Построен в 1831 г. Богородицкими купцами. Александром Кобяковьм, Иваном Долговым, Афанасием Тихоновым, Димитрием Саниным, Иваном Гайдуковым, Иваном Селищевым. В 1837 г. в колокольне пристроен храм в честь Вмч. Георгия Победоносца. Рядом с храмом находится кладбище, которое действует и поныне. Храм просуществовал до праздника Вознесения Господня 1939 г., когда и был закрыт. 2-3 года пустовал, потом с нем располагался склад «Заготзерно», хранился фураж. Храм повторно открылся 7 мая 1945 г. и представлял тяжелое зрелище: голые стены без окон, без рам. А уже в 1946 г., под праздник Сретения Господня (1/14.02), была первая служба — Всенощное бдение, которую совершил первый настоятель о. Феодор Чекмагин в сослужении о. Григория Ивановского и диакона о. Косьмы. В настоящее время здание храма восстановлено, ухожено, расписано и обнесено кирпичной оградой. В Георгиевском приделе — крещальня.
5/18 марта 1998 года указом Митрополита Серапиона храм переименован в Кафедральный Собор. Рядом с алтарной частью Собора (2001-2002г.) построена заупокойная часовня, где служатся панихиды, иногда происходит отпевание покойников. Чтимые святыни: а) икона Успения Божией Матери с частицей Гробницы Богоматери, б) местночтимая икона Божией Матери «Скоропослушница», в) местночтимая икона Божией Матери «Казанская», г) икона Божией Maтери «О Тебе радуется» с частицей мощей Блаженного Иоанна, Тульского. д) икона с частицей мощей прав. Петpa Великодворского (Владимирского чудотворца Духовное окормление).
Успенская кладбищенская (безприходная). Кладбищенский каменный храм во имя Успения Божией Матери, построен в 1831 г. вместо бывшего деревянного храма, уничтоженного пожаром. Храм выстроен на средства богородицких граждан, при особом участии, в качестве храмостроителя, купца Селичева. На такие же средства в 1837 г. в колокольне устроен теплый придельный храм во имя вмчк. Георгия Победоносца. В 1885 г. храм значительно был распространен пристройкою в 13 аршин к западной его стороне, и иконостас его был обновлен. Причт состоит из священника и псаломщика. Для причта имеются церковные дома.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 93
Бывшая кладбищенская бесприходная церковь, ныне «исполняющая обязанности» городского собора, — Успенская была выстроена в 1831 году на средства нескольких богородицких купцов. Но главным храмостроителем был Николай Ксенофонтович Селичев, купец, торговавший галантерейным товаром и «разными фруктами», имел лавку, винный погреб, салотопенный завод. Долгие годы Н. К. Селичев был бургомистром и городским главой (его именем в 1900 году даже назвали улицу — Селичевская, с 1957 г. — Комсомольская). Успенский храм строился как усыпальница. Вначале он был приписным к Троицкому собору, а в 1853 году получил самостоятельность.
Стоит сказать, что до постройки каменного здания, на городском кладбище был старый деревянный храм, выстроенный в 1770-е годы после учреждения городского кладбища за пределами города. В 1826 году церковь сгорела, и год спустя на её месте соорудили небольшую кирпичную церковь, на верхнем ярусе которой устроили колокольню. Новый, сохранившийся до наших дней, выстроили в стиле ампир. В 1837 году под колокольней устроили придел во имя свт. вмч. Георгия Победоносца. В 1885 году церковь была расширена с запада обширной пристройкой к колокольне, тогда же в храме был обновлён иконостас. Это было сделано под наблюдением губернского архитектора Г. Скавронского. Храм имеет площадь 280 кв. м, алтарь 35 кв. м. В церкви помещается 800-1000 человек и даже более.
Успенскую церковь закрыли аккурат на праздник Вознесения в 1939 году, самую последнюю в городе. Почти все её священники были осуждены и отправлены на поселения. С 12 июня 1939 года по 8 мая 1945 года в Успенском храме Богослужения не велись. В это время помещение храма сначала было занято воинской частью, а затем использовалось для хранения фуража и находилось в ведении конторы «Заготзерно». За два дня до Великой Победы — 7 мая 1945 года Успенскую церковь вернули верующим. Можно представить их чувства, когда они увидели, во что «Заготзерно» превратило святыню всего за несколько лет: не было ни оконных стёкол, ни даже рам, внутри остались лишь голые стены. Но, как известно, глаза боятся, а руки делают: уже зимой 1946 года на Сретение была совершена первая служба. В Георгиевском приделе устроили баптистерий.
В 1955 году начались крупные реставрационные работы, в ходе которых живопись и иконостас были обновлены, а помещение увеличено за счёт подколокольного пространства. Художественные работы производились в 1955-56 гг. московскими художниками П. А. Гладковым и В. М. Голубевым, обновил иконостас и заново сделал «Царские врата» московский резчик П. Ф. Чувалов. В 1974 году выполнены наружные росписи с южной и северной сторон. С ноября 1986 года храм стал отапливаться природным газом. В 1998 году Успенский храм получил статус кафедрального собора. А поскольку изначально он всё-таки кладбищенский, в 2002-м при алтаре выстроили заупокойную часовню для панихид.
Само церковное здание — добротное однокупольное сооружение, как говорится, ничего лишнего, но и ничего выдающегося, похожих сотни. А вот колокольню можно смело называть уникальной — по крайней мере, в округе ничего подобного вы не встретите. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Звонница в виде колоннады, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых по 3 колонны. Приземистое массивное сооружение с широченным ярусом звона, украшенным по углам рядами колонн, прихотливо сгруппированных по три, да короткий шпиль сверху — это действительно оригинально! Успенский храм — образец классического стиля с ротондой, на которой взметнулась главка на глухом барабане. Церковное здание кирпичное, оштукатуренное. Снаружи по бокам, северному и южному церковь украшена портиками с четырьмя колоннами. Интерьер храма состоит из четырёх арочных помещений, украшенных живописью. Среди чтимых святынь Успенской соборной церкви — храмовая икона с частицей Гробницы Божией Матери, местночтимые «Скоропослушница» и «Казанская», а также ещё одна Богородичная икона — «О тебе радуется» с частицей мощей тульского святого блаженного Иоанна. Кроме храма и часовни, на кладбище, памятником архитектуры являются так называемые «Печальные ворота» церковной ограды. Они представляют собой трёхчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю ближе к началу ХХ века. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю модерн, повсеместно господствовавший в начале века.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №378, ООО «Де Агостини», 2019
Если созерцать окрестности города со смотровой площадки Богородицкого дворца, то Успенский храм будет почти на линии горизонта. Он как бы завершает панораму города. Его возраст перешагнул 180-летний рубеж и храм занимает достойное место среди памятников архитектуры первой половины ХIХ века.
Изначально Успенский храм строился как кладбищенский. Но у него была своя предистория. В 1826 году сгорела деревянная кладбищенская церковь во имя Живоначальной Троицы, находившаяся более чем в версте от города. Об этом сообщил первый номер «Тульских епархиальных ведомостей» в 1862 г. Именно она изображена на одной из акварелей А.Т. Болотова. При внимательном рассмотрении её хорошо видно на горизонте. В память о некогда стоявшем на этом месте деревянном храме поставят каменный столб с иконою Святой Троицы. Сейчас он отсутствует, но по клировым документам столб в 1916 году все еще напоминал прихожанам об истории старого прихода – прихода стрельцов города-крепости.
В 1827 году построили сначала церковь под колокольней, а потом, в 1831 году, и вторую церковь во имя Успения Божьей Матери. Вход в нее был с западной стороны, то есть как раз перед колокольней. В 1837 году в колокольне будет устроен придельный храм во имя Георгия Победоносца. Оба эти храма были теплыми. В 1885 году храм был значительно распространен пристройкою в 13 аршин (9 м 23 см) к западной его стороне. Это было сделано под наблюдением губернского архитектора Г. Скавронского. За прошедшие годы церковь подверглась некоторым изменениям, но как прежде к колоколам ведет узкая винтовая лестница, и открывается вид на город. Благодаря старым открыткам, полученным при фотосъемке с колокольни, мы имеем представление о том, как проходили ярмарки в Богородицке.
В единое целое два эти храма объединились только в двадцатом столетии. Кроме храма, памятником кладбищенской архитектуры являются так называемые Печальные ворота. Они представляют собой трехчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю она ближе к двадцатому веку. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю «модерн». Вполне вероятно, что возведены они позднее здания храма.
Храм строился на средства горожан, но главным храмостроителем был Николай Ксенафонтович Селичев, купец, торговавший галантерейным товаром и «разными фруктами», имел лавку, винный погреб, салотопенный завод. Долгие годы Н.К. Селичев был бургомистром и городским главой. За усердный труд был награжден Золотой медалью на Аннинской ленте. В 1900 году его именем назовут улицу – Селичевская (с 1957 г. – улица Комсомольская).
Успенский храм строился как усыпальница. Там некоторое время должны были находиться тела умерших, погребение которых отсрочивалось долее трех дней. Вообще потребность в храме-усыпальнице объясняется давним обычаем не производить захоронения в зимний период. Эта традиция была повсеместная вплоть до начала ХХ века.
Самостоятельный причт в лице священника и псаломщика Успенский храм получил только в 1853 году. До этого он числился за Троицким Собором. Одним из первых священников стал Павел Анемподистович Ивановский, а старостой – купец 2-й гильдии И.П. Бибиков. Очень много для храма сделал и староста Аполлон Карнеев, который построил дома для священников «крытые железом» и надворные постройки «крытые тесом». Кстати, за храмом помимо упомянутых строений, числились каменная кладовая, дровяной сарай и баня.
Успенский храм до 20-х г.г. прошлого столетия не имел своего прихода. Именно поэтому за ним всегда числился только один священник и один псаломщик. До 1917 года старостой был Тихон Александрович Кобяков. Средний доход, приносимый храмом, составлял на то время 20 рублей. Жалованье причту полагалось 200 рублей, а кружечные доходы составляли 500 рублей. Это средние показатели для того времени.
До революционных событий и в последующее тяжелое для храма время причт возглавлял Евгений Иванович Рождественский. В 1919 году храм в лице отца Евгения и псаломщика Михаила Елагина, а также еще 54 человек (именно в это нелегкое время появляется у храма приход) подписали договор с Богородицким уездным комитетом Совета Рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов на право бесплатного пользования храмом и богослужебными предметами. Также в это время была проведена оценка Успенской церкви – 2 млн. 485 тыс. рублей (для сравнения: Покровскую церковь оценили в два раза дороже). Нотариальным отделом были изъяты описи церковного имущества. Так вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства.
Кстати, метрических книг и исповедальных росписей Успенская церковь до 1917 года не вела. Прямым назначением церкви было лишь отпевание усопших, но с этим справлялись и другие храмы, они же вели метрические книги, помечая, что захоронения производятся на «градском кладбище», то есть на городском. А в Богородицке было единственное кладбище – Успенское. Точную дату его возникновения установить невозможно, но, судя по всему, появилось оно после эпидемии чумы 1771 года, согласно указу правительствующего Сената Тульской провинциальной канцелярии.
В конце 20-х гг. XX века в Богородицком уезде начинается процесс закрытия храмов. А начало 1930-х г.г. знаменуется массовыми арестами священников. Успенскому храму «повезло»: его закрыли самым последним в городе в 1939 году, но почти все его священники были осуждены и отправлены на поселения. Успенский храм в течение шести лет простоял закрытым: с 12 июня 1939 года по 15 февраля 1945 года. В это время помещение храма сначала было занято воинской частью, а затем использовано для хранения фуража и находилось в ведении конторы «Заготзерно». В 1945 году на пасхальной неделе две богородчанки с благословения отца Михаила (Понятского) — священника Тульского храма Двенадцати Апостолов, начали ходатайствовать об открытии Успенского храма. 8 мая 1945 года разрешение было получено, а 9 мая стало для богородчан двойным праздником.
Первым настоятелем храма после его открытия был протоиерей Федор Чемагин, прослуживший здесь до 1957 года. Последующими настоятелями являлись протоиерей Григорий (Ивановский), свящ. Михаил (Козырев), свящ. Виктор (Степчук), свящ. Павел (Марченко), протоиерей Иоанн (Конюхов), свящ. Георгий (Костромин), игумен Серафим (Лысенко) свящ. Владимир (Гонтарь), архимандрит Макарий (Кобяков), игумен Никон (Мозговой), игумен Исаакий (Мотыль) и с 1979 г. протоиерей Алексий (Резухин). После его ухода за штат один за другими настоятелями станут его сыновья о. Сергий и о. Алексий. Последний является таковым и поныне. Старостой при открытии храма был Булгаков Петр Геннадиевич, а потом Селиванова Елизавета Николаевна, Коблов Семен Артемонович, а так же Поляков Тихон Николаевич. Успенский храм всегда отличался своим хором. Более двадцати лет регентом правого хора была Н.М. Некрасова (на фото – пятая слева во втором ряду).
Особенно памятным для прихода является день 17 сентября 1980 года, когда отмечая шестисотлетие Куликовской битвы, четыре архиерея Русской православной церкви во главе с членами свящ. Синода митрополитом Филаретом Киевским и Галицким, экзархом Украины и митрополитом Ювиналием Крутицким и Коломенским, возвращаясь с Куликова Поля посетили наш храм и совершили у нас панихиду по убиенным вождям и воинам на поле Куликовом.
Успенский храм классического стиля, одноглавый кирпичной кладки, оштукатуренный. Снаружи по бокам храм украшен колоннами, четыре – с южной стороны, и четыре – с северной. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Колокольня с колоннадой, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых 5 колонн. Храм имеет площадь 280 кв.м, алтарь 35 кв.м и крестильное помещение 45 кв.м. В храме помещается 800 человек, а вплотную до 1000 человек и более. Интерьер храма состоит из четырех арочных помещений, украшенных живописью. Художественные работы производились в 1955-1956 гг. московскими художниками П.А. Гладковым и В.М. Голубевым. Обновил иконостас и заново сделал «царские врата» московский резчик П.Ф. Чуваловым. В 1974 году сделаны наружные росписи с южной и северной сторон. В 1955 году храм удлинили за счет помещения под колокольней. Алтарь сделан со служебной пристройкой. Из северной пристройки есть выход на улицу. Сначала было проведено водяное отопление, а с ноября 1986г. храм отапливается природным газом. Престол в храме один – Успения Божьей Матери. К западной части пристроено крестильное помещение с алтарем, освященным в честь вмч. Георгия Победоносца. Около храма имеются помещения, принадлежащие Успенской церкви, в том числе каменная часовня, построенная на месте деревянной в 2001 году.
Успенский храм и некрополь при нем являются единым целым объектом историко-культурного наследия и обладают большим потенциалом для исследовательской деятельности. В настоящее время Успенский храм продолжает свою Богослужебную деятельность. Совершаются ежедневные утренние и вечерние службы, требы, работает воскресная школа. Храм сотрудничает с учреждениями культуры, образования, здравоохранения города Богородицка и Богородицкого района, окормляет 51 гвардейский парашютно-десантный полк им. Благоверного князя Димитрия Донского города Тулы.
http://uspenhram.prihod.ru/istorija_prikhoda