Кожпосёлок, урочище. Богоявленский Кожеезерский женский монастырь.
Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеезерский (Кожозерский) монастырь.
Храмы монастыря: собор Успения Пресвятой Богородицы, церкви Тихвинской иконы Божией Матери и Спаса Преображения. Часовня прп. Никодима Хозьюгского – утрачена.
Кожеозерский (Кожеезерский) монастырь — мужской монастырь Плесецкой епархии расположен на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера. Считается одним из самых труднодоступных из действующих монастырей России.
Монастырь основан Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими. В 1584 г. царь Фёдор Иоаннович пожаловал в пользу устраиваемой обители Лопский полуостров и земли вокруг Кожозера, а митрополит Новгородский Дионисий дал благословенную грамоту на устройство обители. Монастырь получил во владение все озеро, и денежные пожертвования, на которые возвели две деревянные церкви — Богоявленская и Благовещенская.
Во второй раз Серапион приходит в Москву в царствование Бориса Годунова. После этого обитель приросла тонями на Белом море и 4 деревнями по реке Онеге: деревни Керешка, Клещево, Канзапельда и Пияла на реке Онеге, а также «доли» в солеварнях на берегу Белого моря.
Число братии достигало 40 человек, из них можно выделить Леонида Усть-Недумского и Никодима, пустынножителя Хозьюгского. Никодим, наравне с Нифонтом и Серапионом, считается основателем и покровителем монастыря. После него в монастыре осталась икона Божией Матери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 г. пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.
В Смутное время труднодоступность монастыря обернулись ему на благо, он не пострадал. Однако 8 июня 1634 г. все монастырские постройки сгорели. В 1644 г. было закончено строительство двух новых храмов: Богоявления Господня и Благовещения Богородицы.
В 1642 г. княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней.
В 1630-1640 г. в обитель из Анзерского скита перешёл Никон, в 1643 г. по просьбе братии он был поставлен игуменом. Монастырь за его трехлетнее игуменство (1643-46 г.) окреп и вырос, а число монахов достигло ста. В 1646 г. Никон уходит в Москву ходатайствовать о льготах монастырю у нового царя Алексея Михайловича. С этой встречи начинается возвышение Никона, царь не отпускает его, и в 1646 г. Алексей Михайлович попросил патриарха Иосифа назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.
Храмы ещё не раз горели, и отстраивали заново. В 1758 г. монастырь был приписан к Каргопольскому монастырю, а в 1764 г. упразднён и стал приходским, приписным к Прилуцкому приходу. По описи 1767 г. тут была одна церковь (двухэтажная), деревянная: верхний храм Благовещения Богородицы и нижний Николая Чудотворца. Летом 1850 г. в приходе сгорела единственная церковь, а 25 января 1851 г. сгорела часовня над могилой Cepaпионa и Авраамия.
В мае 1851 г. монастырь был возобновлён и приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а в 1853 г. сделан самостоятельным, с причислением ко II классу. На его нужды московский благотворитель Павел Матвеевич Александров пожертвовал 10000 рублей, а позднее завещал ещё 40000 рублей.
В 1855 г. построена деревянная церковь Богоявления Господня, в которой была устроена рака над мощами Никодима Кожеозерского. Тогда же над гробницей Серапиона и Авраамия была устроена деревянная часовня.
В 1864 г. началось строительство пятиглавой каменной холодной церкви Успения Богородицы с двумя приделами: Зосимы и Савватия Соловецкий и Никодима Кожеозерского. Храм был освящён в 1884 г. В этот же период строится каменная тёплая трапезная с храмом Преображения Господня.
В ночь на 26 сентября 1884 г., проживающие в монастыре Георгий Рядцин и Николай Щипунов ограбили и подожгли Богоявленскую церковь. Новую тёплую деревянную Богоявленскую церковь начали строить в 1887 г., в 1889 г. она освящена. Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, была построена между 1898 и 1909 г. Из часовни над гробницей Cepaпионa и Авраамия была устроена каменная церковь Иоанна Предтечи.
Главным из всех дел игумена Питирима было устройство дороги к обители от онежского почтового тракта.
К концу XIX в. в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. В обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеченская) и одна деревянная церкви. В монастыре хранились: мощи преподобного Никодима под спудом, серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвование княгини Елены Куракиной) и икона Богоматери Неопалимая Купина.
Осенью 1918 г. последний настоятель, игумен Арсений, вместе с несколькими монахами был убит большевиками. В 1919 г. монастырь закрыли, при этом были осквернены мощи преподобных Серапиона и Никодима. В зданиях монастыря разместилась артель «Северная Коммуна».
Одна монастырская мельница (ветряная), стоявшая на верхнем плато, увезена в Малые Корелы. В здании монастырской гостиницы жили работники Кожозерского заповедника. В советское время на месте монастыря возник поселок, а по берегам озера — ещё три деревни. В конце 50-х г. жители переселились с Кожозера в онежские деревни.
В 1997 г. был воздвигнут Поклонный Крест, а в 1998 г. началось восстановление обители: в монастыре поселились 2 монаха и послушник. В 1999 г. монастырь был открыт. Восстановлен тёплый надвратный храм Иоанна Богослова, флигель и паломнический 2-этажный корпус. В полуразрушенном состоянии пребывают Предтеченский храм над мощами преподобных Серапиона и Авраамия, а также Успенская церковь. В феврале 2019 г. иеромонаха Михея освободили от должности игумена. Именно он занимался восстановлением обители с 1997 г. Регулярные богослужения приостановились.