Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом — иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга — трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый «государев мастер» Федор Конь — строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор — в конюшню.
На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня»). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов — кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли — одновременно с местной общиной верующих — уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).
Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо — в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа — квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.
Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.
Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.
Дом настоятеля. Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса — в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.
Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Болдинский монастырь — наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.
Свой расцвет монастырь получил в конце XVI — начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.
Большой «удар» по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).
После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.
Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал «Житие преподобного Герасима».
В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.
Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича — А.М. Пономарев.
С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.
В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.
По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir
Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них — Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам — из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.После революции Болдин монастырь продолжал действовать — в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами — их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского — А.М. Пономарев.14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба — вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.
По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19
В далёком 1528 году в окрестности города Дорогобужа пришёл преподобный Герасим Болдинский, ученик другого великого русского святого — преподобного Даниила Переславского. Было тогда подвижнику 39 лет. Места для пустынножительства он выбрал «непростые». Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно «пошатнулось» в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, — один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою…»
Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё «скучнее». Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах — по большей части, от местных жителей, не желавших принимать «чужака». Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки святой основал Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, — отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, — однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу ХVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец — его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, — он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце ХVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои «предварительные» записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, — с просьбой «правильно» написать житийный текст. Заказ был выполнен.
В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы… Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство — до конца ХVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение — известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.
Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше — польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший «польский сюжет», заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде — в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий — последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался ХVIII века. Случались и «местные нестроения». Так, в 1720-е годы в обители пребывали «на прокормлении» отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан «бил смертным боем» и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. «Зеркальной» ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда «Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его… Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно», за что были отлучены от причастия. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: «Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою… Но живущих в нем число скудное», — желая «лучшего сему святому месту устройства». Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году?
Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям. При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены — в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: «Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: «Vivat Napoleon», а монах смелым голосом ответил: «Виват Александр». За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: «Vivat Napoleon», а монах вторично ответил: «Виват Александр», за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили…» Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст — здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами.
Последняя четверть ХIХ века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел «привлекать средства» — так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей. При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году. Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель — в условиях жёсткого давления новых властей — сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила.
Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь — Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже — детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре — так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета «Правда» писала: «Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам…» Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу «Гигант». Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви — сыроваренный завод, в часовне — сепаратор. Новая жизнь началась!
Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война — по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами. Немецкий гарнизон в Болдине был уничтожен партизанами 29 января 1942 года. В период существования партизанской республики с центром в Дорогобуже (с 15 февраля по 8 июня 1942 года) в монастырских стенах находились мастерские по ремонту техники. Кончилось всё катастрофой. Оккупанты жестоко отомстили обители — отступая в 1943 году, они варварски взорвали архитектурный комплекс: при этом исчезли с лица земли все основные строения обители. Казалось бы, история знаменитой обители на этом прекратилась. Но нет! В 1963 году всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский начал работы по консервации руин, а потом — и по восстановлению зданий. Благо, сохранились все выполненные в 1910 — 20-е годы под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты обмеров. С 1970-х годов восстановительными работами руководил ближайший ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарёв. Результаты этих подвижнических трудов сегодня может увидеть любой паломник, посетивший Болдинский монастырь.
В мае 1990 года в Тихоновском храме состоялось первое богослужение, а в январе 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить Герасимо-Болдинский монастырь. Его настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Антония (Мезенцева).
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №109, ООО «Де Агостини», 2011