Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя — самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г.
Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура.
Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки.
Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36
Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.
Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя.
При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы.
Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.
До настоящего времени от белокаменного города дошли только часть лестничной башни, переход из нее в собор и северная часть древнего храма.
После смерти князя Андрея его замок в Боголюбове был разграблен заговорщиками, которые забрали золото, драгоценные камни, жемчуг и любимые князем вещи. Преемники отдали княжескую резиденцию под монастырь, но через три года Боголюбово было второй раз разграблено во время распри Всеволода III с рязанскими князьями, когда Глеб Ростиславович привел с собой половцев. Тогда уцелели только монастырские кельи, княжеская молельня и церковь. Через полвека монастырь был почти полностью разрушен татарами, и только образ Боголюбской Божией Матери чудесным образом сохранился в огне невредимым. Со временем рухнули княжеский дворец и надвратная церковь с древними воротами.
Собор, хоть и сильно обветшавший, стоял до середины XVI века. И стоял крепко, т.к. дошедшее до нашего времени основание лестничной башни, рассчитанное на легкое ажурное навершие, держало взгроможденную на него в середине XVIII века массивную колокольню.
В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать щелевидные окна церкви, чтобы в новые окна вставить стекла, и выломать хоры. От таких перестроек Рождественская церковь в 1722 году рухнула, и, по преданию, все Боголюбово в тот день было покрыто известковой пылью.
В 1756-1765 годы, при игумене Иннокентии, к северной (уцелевшей) части храма в стиле барокко была пристроена новая (нынешняя). Мастера старались сохранить все, что только можно было сохранить: основание старого собора с фигурным цоколем, до половины сложенные на прежнем фундаменте стены, несколько резных масок на западной стене и пр.
В 1683 году возле южной стены монастыря – на месте деревянной церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее Боголюбском, была возведена Благовещенская трапезная церковь. Но в 1804 году ее весьма значительно перестроили, отчего она утратила свой первоначальный вид.
Так как обитель стояла на оживленной дороге, которая вела в Нижний Новгород и Казань, то цари, князья и другие именитые лица часто посещали монастырь. Так, в 1690 году (по пути во Флорищеву пустынь) в Боголюбском монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями. Приезжал в монастырь и Петр I, приславший потом в дар часы с боем, изготовленные шведским мастером. А император Павел I, посетивший обитель в 1789 году вместе с сыновьями по пути в Казань, подарил монастырю мукомольную мельницу.
Император Николай II, посетив все святые места обители, под конец с благоговением взирал на нишу под лестницей, где в известковые камни пола темными пятнами на века впиталась кровь великого русского князя. А потом император на некоторое время задержался у святого шатра, на месте которого прежде стоял интересный памятник XVII века – восьмиколонный киворий. Под сенью его помещалась кандея – старинной формы белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Во время раскопок, проводившихся под руководством Н.Н. Воронина, археологи обнаружили в земле ее трехступенчатое круглое подножие. По одной из версий, в этой чаше ежегодно – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери – освящали воду в память того дня, когда Пресвятая Богородица в лучезарном сиянии явилась благочестивому князю Андрею. Правда сохранилось и предание, что из кандеи князь Андрей Боголюбский раздавал деньги строителям Боголюбовской обители и бедным людям. В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви.
В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания.
В свое время князь Андрей Боголюбский возвел еще надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце XVIII века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню, высота которой равнялась 58 метрам. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором – храм Успения Божией Матери, в третьем – звонница с колоколами; самый тяжелый весил почти 500 пудов.
В центре монастыря высится громада собора, освященного в 1866 году в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. Закладка же этого храма состоялась в 1855 году – ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона под наблюдением губернского архитектора Я.М. Никифорова. А средства на его возведение пожертвовала московская купчиха А.Г. Алексеева и ее сыновья – Симеон и Дмитрий Петровичи.
После Октябрьской революции в Боголюбовском монастыре разместились колония для несовершеннолетних, музей, школа-интернат, отделение милиции, а в храмах были устроены склады и хранилища. В соборном храме устроили тир…
В январе 1997 года в стенах древней обители поселились насельницы Задонского женского монастыря (60 человек) вместе с духовным архимандритом Петром – участником Великой Отечественной войны. И старинная Боголюбская обитель вновь зажила полнокровной жизнью.
Суздаль. История. Легенды. Предания. / Надежда Ионина. – М.: Вече, 2011. Золотое кольцо. / И.Кочергин. – М.: Аякс-Пресс, 2006. Золотая книга русской культуры. / Соловьев В.М. – М.: Белый город, 2007.
После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Её повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию.
Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 г.г. По замыслу Андрея Боголюбского это был не большой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбовских высот, – в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (ещё и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был центром дворцового ансамбля. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились». Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана.
Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом. Хоры были высоко подняты, отчего пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь.
Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, – резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Над резным убранством Боголюбовского собора трудилось около 20 мастеров.
Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями. Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Храм Покрова на Нерли был выстроен по образцу дворцового, но в меньших размерах.
Проходили века, от ветхости рушились княжеские постройки, белые камни разбирались на строительство новых зданий. В конце XVII в., когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма для «большей светлости», чтобы вставить стекла. В таком виде простоял собор еще 28 лет и в 1722 г. рухнул.
В 1756 г. храм был построен вновь. Но перевелись на Руси тогда древние умельцы-камнесечцы, утеряны были секреты строительства белокаменных храмов, да и не было у монастыря таких богатств, какими обладал некогда великий князь Андрей Боголюбский, чтобы восстановить былое великолепие во всей красоте и величии. Мастера старались сохранить все, что было возможно – основание старого собора с фигурным цоколем, стены, сложенные до половины из белого камня на прежнем фундаменте, несколько резных масок на западной стене и прочее, что осталось от храма, «измечтаного всею хытростию».
В 1891 г. крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации.
Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок.
Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли.
После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 г. Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных.
Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII в. Внутри неё находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский. Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца.
Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.
Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIII в., а на ее месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором – храм Успения Божией Матери, а в третьем – звонница с колоколами. Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов (около 8 тонн). Высота всего здания – 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образа: свв.блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними – образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами. Каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».
В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св.блгв. князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г. Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.
Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 г.).
Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях. Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х г.г. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми. В 1907-1908 г.г. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.
К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и, украшенная росписью, братская трапезная с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.
К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус – дом архимандрита, построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.
К югу от собора стоит двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. С 1863 по 1879 г.г. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (Иаков Евдокимович Михайлов), подвизавшийся в Боголюбском монастыре после ухода на покой с Владимирской кафедры. В верхнем этаже этого здания была устроена небольшая домовая церковь для подвижника-архиерея в честь его небесного покровителя мученика Иустина.
После того как преосвященный незадолго до своей кончины уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем были покои для проживания приезжавших архиереев. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 года этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают насельники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.
В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев. Рядом с ней находился странноприимный дом, на месте которого в 1960-е г.г. была перестроена поселковая поликлиника.
В 2013 г. после закрытия Боголюбовской поселковой больницы, располагавшейся в здании бывшей монастырской гостиницы, эта постройка была возвращена монастырю и в настоящее время используется по своему прямому назначению – в ней располагается гостиница для приезжающих богомольцев.
Кроме всего описанного, в обители находилась еще одна достопамятная постройка – небольшая часовня, поставленная с южной стороны Рождество-Богородицкого храма, на том месте, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея. Внутри, на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. От часовни сохранился до наших дней один лишь фундамент и часть стены. В 2008 г. часовня была восстановлена.
http://www.sv-bogolubovo.ru/monastery/opisanie-postroek-obiteli.html
В 1697 году Боголюбский монастырь именовался Патриаршим домовым монастырём. В 1701 году по ружной книге числился 20-м из монастырей степенных, которых по всей России в то время было только 37. В 1749 году при учреждении штатов сделан третьеклассным. В 1769 году именовался Синодальным монастырём. В 1797 году в нём учреждена архимандрия. В 1872 году монастырь из 3-го класса перешёл в ведение Владимирских викариев, которые здесь проживали.
В 1891 году Боголюбский монастырь возведён в первоклассный. Вотчинное владение в 1760 году Боголюбского монастыря состояло из 709 душ, 233 дворов крестьян, 914 четвертей пахотной земли и 833 десятин леса. С учреждением монастырских штатов в 1764 году монастырские крестьяне поступили в казённое ведомство. При монастыре тогда оставалось 10 десятин 1475 сажень пахотной земли в Суздальском уезде при селе Перелогах и 6 десятин 1361 сажень луговой земли с южной стороны от монастыря вплоть до реки Клязьмы. В 1825 году монастырю было возвращено 100 десятин леса, расположенного в 8-ми верстах от Боголюбова и в 2-х верстах от села Давыдова. Доходный капитал монастыря составлял в 1891 году 34 657 рублей. Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 году был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 году, был двухэтажный деревянный, и в нём находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова.
В храм Покрова-на-Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 году князем Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. При Покровском храме в древности был женский монастырь, упразднённый в 1764 году. В начале ХIХ века там был открыт скит Боголюбского мужского монастыря. К началу ХХ века в обители было около 75 человек братии. Ежедневно в монастыре совершалось две литургии: ранняя и поздняя, пение было простое и нотное; издавна было заведено, что за вечерней службой читались акафисты: под воскресенье — Иисусу Сладчайшему, на четверг — святителю Николаю и на субботу — Боголюбской иконе Божией Матери. Во все воскресные и праздничные дни совершался чин «О Панагии».
История монастыря после 1917 года:
В лихую годину послереволюционных гонений Боголюбский монастырь постигла судьба всех русских обителей — закрытых, разграбленных, осквернённых… Начиная с 1918 года, с декрета об отделении Церкви от государства, Православная Церковь лишилась юридической защиты, а храмы и монастыри, наравне с помещичьими усадьбами и дворянскими особняками, сделались объектами грабежа и насилия. Монастырские здания самовольно занимались различными инстанциями, монастырское имущество разграблялось и вывозилось, часто в неизвестном направлении. Несельники монастырей подвергались всяческой клевете, гонениям и издевательствам. Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами опять-таки не случайно было выбрано это число, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбского монастыря». Многие из братии разъехались по своим домам и родственникам, у кого же их не было — вели скитальческую жизнь. Некоторые монахи ютились на чердаке школы (школа тогда занимала большой братский двухэтажный корпус). Богобоязненные уборщицы приносили им тайно продукты и одежду. В 1927 году в монастырских зданиях появились квартиранты — часть зданий занял приёмник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Результаты заселения беспризорников в монастырские стены вскоре были видны налицо. Святую обитель люди стали обходить стороной.
В 1928-1929 гг. в губернии происходило тотальное уничтожение колоколов. К 3 февраля 1929 года были сняты и уничтожены колокола с десяти церквей города Владимира и пятнадцать колоколов с колокольни Боголюбского монастыря. Вскоре и остальные восемнадцать колоколов, связанные с курантами, были сброшены и разбиты. В тот день, когда это действо происходило, у колокольни Боголюбского монастыря собралось множество народа из самого посёлка и окрестных деревень. Явка была в принудительном порядке. Зато по окончании «мероприятия» всем женщинам было подарено по белому ситцевому платку. На память. Сбрасывали сначала самый большой колокол — благовест, весивший около 8 тонн, остальные колокола падали на него и разбивались, раскалываясь друг о друга с последним погребальным звоном. Из монастырских подвалов повыходили монахи — худые, оборванные, в залатанных холщёвых подрясниках. Они стояли и молились, провожая колокола в последний путь. А деревенские бабы выли и причитали в голос, как по дорогому покойнику. Но ничто не могло помешать исполнению «принятого решения». Разгул безбожия был в самом разгаре. Комиссар же, руководивший этим делом (а до этого принимавший участие и в разграблении монастырских ценностей), по словам старожилов, сгорел заживо в одном из монастырских корпусов — Иустиновском. Обгорелый угол этого дома вплоть до реставрации летом 1999 года свидетельствовал о том, что неложен Господь, карающий кощунников Своей грозной Десницей ещё в этой жизни. В 1930-е годы во Владимир были увезены часы, висевшие на малой колокольне над великокняжескими палатами. Часовой механизм курантов с главной колокольни тогда же был сломан и разобран.
В 1929 году большой монастырский собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери был приспособлен под склад зерна, вскоре зерно было ссыпано на хранение и в древней Рождественской церкви, а в её притворе был размещён телятник боголюбовского колхоза; в алтаре андреевского придела была устроена «кубовая с кипятильником», а в часовне, построенной на месте, где лежало после убиения трое суток тело князя Андрея, — склад ёмкостей с дёгтем и керосином. В 1936-1937 гг. на территории Боголюбского монастыря были начаты археологические раскопки. Пристроенный к великокняжеским палатам придел в честь св. блгв. князя Андрея Боголюбского был разрушен, монастырское кладбище разорено, перекопано и уничтожено, а двадцать лет спустя в Рождество-Богородицком храме и великокняжеских палатах был открыт музей. Настоятель обители, архимандрит Александр, был сослан в Красноярский край, а затем там и расстрелян 7 января 1938 года. По рассказам старожилов, принял от рук безбожников мученическую кончину и иеромонах Боголюбского монастыря Владимир. В годы Великой Отечественной войны (с мая 1943 по ноябрь 1944 г.) на территории монастыря размещался 17-й запасной (учебный) штурмовой инженерно-сапёрный батальон.
По воспоминаниям ветерана ВОВ майора Панкова В. П. (проживающего в г. Могилёве), было обучено три выпуска новобранцев по 450 человек в каждом. На колокольне до сих пор сохранилась надпись, сделанная однополчанами Виктора Панкова перед уходом на фронт: «Стой за Родину горой, с врагом сражайся, как герой». Бойцы размещались в бывших монастырских корпусах, часть зданий находились в запустении, храмы были осквернены и закрыты, окна выбиты, но сюда всё равно приходили верующие и прямо на паперти собора молились. Здесь же на площади перед храмом 17-летние солдаты принимали присягу и отсюда уходили на фронт. Сам князь Андрей незримо благословлял воинов на защиту Отечества. Многие здания монастыря в советское время были заняты под различные учреждения, здесь же располагались и жилые квартиры. В 1960-1980 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи, схемы и сметы. Но грандиозные проекты архитекторов не состоялись. Верующие посёлка Боголюбово и окрестных деревень обратились к властям с просьбой об открытии Свято-Боголюбского собора для совершения в нём богослужений. В 1991 году часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, настоятелем которого назначен схиигумен Никодим, после него некоторое время служил архимандрит Иероним (Деркач).
В конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, в цокольном помещении собора был освящён первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.
14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены по багословению Святейшего патриарха Алексия II и с согласия митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 63 сестры и архимандрит Пётр (Кучер) из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в целях церковного устроения. Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником, строителем и настоятелем храмов которого был назначен архимандрит Пётр, а настоятельницей была утверждена насельница Покровского Суздальского женского монахиня Елена (Богдан).
С середины июня 1997 года возобновлены службы в самом соборе Боголюбской иконы Божией Матери. С 2010 года и по настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Антония (Шаховцева), которая с 1992 по 2010 гг. была первой настоятельницей возрождённого Свято-Успенского монастыря во Владимире. В настоящее время в Боголюбской обители подвизается более 180 сестёр.
Из книги-путеводителя: «Свято-Боголюбский женский монастырь». — Владимир, 2013
Боголюбская икона Божией Матери — одна из особо почитаемых на Руси икон и одна из немногих, сохранившихся в подлиннике до нашего времени. Вдохновлённый явлением Богоматери, князь Андрей повелел изобразить на кипарисовой доске Пречистую Деву такою, как Она явилась ему в ночном видении. Эта икона — первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространённому в Византии в ХI-ХII вв. Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством. На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Она держит хартию с молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила.
Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Прчистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня/1 июля н. ст. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе в Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, после чего, татары в страхе бежали с Русской земли — Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители.
В 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца (она считалась охранной иконой русских царевичей). Благочестивый царь Фёдор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры.
В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие — эпидемия моровой язвы — чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях — так прошёл весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию — народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню — Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.
22 октября икона была принесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли дишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1771 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход проходил следующим образом. Накануне 20 мая ст. ст. (2 июня н. ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архирей, наутро он же служил там литургию и молебен и около 4 часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе, в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась ещё и храмовая икона святых равноапостольных царей Константина и Елены.
Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходило возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймлённой шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архирей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия. Стечение народа в этот день было огромным — в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе — её носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст. ст. (1 июля н. ст.) — дни памяти Боголюбской иконы — её возвращали в обитель.
Велико было почитание Боголюбской иконы Божией Матери. От неё совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. В голодные годы Гражданской войны икону носили по сёлам губернии. Крестьяне, понимая, что им, кроме как от Бога помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божья Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирались всем миром. Но власти всё больше начинали притеснять верующих. Крестные ходы с Боголюбской иконой совершались ещё несколько раз и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении.
1851 год был ознаменован трагическим происшествием: 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 18 аршин (примерно 12,6 метров). Погибло около 160 человек. Все они отпеты Боголюбовским архимандритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.
16 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где тёмными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году, 17 июля, в день памяти св. блгв. Андрея Боголюбского, царь Николай и его близкие будут так же злодейски убиты, как и сам князь Андрей.
После закрытия в 1923 году Боголюбовского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана в приходской храм села Боголюбово, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. В Боголюбской же обители, в большом соборе у правой колонны, стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце ХIХ века.
С 1995 года возрождена традиция крестных ходов с Боголюбской иконой, которые совершаются ежегодно. В настоящее время накануне празднования Владимирской иконы Божией Матери, обычно 2 июня вечером Боголюбскую икону крестным ходом уносят из Боголюбского монастыря в город Владимир (сначала в храм св. равноапп. Константина и Елены села Доброе) и затем за месяц с этой иконой духовенство обходит крестным ходом весь город. Накануне дня празднования Боголюбской иконы (30 июня вечером) икону торжественным крестным ходом возвращают в обитель.
Из книги-путеводителя: «Свято-Боголюбский женский монастырь». — Владимир, 2013