Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. В XII веке Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества (кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка, – словом, такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов). В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Отношение ширины западного фасада церкви Покрова на Нерли к его высоте – примерно 0,85 (для сравнения: во владимирском Успенском соборе Андрея Боголюбского и Дмитриевском соборе это отношение близко к единице). Аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор, его верх членит фасад на две почти равные доли. Такие пропорции создают исключительно «стройный» силуэт храма.
Барабан церкви Покрова также сильно вытянут вверх – отношение его диаметра к высоте равно 0,79 (в Дмитриевском соборе – примерно 1). Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма. Сужающиеся вверх колонки аркатурно-колончатого пояса расположены очень «тесно» (гораздо ближе друг к другу, чем на Успенском соборе), а арочки сильно сжаты и имеют подковообразную форму. Это архитектурное решение также подчеркивает общую «устремленность храма вверх» Выше аркатурно-колончатого пояса, над отливом, начинаются новые профили – закомар и окон. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и «вертикально-ориентированную» картину декора апсид. Крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
В целом храм производит впечатление не только «высотного», но и весьма «нарядного», несмотря на относительно скромный (по сравнению, например, с Дмитриевским собором) декор зооантропоморфного типа. В тимпанах закомар расположены изображения царя Давида, львов, голубей, грифонов с ягнятами и женских масок, в базах колонок аркатурно-колончатого пояса – маски и изображения животных и чудовищ. Барабан декорирован аркатурно-колончатым и городчатым поясами. В интерьере парные львы помещены в пятах подпружных арок. Перспективные порталы храма Покрова украшены лиственными капителями и резными полуциркульными архивольтами. Аттический профиль цоколя схож с профилем цоколя церкви Рождества Богородицы в Боголюбове.
Археологические исследования, проведенные Н.Н.Ворониным в 1950-е годы, показали, что храм имел галереи, стоявшие на фундаментах, столь же уникальных, как и у храма, хотя и несколько меньшей глубины. Наличие галерей доказывается обнаружением их фундаментов и, вероятно, принадлежащего им профилированного белокаменного блока. Исследования, проведенные в 2000-е годы автором этой статьи, показали, что обнаруженные Н.Н.Ворониным галереи были закрытыми (папертями), что они были пристроены к храму через несколько лет (возможно, даже десятилетий) после его возведения, и что современный облик церкви Покрова на Нерли в целом соответствует первоначальному.
Перейдем к вопросу датировки церкви Покрова на Нерли. Многие исследователи (в том числе В.И.Доброхотов, Н.Н.Воронин и П.А.Раппопорт) датировали храм на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1702 году: «Сего же лета (1165 год) сын его первый Изяслав Андреевич к Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела».
В.И.Доброхотов, основываясь на этом сообщении Жития, датировал церковь Покрова 1166 годом, так как Изяслав умер осенью 1165 года. П.А.Раппопорт полагал, что строительство храма началось немедленно после смерти Изяслава (уже в 1165 году) и окончилось в 1167 году. Но в позиции исследователя имело место внутреннее противоречие, так как храм, по сообщению принимаемого П.А.Раппопортом сообщения Жития Андрея Боголюбского, был построен «единым летом». Не вполне ясную позицию в отношении датировки храма занял Н.Н.Воронин. По его мнению, церковь Покрова была «наиболее совершенным памятником в ряду построек князя Андрея, как бы завершая собой их плеяду», но при этом он в соответствующем разделе своего капитального труда «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков» вообще не предложил никакой датировки храма. Только через много страниц впервые встречается ничем не обоснованная дата – 1165 год. В дальнейшем исследователь неоднократно упоминал этот год как время окончания каменного строительства Боголюбского. Но Изяслав Андреевич умер осенью 1165 года, и в течение зимы церковь Покрова никак не могла быть построена. Почему Н.Н.Воронин, признавая верность сообщения Жития о том, что храм был построен в память Изяслава, принял в качестве датировки 1165 год, неизвестно, и мы вынуждены констатировать, что датировка церкви Покрова 1165 годом является произвольной и неудовлетворительной (к сожалению, именно 1165 год закрепился в большей части научной, учебной и популярной литературы как дата церкви Покрова на Нерли). Если основываться на Житии Андрея Боголюбского, то наиболее удовлетворительной видится датировка В.И.Доброхотова – 1166 год.
Исследования автора этой статьи показали, что есть ряд причин, по которым мы не можем принять за основу датировки церкви Покрова сообщение Жития. Во-первых, оно все-таки очень позднее (начало XVIII века), и если бы даже в нем не было явных противоречий, принимать его при датировке можно было бы лишь в отсутствие иной датирующей информации (которая, как мы вскоре увидим, у нас есть). Во-вторых, в сообщении Жития присутствует ряд неразрешимых внутренних противоречий: – непонятно, когда Андрей успел начать «собирать» и вывозить камни из Волжской Болгарии для строительства Успенского собора, если его поход на Болгар имел место в 1164 году, а строительство владимирского собора началось в 1158 году; – даже если допустить, что князь начал «собирать» камни в Болгарии для Успенского собора ранее своего похода, то он никак не мог это делать в 1156 году – а согласно Житию он собирал и вывозил камни «двоелетием»; – непонятно, как можно было камни «собирать» – они ведь не лежали на земле, их добыча и обработка была сложнейшим делом; – камень, из которого строилась церковь Покрова, отличается исключительной белизной (он существенно белее камня любого из древнерусских белокаменных храмов). Волжский же известняк имеет серо-коричневый оттенок; – если бы храм был построен в память Изяслава, то более вероятно, что он был бы посвящен тезоименитому святому сына Боголюбского. Но церковь посвящена празднику Покрова; – Житие говорит о том, что камни были «отлагаемы» на месте будущего строительства церкви Покрова еще во время строительства Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и он будет строить храм в его память.
Все эти неразрешимые противоречия не позволяют нам основывать датировку церкви Покрова на сообщении позднего Жития Андрея Боголюбского (отметим, что Н.А.Артлебен, Д.Н.Бережков и Н.П.Кондаков также не доверяли «Житию», датируя храм в широком временном промежутке с 1158 года по 1190-е годы). Мы имеем возможность достаточно уверенно определить дату храма на основании непротиворечивых сообщений домонгольских летописей, которые ранее по неизвестным причинам исследователями игнорировались. Прежде всего вспомним сообщение «Краткого Владимирского летописца»: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись говорит: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица».
Как мы видим, оба летописных сообщения четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. Следовательно, мы обязаны принять этот год в качестве даты и церкви Рождества Богородицы, и храма Покрова на Нерли. Эта позиция подтверждается сообщением Владимирского летописца (XVI век) под 1158 годом: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». Н.Н.Воронин называл церковь Покрова «лучшей постройкой владимирских зодчих», «наиболее совершенным памятником в ряду построек князя Андрея, как бы завершающим собой их плеяду». Но мы видим, что после церкви Покрова были построены имеющие летописные даты Успенский собор в Ростове (1161–1162 годы) и церковь Спаса во Владимире (около 1164 года). Как выглядели эти храмы, мы не знаем. Поэтому, нисколько не умаляя исключительных архитектурно-художественных достоинств церкви Покрова, мы дадим ей несколько иную характеристику: это наиболее известная постройка зодчих домонгольской Северо-Восточной Руси (пожалуй, даже более известная, чем Успенский собор во Владимире), и многие проблемы, с которыми сталкиваются исследователи этого памятника, связаны с его мировой известностью, порождающей множество стереотипов.
Церковь полностью отреставрирована за счет бюджетного финансирования в 1980-1982 гг., как уникальный памятник древнего зодчества, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Белый камень почищен, восстановлены утраты, поверхности обработаны защитным составом, устроены медные кровли, глава и крест, интерьер отмыт от пыли и наслоений. В середине 1990-х гг. церковь передана Владимирской епархии как бесприходный храм с особым статусом. В 2007-2009 гг. произведен повторный плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст.Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский Луг является государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему запрещено. Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам. В остальное время днём обычно храм открыт, можно зайти, поставить свечу. Требы принимаются. Официальные контакты через Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире.
Качественная статья о церкви имеется в свободном сетевом доступе Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003.
4 октября 2015 года историческое событие состоялось на Владимирской земле – были освящены всемирно известный храм Покрова на Нерли и возрождённый Трёхсвятительский храм, ставший основой учреждённого архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира. За богослужением молились игуменьи владимирских монастырей, учащиеся Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Владимирского Епархиального женского духовного училища, участники православных молодёжных объединений города Владимира, многочисленные прихожане и паломники.
В чине освящения престолов храмов и в Божественной литургии митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию сослужили митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх.
Информация с сайта: http://www.eparh33.ru/
Церковь Покрова на Нерли (город Владимир, исторический облик)
Церковь Покрова на Нерли (1165) — прекраснейшее явление в русской архитектуре. Исключительное художественное совершенство ее форм и необыкновенное гармоническое сочетание с окружающей природой сделали этот небольшой храм известным всему миру. Обласканная самыми высокими эпитетами и сравнениями, церковь Покрова неизменно остается неисчерпаемым источником вдохновения для художника и интереснейшим объектом для исследователя. Построенная мастерами князя Андрея Боголюбского, она явилась вершиной бурного расцвета древнерусского зодчества середины XII века.
Время скрыло от нас её достоверный первоначальный облик, но археологические раскопки, проведенные около церкви, дают основание догадываться об утраченных элементах здания. Вариант реконструкции разработан Н. Н. Ворониным.
Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973.http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/cerkov-pokrova-na-nerli-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html
Церковь Покрова Богородицы на Нерли, единственная из всех церквей эпохи Андрея Боголюбского, сохранила почти полностью свой скульптурный декор. Главными элементами этого вполне скромного декора (по сравнению, например, с декором Димитриевского собора во Владимире или Георгиевского в Юрьеве-Польском) являются три одинаковых рельефа на северном, южном и западном фасадах храма, изображающие царя Давида на троне в окружении парных скульптур голубей и львов. Царь-псалмопевец представлен с псалтирью — струнным музыкальным инструментом. Однако он не музицирует, а лишь держит его как свой непременный атрибут. Правая рука псалмопевца сложена в характерном благословляющем жесте. Этот жест несёт важную смысловую нагрузку. Во-первых, он отсылает нас к образу Христа (сама поза царя Давида напоминает иконографически образ Христа Вседержителя), что вполне соответствует Священному писанию, ибо именно «из колена Давидова» произошёл Спаситель и именно в Псалтири содержатся едва ли не самые яркие пророчества о Нём. Во-вторых — иллюстрирует концепцию «царь-пастырь — народ-паства». Неизвестно, в какой степени принимал Андрей Боголюбский участие в разработке иконографической программы скульптурного убранства храма Покрова, но, несомненно, этот образ царя Давида должен был соответствовать его взглядам на роль православного князя. Интересно, что впоследствии подобных взглядов придерживался и его младший брат Всеволод Большое Гнездо. Во всяком случае, среди скульптур, обильно украшающих построенный при нём во Владимире Димитриевский собор, мы легко обнаружим всё того же царя Давида — и всё с тем же благословляющим жестом правой руки.
Грифоны, несущие в когтях ланей, и девичьи лики — наиболее загадочные элементы скульптурного убранства церкви Покрова на Нерли. Исследователи полагают, что в группе «грифон-лань» следует видеть аллегорию покровительства Христа (грифон) праведной душе (лань) и — шире, в «государственном контексте», праведному народу. Девичьи лики отсылают нас к образу Богоматери. Повторяемые многократно, они являются не буквальными изображениями Пресвятой Девы, а, скорее, символическими напоминаниями о Ней, что особенно важно, учитывая посвящение храма празднику Покрова Божией Матери. Фасады церкви Покрова украшены аркатурно-колончатыми поясами, причём колонки имеют резные капители и консоли. Капители покрыты растительным орнаментом. Скульптурные решения консолей более разнообразны. Здесь мы встретим львиные морды, человеческие лица, фигуры птиц и т. д. В разнообразии этих «личин» можно видеть художественное осмысление разнообразия мира Божия. Аркатурно-колончатые пояски как цельный элемент убранства присутствуют и на фасадах итальянских и германских храмов. Это сходство лишний раз подтверждает предположение об участии иностранных мастеров в строительстве Покровской церкви. С запада, севера и юга расположены входы в храм, обрамлённые перспективными порталами. Это архитектурное решение, суть которого заключается в оформлении оконной или дверной ниши суживающимися и понижающимися внутрь арками, было позаимствовано из романского зодчества и на Руси впервые нашло применение именно во владимирских белокаменных памятниках ХII века. В церкви Покрова на Нерли капители и архивольты (обрамления, выделяющие арку из плоскости стены) порталов украшены растительным орнаментом, который перекликается с орнаментом капителей аркатурно-колончатых поясков.
Внимание туристов и паломников обычно привлекает странная дверь в юго-западном углу храма. Высящаяся в нескольких метрах от земли, она выглядит весьма фантастично. Исследователи полагают, что в те времена, когда храм Покрова был окружён галереями, через эту дверь, по лестнице, устроенной в толще стены, попадали на хоры. Принадлежность храма к типу четырёхстолпных крестово-купольных одноглавых трёхапсидных храмов не исчерпывает всех его архитектурных особенностей. В самом деле, церквей, типологически близких к храму Покрова, много, но тем не менее он является единственным в своём роде. Н. Н. Воронин в своём классическом путеводителе «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский» (1967) писал: «Здание принадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырёхстолпных храмов, который мы знаем по Боголюбовскому и Дмитриевскому дворцовым соборам. Но в этой простой и обычной схеме храма зодчие воплотили новый образ. Он выражен всем строем пропорций храма, его форм и деталей. В противоположность несколько тяжеловесной и мужественной величавой красоте Димитриевского собора, прочно и гордо стоящего на земле, все помыслы зодчих Покрова на Нерли направлены на создание впечатления лёгкости и изящества, женственной стройности пропорций, невесомости устремлённых ввысь членеий храма. Его план несколько вытянут по продольной оси. Алтарные апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно выступают вперёд и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами. Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующие выражению вертикального движения здания… Его стены слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон к центру ощущается глазом как сильный ракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчёркивают и многообломные пилястры с полуколонками, пронизывающие фасады пучками стремительных вертикалей… Над закомарами поднимается на своём пьедестале… стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими окнами в обрамлении полуколонок…». Стройность и устремлённость ввысь — черты, определяющие облик Покровской церкви.
От первоначального внутреннего убранства храма почти ничего не сохранилось. Что касается росписей, то остатки их сохранялись в барабане и куполе вплоть до второй половины ХIХ века. Однако в 1877 году по инициативе начальства Боголюбовского монастыря церковь Покрова «поновили», сбив остатки древних росписей. В древности церковь имела невысокую алтарную преграду. Впоследствии её сменил обычный иконостас, а в советское время алтарь был открыт. В наши дни преграду восстановили «по образу и подобию» древней. Общая ширина храма Покрова на Нерли составляет чуть более 10 м, внутренняя высота — 20,8 м. План здания вытянут по продольной оси. Подкупольный квадрат, строго говоря, квадратом не является. Его ширина составляет 3,1 м, а длина — 3,5 м. Толщина столпа-пилона крестчатой формы составляет не четвёртую, как обычно, а третью часть ширины центрального нефа. Ширина боковых нефов составляет половину ширины центрального. Хоры находятся на высоте, равной сумме ширины центрального поперечного нефа и двух столпов.
Шедевр древнерусского зодчества — церковь Покрова на Нерли — была построена, если верить историческим источникам, очень быстро: «единым летом». Наряду с Успенским собором во Владимире, она стала апофеозом строительной деятельности Андрея Боголюбского, вознамерившегося превратить столицу своего княжества в один из самых благолепных городов Руси.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №4, 2012 г.