Ансамбль церквей Рождества Христова и святителя Алексия митрополита Московского расположен в северо-восточной части города Болхова на высоком берегу реки Нугрь. Храм Рождества Христова принадлежал когда-то Христорождественскому монастырю, упраздненному в 1764 году. Рождественская церковь стала приходской.
Каменное здание церкви было построено не позднее 1680 года. Здание храма представляет собой восьмерик на прямоугольном основании. Этот действующий сегодня и уцелевший в богоборческие годы храм стал хранителем многих святынь из церквей и обителей Болхова. Церковный приход церкви существовал даже в оккупированном Болхове с разрешения немецких властей. Ныне здесь прибывают особо чтимые Иерусалимский образ Божией Матери, мера с иконы Успенского собора Московского кремля, чудотворная Тихвинская икона Богородицы из Троицкого Оптина монастыря (этот образ был явлен в городе и стал Небесным Покровом Болхова), резной образ святой мученицы Проскевы Пятницы, редкий (времен Ивана Грозного) образ Спасителя. На сводах Рождественской церкви сохранились росписи XIX века.
Этот храм является соборной городской церковью, одной из самых известных в Болхове. В настоящее время возродился в Болхове крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери от Христорождественской церкви к Троицкому Оптину монастырю.
Христорождественская церковь до 1764 г. была женским монастырем «что в женском монастыре», а с 1784 г. из приписной стала приходской, по упразднению монастыря. Два купеческих дома, ходатайствовавшие об открытии ее в приходскую, да оставшиеся недоучки от 3-х штатного причта под фамилией Поповых (в числе 40 душ) составили первоначальное ядро прихода, названное по храму Христорождественским.
Со времени преобразования приходов в 1877 г. сюда причислены были две слободы: Татская из мещан и Монастырская из крестьян, прежде составлявших ямские казенные слободы. Всего в приходе прихожан 1320 душ.
История храма такова. Из окружавшей сторожевой пункт у брода деревни была выстроена деревянная часовня над могилами воинов, потом преобразованная в церковь, около которой вдовы стрельцов и девственницы устроили монастырь. Так возник настоящий храм. Когда именно он был устроен, кем освящен и каким подвергался изменениям – можно заключить из исторических сказаний.
Когда Болхов разорялся и выжигался, то погибал и храм. Отчасти, может быть, по зависимости от Киева и Брянска и, может быть, по прибытии в Брянск княгини Евпраксии Ольгердовны, во инокинях Елены, болховские монахини воспользовались, по ее примеру, добывавшимися для ней строителями с ее юго-западной литовской стороны, и пригласили их для первоначальной каменной постройки храма.
В 1615 г., при сожжении Болхова литовцами, погорели и все документы церковно-исторической жизни его. Только в первом приделе Борисоглебском под престолом на кресте с мощами существует надпись об освящении его архиепископом Смарагдом в 1857 г. В 1896 г. сломана завалившаяся при колокольне деревянная досщатая пристройка. Вместо нее построена каменная двухэтажная церковно-приходская школа.
Замечательны следующие крестные ходы: 21 мая – в честь Владимирской Божией Матери; совершается из собора с иконами Спасителя и Богородицы, при звоне всех церквей, перед позднею литургией, с молебным пением, при шествии крестного хода от мужского монастыря; 26 августа бывает местный крестный ход с молебным пением вокруг храма, с осенением, каждением и кроплением св. водою, в преднесении чудотворной иконы. Из древних предметов замечательно евангелие времен императрицы Екатерины II.
Усадебной земли 1 дес. 1059 саж. Причт состоит из священника и псаломщика; священник жительствует в жертвованном церкви деревянном доме. В приходе имеется церковно-приходская школа.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.