Ныне существующая каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское (первоначально имевшей и второе название – Коткишево) Воскресенского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Макарьевского уезда Нижегородской губернии) заменила собой деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1745 году. В начале XIX века приход села Коткишева составляли крепостные крестьяне вотчины майора Петра Александровича Собакина. Само село, расположенное на берегу реки Ветлуги, образовывало вместе с приписанными деревнями достаточно крупный приход: в 1818 году он насчитывал 616 дворов. При этом его настоятели неоднократно (по крайней мере, в первой половине XIX века) назначались смотрителями благочиннического округа.
Согласно клировым ведомостям, строительство каменной церкви в селе началось «тщанием прихожан» в 1816 году. Какого-либо специального дела об этом строительстве в фондах Центрального архива Нижегородской области не обнаружено, как и проектных чертежей. Автор проекта, соответственно, не установлен. Можно лишь предположить, что какое-то отношение к возведению храма имел нижегородский губернский архитектор И.И. Межецкий, занимавший эту должность с 1803 года. В круг его обязанностей входил и надзор за церковным строительством.
Возведение Казанской церкви затянулось на длительный период. Клировые ведомости называют датой окончания постройки 1839 год, а датой освящения главного престола в честь Казанской Божией Матери – 25 сентября 1847 года. За это время село Коткишево (Богородское) стало вотчиной помещиков Левашовых.
Опись церковного имущества, составленная 1 декабря 1846 года, дает еще две даты: в 1827 году преосвященнейшим Афанасием был священнодействован «антиминс на белом атласе» Петропавловского придела, а в 1845 году преосвященнейшим Иоанном – «антиминс на голубом атласе» Предтеченского придела. Это означает, что в 1827 году началось богослужение в приделе, посвященном святым апостолам Петру и Павлу, находившемся с левой (северной) стороны трапезной, а в 1845 году – в правом (южном) приделе в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Оба они являлись «теплыми», то есть отапливались.
Скорее всего, затянувшееся возведение сельского храма, как обычно, объясняется отсутствием средств у прихожан. Вероятно также, какое-то время их вполне устраивало богослужение в придельной церкви. К тому же, строительство (по крайней мере, на завершающем этапе) велось не очень качественно: деревянный «купол» (крышу) «по причине оказывавшейся течи» пришлось троекратно перекрывать. Как указывалось в прошении об освящении храма «вотчины господ Левашовых и госпожи баронессы Дельвиг» бурмистра Герасима Яковлева и «всего мирского общества», лишь в 1846 году церковь была «вновь прочно перекрыта тщанием нашим и содействием покойного помещика господина Николая Васильевича Левашова и пришла к совершенному устроению». Указанное прошение об освящении Казанской церкви было подано преосвященнейшему Иакову, епископу Нижегородскому и Арзамасскому, 5 августа 1847 года. На день раньше рапорт аналогичного содержания подал епископу настоятель храма (он же благочинный) священник Иоанн Разумов.
Первоначально резолюцией владыки действо по освящению было возложено на архимандрита Макарьевского Желтоводского монастыря Варлаама вместе с местным благочинным. Однако 21 августа один из наследников Н.В. Левашова попросил епископа самолично провести освящение храма 25 сентября 1847 года, «потому что меньшой брат мой Николай Левашов, которому по разделу достается село Богородское, будет к тому времени здесь». При этом владыке были направлены «прогоны» в размере 35 рублей, которые тот, впрочем, вернул благочинному о. Иоанну Разумову. Просьба Левашовых возымела действие – Казанская церковь в селе Богородском была освящена именно епископом Иаковом, и именно 25 сентября 1847 года.
По своей архитектуре Казанская церковь представляет характерный образец сельского храма периода позднего классицизма. Тип ее планировочной структуры – «корабль», когда по одной продольной оси «восток – запад» располагаются основной объем храма с алтарной апсидой, трапезная и колокольня. В данном случае основной объем храма («настоящая церковь») – двухсветный, перекрыт деревянным куполом, на котором располагаются пять глав на восьмигранных барабанах. Северный и южный входы были оформлены четырехколонными портиками с треугольными фронтонами. Алтарная апсида – полукруглая. Довольно вытянутая трапеза по высоте соответствует, как и апсида, уровню первого света центрального объема храма. Колокольня – в пять ярусов. В оформлении фасадов использованы пилястры и трехчетвертные колонны дорического (?) ордера, а также другие элементы из арсенала классицизма.
Представление об убранстве Казанской церкви дают упоминавшаяся выше опись церковного имущества, составленная 1 декабря 1846 года, и ведомость страховой оценки от 5 июля 1910 года.
Церковь снаружи не была оштукатурена, а лишь побелена известью. При этом отдельные места окрашены охрой. Все составляющие храм части были покрыты железом. На 1846 год крыши на основном объеме, алтарной апсиде, колокольне и портиках были выкрашены в зеленый цвет, а на трапезной – в красный. Описание строений на 1910 год говорит о зеленом цвете всех крыш. Первоначально все барабаны под главами («фонари») над основным объемом, обитые железом, были «отбелены», а барабан главы на колокольне выкрашен в красный цвет. Помимо пяти крестов над основным объемом и креста на колокольне, имелось две главы с крестами над приделами в трапезной и одна глава над главным алтарем. Все кресты были «осьмиконечными», деревянными, обитыми белым железом. В средокрестии находились железные или медные распятия. Деревянные главы собственно церкви, колокольни и алтаря были обиты железом. Главы на трапезе на 1846 год были покрыты «деревянною черепицею и выкрашены зеленою краскою». На это же время на колокольне находилось шесть колоколов. В окнах имелись железные решетки.
Внутри настоящей церкви и алтарной апсиды стены были оштукатурены и «покрыты голубою краскою и расписаны иконным писанием». При этом на своде алтаря было «изображено Всевидящее Око, окруженное ангелами на облаках», а на западной стене – «чаша Нового Завета». На стенах основного объема находились изображения «чудес Христовых и его страданий, в простенках верхних окон изображены четыре Московских Святителя, а на угольных заворотах – четыре евангелиста, на восточной стороне сверх иконостаса – два парящих на облаках ангела, на западной – Иисус Христос, молящийся о мимохождении чаши, а вверху в куполе – Господь Саваоф в облаках, окруженный ангелами». Изображения были выполнены маслом. В трапезной стены также были оштукатурены, «снизу до карнизов окрашены вохрою, а под сводом – голубою краскою». Полы во всех частях церкви были деревянными.
Размеры трех иконостасов устанавливаются по страховой описи 1910 года. Главный из них имел высоту 6 саж., длину 5 ½ саж., придельные были высотой в 2 ½ саж., а длиной в 5 саж. Опись 1846 года указывает на позолоту иконостасной резьбы.
Отапливалась церковь двумя печами-голландками. Их местоположение устанавливается по фиксационному чертежу 1926 года: печи располагались в трапезной у западной стены слева и справа от прохода в колокольню.
Церковный погост был обнесен каменной оградой «с деревянным крашеным частоколом». Внутри нее, в северо-западном углу, находилась каменная караулка.
Сведений о каких-либо перестройках Казанской церкви за время ее существования в архивных документах не обнаружено.
В 1926 году в соответствии с обязательным постановлением Президиума Нижегородского губернского исполнительного комитета № 93 от 11 августа 1924 года были выполнены фиксационные чертежи Казанской церкви, о которых уже упоминалось выше. Составил их техник И. Суханов. Чертежи отличаются схематичностью и фактическими ошибками, особенно в изображении фасада церкви. На них не показаны, в частности, главы над трапезной и алтарем.
В дальнейшем, вероятно в 1930-е годы, богослужение в Казанской церкви было прекращено. До настоящего времени церковь дошла в запущенном состоянии и целым рядом утрат: отсутствует перекрытие трапезной, часть завершений и крестов, от обоих портиков сохранилось лишь несколько колонн и т.д.
Решением Горьковского облисполкома от 18 декабря 1989 года № 471 Казанская церковь в селе Богородское Воскресенского района взята на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения. По ныне действующему законодательству она является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения. В настоящее время нижегородским архитектором В.В. Ковалем начата разработка проекта реставрации памятника.
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области.