Спасо-Преображенский собор заложен в 1820 году и освящён в 1838-м. Собор был выстроен на пожертвования жителей города (архитектор А. И. Мельников), росписи в интерьере выполнены в 1912—1914 годах художником Павлом Пискаревым по эскизам Васнецова. 26 января 2012 года в результате пожара сгорел и обрушился купол собора. Ведутся реставрационные работы.
Собор «Святое Преображение Господне» строился пять лет. Для наблюдения за строительством собора была создана специальная комиссия, в состав которой был избран и 17-летний Дмитрий Кириллов Минков, сын болгарского переселенца из Калофера, известного кишиневского купца Калчо (Кирилла) Димитриева Минкова. Начало Спасо-Преображенскому собору в городе Болграде было заложено в 1820 году., когда управляющий поселениями болгарских переселенцев С.Н. Малявинский прилюдно зачитал указ о даровании им колонистских привилегий. Это торжественное для болгар событие произошло 12 мая 1820 г. в церкви с. Табаки, которое согласно указу, было переименовано в Болград. Присутствовали старшины 57 болгарских, а также депутаты от этих колоний, жители села. Ими же и было принято решение «на месте бедного храма, где они получили свою грамоту, выстроить за счет Болгарского народа, в Бессарабии населенного , великолепный собор». Тогда же было решено сохранять Указ Царя Александра I в алтаре местной церкви.
Некоторое время занял выбор проекта храма и архитектора. Выбор пал на Абрама Ивановича Мельникова (1784-1854 г.) среди его известных работ – ансамбль Полукруглой площади в Одессе, Покровский собор в Кишиневе, Никольская старообрядческая церковь в Петербурге. Вообще, возведение Болградского собора тесно связано со строительством Исаакиевского собора в Петербурге (1818-1858гг.). Проектировал и строил этот собор французский архитектор Огюст Монферран. Уже в самом начале строительства Исаакиевского собора обнаружились крупные недостатки, как в самом проекте, так и в производстве работ. В 1822 г. было принято решение переработать проект, для чего были собраны лучшие строители, и архитекторы России, среди которых был и Мельников. Каждый архитектор должен был предоставить на конкурс свой проект собора с устраненными ошибками, но сохраненным художественным замыслом. Именно тот самый проект Мельникова и был использован при строительстве Спасо-Преображенского собора.
Болградский собор несет на себе черты своеобразной полемики с творением баловня судьбы, придворного архитектора Огюста Монферрана. Кубический объем Исаакиевского собора заменен здесь крестообразным, купол не господствует над сооружением, но органически завершает его. Подкупольный барабан с двенадцатью окраинами – основной источник света. Претенциозную колоннаду монфер-рановского купола Мельников заменил коринфскими пилястрами, которые не препятствуют проникновению света в собор. Поэтому Спасо-Преображенский собор Болграда не нуждается в завершающем купол световом фонаре. Он увеличен невысокой гладкой колонной, несущей установленный на яблоке двух метровый крест. Переход от купола к подножью колоны отмечен легкой металлической балюстрадой, подобно балюстраде идущей вдоль цоколя по портикам собора. Избрав такое завершение, Мельников следовал едва сложившимся архитектурным традициям нового города. ….
http://fond-inzova.ho.ua/Dostoprim/PreobSobor.html
Основной кубический объем храма квадратный в плане (25х25 м); четыре мощных пилона несут при помощи подпружных арок купол на круглом барабане. С четырех сторон к центральному объему примыкают прямоугольные помещения алтаря и трех притворов. Все ветви креста на фасадах имеют шестиколонные портики тосканского ордера. Вместе с портиками по осям храм имеет размеры 46х46 м. Храм является типичным и ярким произведением архитектуры стиля классицизма.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Сооружение из местного ташлыкского камня, купол из дерева, оштукатурено. Крестовое в плане, с небольшими квадратными помещениями, перекрытыми полусферическими куполами, опирающимися на стены и паруса. Фасады, кроме восточного, заканчиваются шестиколонными ионическими портиками с фронтонами и широкими парадными лестницами. Центральная часть перекрыта куполом на высоком барабане, покоящемся на парусах и арках, которые опираются на мощные пилоны. Остальные объемы перекрыты полуциркульными сводами. Барабан украшен в простенках между окнами пилястрами коринфского ордера, купол увенчан полусферической главой с высокой цилиндрической формы главкой. На западном фасаде симметрично размещены две небольшие колокольни, увенчанные полусферическими главами. Оконные проемы полуциркульные, углублены в толщу стен, обрамлены наличниками в виде арок.
В интерьере боковые вытянутые объемы подчинены центральному крупному. В 1912-1914 г.г. художником И. Пискаревым выполнена роспись в стиле модерн.
Памятник является произведением архитектуры в стиле классицизма.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г.
Собор расположен на возвышении, в створе центральной улицы города и является его главной архитектурной доминантой. Возведен он в 1833-1838 г.г. по проекту, вероятно, профессора Петербургской Академии художеств А. Мельникова в память о выходе болгар «из турецкого владения под русское государство», в Болграде – административном центре болгарских беженцев. Первоначальный вид интерьеров не сохранился, сейчас здесь есть стенопись, выполненная в 1912-1914 г.г. художником И. Пискаревым.
Построенный в формах ампира, собор относится к типу крещато-баневых, центрических. Здание отличает четкость и уравновешенность планово-пространственного решения. Главный кубический объем-квадратный в плане, с четырех сторон к нему прилегают прямоугольный алтарь и три притвора. Вдоль портика главного входа над камерами между раменами размещаются две колокольни. Центральная часть перекрыта сферическим куполом на подбанниках, который опирается на пандативы, арки и пилоны. Остальные объемы перекрыты коробовыми сводами.
Собор построен из ташлыкского камня; конструкции бани и двускатных крыш – деревянные. Фасадам здания присуща собранность, уравновешенность и лаконизм. Они подчинены центрально-осевой симметрии, акцентированы шестиколонными портиками ионического ордера. Фасад алтарной части украшают пилястры. Композиции придает выразительности контраст между большими потинькованими плоскостями стен и ритмом колонных портиков.
Интерьер отличается цельностью, ясной конструктивной логикой, хорошей инсоляцией. Горизонтальное членение подчеркивает четкая линия карниза. Важную роль в интерьере играют рисование.
Храм относится к наиболее выразительным церковным сооружениям Украины эпохи классицизма.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г.