая Чудотворца. В 20-30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль…», а также указаны имена его изготовителей: «…мастер города Мценска Сергей Паншин, мой товарищ мастер города Болхова Матвей Смолкотов, мценский подмастер Василий Паншин, болховский подмастерье Иван Давыдов».
Новый более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Иосифа Дмитриевича Акулова по проекту Павла Алексеевича Малахова. Не дожидаясь утверждения проекта, И.Д. Акулов нанял каменщика Терентия Петрова разобрать старый собор. Но строительство нового храма до получения разрешения и утвержденного Св. Синодом плана было запрещено архиепископом Евлампием, и только прошение прихожан и обязательство городского головы Алексея Ивановича Мерцалова окончить храм в случае смерти Акулова способствовали тому, что оно было продолжено. План же и разрешение были получены, когда выложили половину верхнего этажа. В 1843 г. умер И.Д. Акулов. При нем собор довели до перемычек окон верхнего этажа без нижних сводов. Строительство продолжили купец Филипп Григорьевич Шестаков с помощником купцом Матвеем Васильевичем Щербовым. 20-21 ноября 1846 г. при участии архимандрита Макария (Глухарева), бывшего алтайского миссионера, были освящены престолы в нижнем теплом храме: левый — во имя св. Митрофана Воронежского, средний — Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и правый — во имя Св. Николая Чудотворца. После смерти в 1848 г. Ф.Г. Шестакова строительство закончил его сын Василий Филиппович Шестаков. 20-21 ноября 1851 г. были освящены престолы в верхнем холодном храме; главный — Преображения Господня, Печерской Божией Матери и св. мученицы Софии и трех ее дочерей. Всего же храм имел 6 престолов. На его постройку израсходовали 26637 руб. 69 коп., из них около 16000 руб. пожертвовал И. Д. Акулов. Кроме того, на его украшение было собрано более 20000 руб. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Волхова. Собор вмещал до 4000-4500 человек верующих. При соборе с 1890 г. действовала одноклассная церковно-приходская школа.
Из церковных древностей в нем сохранялись: образ Св. Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора стольника и воеводы И.И. Ржевского — серебряный потир, пожертвованный им храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г.; дары царевны Софьи Алексеевны — ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. и др. ценности.
Собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство. С 1970-х гг. ведутся консервационные работы.
Объемная композиция памятника образуется из крупного кубовидного объема храма с тремя высокими апсидами и пятью главами, стоящей к западу от него колокольни, увенчанной шпилем, и соединяющих их крылец, ведущих по сторонам от нижнего яруса колокольни в верхнее помещение храма. Храм выстроен из кирпича на средства купца Акулова.
Колокольня относится к 20-30-м гг. XIX в. (на металлических конструкциях в основании ее шпиля сохранилась надпись об их изготовлении в 1833 г.). Крыльца пристроены в сер.XIX в. Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Она состоит из трех поставленных друг на друга четвериков» с арочными проемами в гранях. На флангах граней размещены пары коринфских колонн. Первый ярус завершен горизонтальным карнизом, второй -треугольными фронтонами, причем поля последних сливаются с плоскостью грани. Здесь у арочного закругления помещены рельефные изображения парящих ангелов, поддерживающих корону. Небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля.
Основной объем представляет собою двухэтажную крестовокупольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма на высоких восьмигранных световых барабанах свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, в это время входившего в силу. С этим связаны: разбивка стен на прясла, их закомарные завершения, килевидные обрамления окон, форм крылец. Однако во многих формах и профилировках все еще сказывается влияние классицизма, об этом говорят стенки над закомарами, словно отголоски аттиковых композиций 1620-30 гг.
Внутри эффектен просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство приближается к зальному, ибо все главы помещены примерно на одном уровне. Грани центральных столбов и противоположные им участки стен декорированы сдвоенными лопатками, между которыми перекинуты также сдвоенные арки. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами. В окнах сохранились узорные металлические решетки. Вдоль стены располагались хоры.
Источник: http://www.art.oryol.ru/bolhov_spas_church.htm
Приход соборной Спасо-Преображенской церкви не имеет точных границ, прихожане разбросаны по всем улицам. Как образовался приход – исторических сведений нет. Прежде бывший на этом месте храм построен воеводами Ржевскими (прихожанами церкви, погребенными в Николаевском приделе собора, судя по надписи на камне, в 1678 г.) и носил название Спаса-Преображенья.
Нынешний храм воздвигнут на средства купца Акулова в 1842 г., достроен храм уже после его смерти в 1846 г. на пожертвования прихожан. Освящен при архиепископе Смарагде.
Настоящий храм, как и прежний, каменный, двухэтажный. И в нижнем, и в верхнем этаже по три престола.
В числе древних предметов замечательны:
а) резной образ святителя Николая, изображающий угодника во весь рост. Из надписи, сделанной на доске, к которой образ прикреплен, видно, что она вывезена из Новгорода. Надпись эта гласит: «Освящена доска сия при Нове-городе при Благоверном князе Иоанне Васильевиче, при Архиепископе Александре Великого Ново-города»; икона эта особенно чтима;
б) два напрестольных креста со св. мощами; в) два напрестольных евангелия 1614 и 1681 гг.;
г) рукоятка на кропило, пожертвованная Ржевским;
д) две ризы – одна бархатная, другая – атласная и стихарь. На ризах оплечья золотого шитья с выпуклыми фигурами. Эти две ризы, стихарь и евангелие 1681 г., по преданию, дар Благоверной Княжны схимонахини Софьи Алексеевны.
Серебряный потир с дискосом, звездицею, лжицею и двумя блюдцами пожертвован в 1671 г. думным дворянином Ржевским.
Крестный ход совершался 20 июля в день св. пророка Илии в село Ильинское Болховского уезда, где было имение Милославских, из рода которых происходила первая жена царя Алексея Михайловича. Сам Милославский погребен в Оптине монастыре, почему и крестный ход в Ильинское заменен был ходом в Оптину пустынь.
Крестный ход из Болховского Троицкого монастыря в собор совершается 31 августа; установлен по просьбе граждан Болхова после страшного пожара, бывшего 1 сентября 1863 г. С благословения Св. Синода икона Тихвинской Божией Матери по сему случаю приносится ежегодно в собор на сентябрь месяц. За это время из собора совершается три крестных хода: первый – вокруг северной части города, второй – по южной части, третий – по Зареченской части, в день обратного перенесения св. иконы Тихвинской Божией Матери в обитель.
Еще один крестный ход совершается из собора 12 октября, в день празднования Иерусалимской Божией Матери, установленный по случаю прославления чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери, и совершается из собора в Николо-гончарскую церковь, где обретена сия икона.
При храме имеется церковно-приходская школа. Число прихожан – 920 душ обоего пола; полевой земли 202 десятины. Причт 2-х штатный; жалования причту 950 руб., жительствует он в наемных деревянных домах. В состав прихода входит подгородная слобода Ефремовская.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.