Боголюбов Алексей Петрович «Трепор. Нормандия»

Боголюбов Алексей Петрович
«Трепор. Нормандия»
Холст, масло. 48 x 73,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии Художеств, он совершенствовал свое мастерство в Италии, Швейцарии и Франции и в 1860 году был удостоен звания профессора «по живописи морских видов».

Творчество Боголюбова охватывает несколько периодов в истории русской пейзажной живописи XIX века. Произведения художника отразили стилевую эволюцию жанра от романтического пейзажа середины столетия до реалистического отображения природы в искусстве 1870–1880-х годов. В 1873 году Боголюбов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, тесную связь с которым он сохранил до конца жизни. С начала 1870-х годов Боголюбов жил в Париже, ежегодно приезжая в Россию. На своей родине, в Саратове, он основал художественный музей, куда пожертвовал значительную часть своих произведений и собственную коллекцию.

Боголюбов заботливо опекал молодых пенсионеров Академии художеств, находившихся в Париже. В его парижской мастерской собирался кружок русских художников, в том числе Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Василий Верещагин. Сердечный и щедрый на добрые дела хозяин устраивал им выгодные заказы и оказывал помощь. По его совету молодые живописцы выезжали летом на этюды в Нормандию. Василий Поленов вспоминал об уроках мастера: «Работая с натуры летом вместе с ним и сравнивая свои этюды с его мастерскими произведениями, я научился в несколько часов большему, чем работая месяцы один».

Сам Боголюбов в 1870–1880-е годы постоянно писал пейзажи с натуры в Нормандии, в том числе в портовом городке Трепор, известном в то время морском курорте, расположенном на берегу Ла-Манша. На картине с видом Трепора вдали видны меловые горы – одна из природных достопримечательностей нормандского побережья. На их фоне возвышается собор в окружении городской застройки. Значительные размеры полотна и композиция, позволяющая обозревать обширное пространство – довольно редкий пример среди французских работ художника, предпочитавшего писать в это время небольшие этюды. Но и здесь Боголюбов сохраняет свою приверженность к естественности в передаче световоздушной среды и использует приемы, характерные для пленэрной живописи.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?