Боголюбов Алексей Петрович «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты»

Боголюбов Алексей Петрович
«Вид на Смольный монастырь с Большой Охты», 1851 (?)
Холст, масло 116,5 x 165 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выпускник Морского кадетского корпуса в Петербурге, Боголюбов сменил карьеру военного моряка на стезю художника-мариниста. Еще не оставив военную службу в 1850 году молодой офицер поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств. Боголюбов занимался в Академии художеств под руководством известного мастера батальной живописи Богдана (Готфрида) Виллевальде и пейзажиста Максима Воробьева – автора ландшафтных и городских видов, знатока архитектурной перспективы.

В молодые годы Боголюбов называл себя «пейзажист морской и перспективист». Первыми его произведениями, исполненными во время учебы, стали марины с изображениями военных кораблей и ландшафты прибалтийских городов, прежде всего Петербурга. В 1851 году, участвуя в ежегодном академическом конкурсе, Боголюбов работал над картиной «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты» (Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск) и в следующем году был удостоен за нее малой золотой медали. Полотно из собрания Третьяковской галереи, возможно, является первоначальным вариантом этого вида. Еще один вариант произведения находится в Саратовском художественном музее.

Боголюбов вспоминал, что в поисках подходящего пейзажного сюжета переехал жить на Большую Охту – район, бывший в то время окраиной города. Художник снял на лето деревенский дом, «чтобы писать этюды Смольного монастыря от Охтинского перевоза». Осенью он за два месяца завершил картину в мастерской, выделенной ему в Академии как конкурсанту.

В картине на противоположной стороне реки возвышаются сооружения Смольного монастыря (1748–1764) и Александровского института (1765–1775), возведенные по проектам выдающихся зодчих эпохи барокко и классицизма Бартоломео Растрелли и Юрия Фельтена. Архитектурный комплекс, в котором доминирует величественный собор Растрелли, органично вписан в окружающий природный ландшафт, так непохожий на парадные набережные центра Петербурга. Используя натурные этюды, Боголюбов сумел передать в красках мягкий солнечный свет, озаряющий здания и воды реки, показать единство и глубину пейзажного пространства.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?