Погост в селе Богослово, недалеко от Воскресенского Череповецкого монастыря, был основан не позднее второй половины XVI века. Первое описание храмов в селе, встречается в Писцовой книге езовых дворцовых волостей Белозерского уезда 1585 года: «Волость Заягорбье Цылинского езу, село Богословское. А в селе церковь Иванна Богослова древяна вверх да теплая церковь Воздвижение чеснаго креста древяна клетцки. А в церквах образы, и свечи, и книги, и ризы, и все церковное строенье, и на колокольнице клепало – мирское. А церкви ставят приходом. А у церкви служит поп Артемей. А руги ему царя и великого князя нет, пашет пашню».
В писцовой книге Белозерского уезда 1626-1627 годов содержится аналогичная информация о Богословских храмах: «Волость Заягорбье Целинскому уезду. А в ней погост Богословской. А на погосте церковь Иоанна Богослова вверх шатров, а другая церковь Воздвижения честного креста теплая с трапезною. А в церквах образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое строенье церковное мирское. На погосте на церковной земле во дворе поп Прокофей Антонов. В келье просвирница Марфица. Келья пуста понамарская. Пашни паханные церковные, земли пять четвертей в поле, а в дву по тому ж сена десять копен».
Из Белозерской писцовой книги письма и меры Андрея Ефимовича Салтыкова (1585 г.), следовало, что село Богословское (Богослово) относилось к так называемым дворцовым землям, то есть находилось в ведении русских царей. Позднее оно и окружающие его селения оказались в составе частных владений. Они принадлежали Томасу Крову, Андрею Франбекову, капитану Андрею Гаментову «и другим немцам», но в 1657 году вновь были выкуплены царем.
Эту покупку предопределило одно из чудесных событий, случившееся вдали от Череповца, на Белом море. В 1639 году иеромонах (будущий патриарх) Никон при побеге из Соловецкого монастыря потерпел бедствие у скал на подходе к устью Онеги. Спастись ему удалось, по собственным словам, исключительно помощью Божией, «упованием на силу Божественного Животворящего Креста». В память об этом событии Никон установил на Кий-острове, в бухте которого нашел спасение, поклонный крест и дал обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Данный обет Никон выполнил, уже будучи патриархом. В 1656 году он добился у царя разрешения на устроение на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня (чаще называемого Крестным), на что получил грамоту, датированную 13 июня 1656 года. За поддержкой на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма – около 6000 рублей. Серьезную помощь оказал и сам русский царь, приписавший к новой обители значительные земельные владения. В частности, 4 марта 1657 года он пожаловал Крестному монастырю села Богословское, Богоявленское, деревни Ирдоматку, Кабачино и ряд других селений, которые в совокупности составили обширную череповецкую патриаршую вотчину. Центром этой вотчины и стало село Богословское (Богослово).
В 1656 году одновременно с Крестным Никон основал одну из жемчужин русского зодчества Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, а несколько раньше Иверский. Все эти обители были тщанием патриарха и царя снабжены земельными владениями. Причем их земли составили единую патриаршую вотчину.
Дальнейшая судьба названных владений оказалась тесным образом связана с трагической судьбой Никона.
10 июля 1658 года Никон оставил патриаршество и занялся обустройством своих обителей. Особое внимание он уделял Новоиерусалимскому, но не забывал и другие монастыри.
Так, в 1660 году Никон приехал на Кий-остров и жил здесь, руководя строительством, почти целый год. Он устроил в обители систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей, 2 сентября 1660 года лично освятил центральный Крестовоздвиженский собор монастыря. 8 сентября 1660 года им же была освящена третья деревянная церковь Всех Святых; они сохранились до сегодняшнего дня. В конце сентября 1660 года Никон отправился в Москву и в Крестный монастырь более не возвращался.
К сожалению, источники умалчивают, заезжал ли по дороге на Кий-остров знаменитый патриарх в село Богослово? Думается, что да, ибо это селение располагалось как раз на пути его следования. И вряд ли патриарх упустил возможность осмотреть одну из крупнейших своих вотчин, приписанных к Крестному монастырю. Вполне возможно, что патриарх (любитель строгого уставного богослужения) посетил и храмовый комплекс в селе Богослово, тем более что одна из его церквей была освящена, также как и патриарший монастырь, в честь Воздвижения Креста Господня.
Согласно «Истории Русской Церкви», составленной в 1657 году митрополитом Макарием, «царь пожаловал Крестному монастырю село Богословское в Белозерском уезде». После того, как село перешло во владения Предстоятелей Русской Церкви, изменилось и посвящение титульного храма. Главный престол был освящён в честь Воздвижения Креста Господня, а приход стал именоваться Крестовоздвиженским. Кроме того, на погосте появляется храм святителя Николая Мирликийского, о чём сообщается в переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи конца XVII века: «Церков Воздвижения Честнаго Креста Господня, в приделе святого апостола Иоанна Богослова, другая Николая Чюдотворца в Череповской волости, в Заягорбье. Служит поп Михаил Козмин, детей у нево 1 сын Ияков, грамоте учен. В приходе, по иво скаске, 54 д[вора]».
Примерно на рубеже XVII и XVIII столетий, село Богословское было пожаловано Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В переписной книге Белозерского уезда 1710 года, оно прямо названо вотчиной этого монастыря: «Воскресенского монастыря что на Истре вотчина. В селе Богословском на погосте церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста в пределе Иоанна Богослова церковь Николая Чюдотворца здание древяное церковной земли по писцовым 134 и 135 годов² книгам написано четвертные пашни 3 четверти да в пустоши Малой Копане 2 четверти итого 5 четвертей в поле а в дву потому ж сена по реке Ягорбе 10 копен по реке по Шексне 10 копен того 20 копен. В том же селе. Во дворе священник Симеон Яковлев…»
Высокий статус Новоиерусалимской обители обеспечил расцвет и его Богословской вотчины. В конце XVII- начале XVIII века череповецкие владения обители занимали почти всю зареченскую часть современного Череповца, а также прилегающие к ней земли и распространялась на левый берег Шексны вплоть до современного села Новое Домозерово. К ней, в частности, относились деревни Ельнинская, Ванеево, Питино, Копань Большая, Валгучино, Ирдоматка, Кабачино. Сейчас большинство этих селений вошло в городскую черту. То есть жители заречья, сами того не подозревая, живут и ходят по земле, некогда принадлежавшей одной из красивейших русских обителей, устроенной знаменитым патриархом Никоном.
В 1715 году вместо обветшалой Крестовоздвиженской церкви, был выстроен новый деревянный храм в честь Воздвижения Креста господня с приделами Иоанна Богослова и святителя Власия Севастийского. Его освящение состоялось 27 сентября того же года.
Храм был покрыт четырёхскатной тесовой кровлей. Над кровлей основного объёма возвышался четверик, увенчанный пятью небольшими главами, покрытыми чёрным железом и окрашенными медянкой. Кресты на главах были деревянные, опаянные белым железом. Снаружи церковь была обшита тесом, окрашенным красной краской. К церкви была пристроена паперть с крыльцом, также обшитые тесом и покрашенные той же краской. Из паперти в храм вели 3 двери: западная, северная и южная. С востока, к основному объёму примыкала алтарная апсида, в форме квадрата с небольшим полукружием. В паперти было 8 окон, в алтаре – 5 окон больших, 5 окон маленьких и 2 небольших волоковых³ окна, расположенных под самой кровлей, с северной и южной стороны. На всех алтарных окнах были установлены железные решётки.
Иконостас главного придела состоял из пяти ярусов и украшен вызолоченными резными колоннами и рамами. В Царских вратах, резной работы, располагались изображения Благовещения Богородицы и четырёх апостолов евангелистов. В местном ряду, по правую руку от Царских врат находились образы: Спаситель с медным венцом, пророк Аарон в южных дверях, великомученик Георгий, Воздвижение Креста Господня, Иоанн Богослов, пророк Илия с житием и Святитель Николай Мирликийский с житием. По левую руку от Царских врат: Тихвинский образ Божией Матери с медными подвеской и венцом, праотец Мельхиседек в северных дверях, святитель Модест Иерусалимский, святитель Власий Севастийский, святитель Алексий Московский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, праведные Иоаким и Анна, Архангел Михаил с ликами Ангелов. Над Царскими вратами расположен образ Тайной Вечери. Во втором ярусе располагались сдвоенные иконы праздничного и деисусного чина. Третий ярус состоял из восемнадцати икон апостольского чина, в центре образ Спасителя с предстоящими вызолоченными ангелами. В центре четвёртого яруса образ Богородицы «Знамение» и 18 икон ветхозаветных пророков. В центре пятого яруса Господь Саваоф и шесть образов праотцов. Венчало иконостас Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. Справа от Распятия клеймо «Несение Креста», слева «Благовещение Богородицы»
Расположенный с южной стороны придел Иоанна Богослова был освящён 8 июня 1716 года.
Его иконостас состоял из двух ярусов. В царских вратах сцена Благовещения Богородицы и образы апостолов евангелистов. В местном ряду иконы Спасителя и Смоленский образ Божией Матери. В дьяконской двери – архидиакон Стефан. Во втором ярусе: в центре Тайная Вечеря, по краям архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел.
4 ноября 1716 года, на северной стороне, был освящён придел святителя Власия Севастийского. Иконостас этого придела был также двухъярусным. В царских вратах изображения Благовещения Богородицы и четырёх апостолов евангелистов. В местном ряду образы Спасителя, Казанской Божией Матери и благоверных князей Бориса и Глеба. В центре второго яруса изображен Спаситель, по краям архангелы Михаил и Гавриил, апостолы: Петр, Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.
Иконы всех иконостасов были написаны на досках масляными красками и обложены позолоченными и посеребренными рамами. На момент составления описи, иконостасы в приделах ещё не были полностью заполнены иконами.
В 1786 году, вместо ветхой деревянной Никольской церкви, тщанием прихожан был выстроен каменный с колокольней храм во имя святителя Николая Мирликийского. 15 июня состоялось его освящение.
13 сентября 1858 в Богослово произошёл сильный пожар. В смежной деревне Ельнинской загорелся овин. Огонь быстро распространился по селу. Сгорела деревянная Крестовоздвиженская церковь, дома и дворы причта. При пожаре пострадала и каменная Николаевская церковь. Она обгорела снаружи и внутри, уцелели только стены.
Несмотря на то, что во время пожара сгорело треть домов и хозяйственных построек, прихожане в течение трех месяцев привели каменную церковь в пригодное, для совершения Богослужений, состояние. 22 декабря 1858 года церковь была освящена, но не как ранее во имя святителя Николая Чудотворца, а в честь Воздвижения Креста Господня.
Согласно ведомости за 1861 год церковь относилась к 5 классу и имела 36 десятин земли. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря.
В 1870 году, в селе Богослове тщанием прихожан была построена каменная церковь Иоанна Богослова с приделами святителей Николая Мирликийского и Власия Севастийского. Согласно страховой оценки, произведенной 11 июля 1910 года, каменная церковь Иоанна Богослова была отштукатурена внутри и снаружи. Покрыта железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви 12 саженей (25,6 м), ширина 9 саженей (19,2 м), высота до верха карниза 3⅓ сажени (7 м). Завершение храма состояло из пяти больших глав. В церкви было 15 больших окон, наружные двустворчатые двери обиты железом. Иконостас длиною – 8 саженей 1 аршин (17,8 м), высота 2 сажени (4,3 м), оценен в 1500 рублей. Отапливалась церковь четырьмя печами. Общая оценка Иоанно-Богословской церкви составила 10000 рублей.
С постройкой нового храма, приделы Иоанна Богослова и священномученика Власия в Крестовоздвиженской церкви были упразднены, что подтверждается данными описи за 1913 год: «Крестовоздвиженская церковь построена в 1789 г. тщанием прихожан, а вторая, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, построена 1870 г. тоже тщанием прихожан. Зданием обе церкви каменные, с таковою же при них колокольнею, которая находится в одной связи с Крестовоздвиженскою церковию. Прочны. Престолов в Крестовоздвиженской церкви один: в честь Животворящего Креста Господня, а в Иоанно-Богословской теплой – три: главный престол во имя Апостола Иоанна Богослова, справа во имя святителя Николая, а слева во имя священномученика Власия…»
К церкви были приписаны часовни в деревнях: Ирдоматка, Ванеево, Волгучино, Питино и Кабачино. При храме числилась одноклассная церковно-приходская школа, основанная в 1889 году. Еще две земские школы находились в Ирдоматке и Кабачино, основанные в 1885 и 1903 годах, соответственно.
В Богословском приходе в служили: с 1787-1806 г. – священник Тимофей Семенов, в 1810 г. — священник Стефан Яковлев, в 1811 г. – священник Иосиф Стефанов, с 18.02.1853-1867 г.– священник Белицкий Иван Викторов, с 1893- 1900 г.– священник Лебедев Нил Павлович.
С 16.08.1900-1921 г. настоятелем Крестовоздвиженской церкви был священник Михаил Николаевич Лебедев, до этого служивший диаконом в Горицком Воскресенском монастыре. Отец Михаил преподавал Закон Божий в Богословской церковно-приходской школе, а также в Ирдоматской и Кабачинской земских школах. В 1905-1907 и в 1915-1917 годах состоял помощником благочинного.
В годы советской власти Крестовоздвиженская церковь была закрыта, в 1930-е годы её переоборудовали под кузницу. Разбирать церковь начали уже после Великой Отечественной войны. К 1957 году от храма остались только стены и своды. Его здание использовалось как сеновал и зернохранилище. В начале 60-х годов прошлого столетия церковь была окончательно разобрана на кирпичи.
Богослужения в Иоанно-Богословской церкви совершались до 1938 года. 2 декабря 1938 года вышло постановление областных властей о закрытии храма. Постановление было обжаловано прихожанами, но несмотря на это, 16 января 1939 года было принято окончательное решение о закрытии церкви. В здании храма планировали разместить школу, но позднее было принято решение устроить в нём клуб. Одновременно с закрытием Богословской церкви было ликвидировано сельское кладбище.
В 1970-е годы, при застройке заягорбской части города Череповца, в зону которой попало село Богослово, здание бывшей Иоанно-Богословской церкви было снесено.
Использованные материалы
1. Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. // Новгородский сборник., Вып. I., Новгород. 1865.
2. Ведомость о церкви, причте и прихожанах Новгородской епархии Череповского уезда Крестовоздвиженской Богословской церкви за 1861 год.
3. Мальцев М.Г. Патриарх Никон и Череповецкий край. https://vk.com/chernostalgy?w=wall-37583795_159998&ysclid=m1qcge7uib341242133