Богодухов. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Богодухов, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Священнослужители храма разных лет. 1848 год. Из Клировой ведомости Успенской церкви
Каменная с такой же колокольней построена в 1793 году.
Протоиерей Григорий Иванович Здравый 31 года, сын священника с. Голинка Конотопского уезда Черниговской губернии. Окончил Черниговскую духовную семинарию в 1837 году. В 1841 году окончил Киевскую духовную академию. Кандидат богословия с 1842 года. В 1844 году диакон, а потом священник Благовещенской церкви г. Харькова. 1846 год – протоиерей. С 1847 года в Богодухове. Жена Мария Семеновна 21 года. Дочь Варвара 1 года.Священник Амвросий Симеонович Молчановский 35 лет, сын диакона, обучался в Харьковском Коллегиуме, рукоположен в 1837 году к сей церкви сначала диаконом, а потом священником. Жена Мария Федоровна 27 лет, дети: Надежда 6, Федор 2 лет.Диакон Яков Поликарпович Попов 31 года, сын священника, обучался в Харьковском духовном училище, с 1834 года пономарем в Харьковском кафедральном соборе. С 1835 года в этом храме. Жена Александра Тимофеевна 30. Дети: Дмитрий 8, Василий 5, Анна 4, Неонила 3, Мария 1.Дьячок Яков Никифорович Роменский 23, сын священника. Окончил низшее отделение Харьковской духовной семинарии в 1842 года и определен к сей церкви.Пономарь Иван Яковлевич Сорочинский 42, сын диакона. В училищах не обучался, с 1821 года определен пономарем к Покровской церкви г. Богодухова. В этой церкви с 1833 года. Жена Евдокия Ивановна 36. Дети: Федор 16, Михаил 8, Платон 6, Параскева 4.Дьячок Федор Кузьмич Немченков, сын священника, окончил в 1844 году низшее отделение Харьковской духовной семинарии. С 1848 года в сей церкви.Исправляющий должность пономаря Илья Владимирович Вертеловский 20 лет, сын священника, уволен из низшего отделения Харьковского духовного училища в 1845 году и определен к сей церкви.Заштатный протоиерей и кавалер Николай Федорович Кременецкий 81 года.Безместный священник Кондрат Григорьевич Пономарев 64 года.
Церковный староста коллежский регистратор Василий Васильевич Пистриченко 62 года, его стараниями сделан иконостас, горнее место, 4 киота на 3000 руб. серебром.
Дворов 167, мужчин 675, женщин 572.
http://otkudarodom.ua/ru/1848-god-iz-klirovoy-vedomosti-uspenskoy-cerkvi

В описании пограничных сторожевых постов 1571 г. читаем: «1-я сторожа на верх Олешанки Удские, а переезжати сторожем на право (по направению к юго-востоку). Мурафский шлях до Мерла до Диакова острога верст 20. А на лево им переезжати вниз по Удам, до Оленья броду, верст 20». В 20 верстах от вершины речки Ольшанки, на которой ныне расположена слоб. Ольшаная, на р. Мерло ныне расположен гор. Богодухов. Итак, на этом самом месте в 1571 г. оказывается Дьяков острог; было ли это место в 1571 г. жилым местом пограничной военной стражи или оно оставалось только воспоминанием о бывшей здесь крепости, из росписи 1571 г. не видно.
Основание черкасского города на этом месте, или как прежде говорили на Богодуховской гати, относят к 1667 г., но по Чугуевской переписке видим, что черкасы поселились здесь гораздо прежде 1667 г. Поныне видны остатки вала, составлявшего вместе со рвом и деревянным полисадом крепость Богодухова. В 1785 г. так описывали эту крепость: «в том городе земляной вал в окружности на 481 сажень, вышиною от горизонта в одну сажень, шириною в заложении в три сажени; вокруг его сухой ров глубиною в три сажени, шириною на пять саж. сделанный в давних годах, стоит на ровном месте; в нем церковь деревянная соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы».
В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: «служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы». Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом, первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698-1712 и Герасим Степанов 1715-1729 , а после того были Антоний Волкевич 1733-1736; Автоном Захаржевский 1750-1760 г.г. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже.
Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. Замечательны в нем: а) Икона Успения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1759 г. иеромонахом Киевской лавры Иезекилем Шенным, урожденцем Богодуховским. В сей иконе хранятся частицы мощей пр. Марка Гробокопателя, пр. Игнатия арх. Печерского, пр. Григория чудотворца, пр. Моисея Угрина, пр. Агапита врача, пр. Зинона Постника. б) Икона св. Николая под серебрянною вызлащенною шатою — дар иеросхимонаха Тихона Андреенкова, бывшего пономаря Богодуховской Николаевской церкви. Пред сею иконою с 1848 г. по желанию прихожан собора отправляется в каждый четверток акафистное пение в память избавления от холеры. в) Книги: требник м. Петра Могилы, за утратою первого листа издания неизвестного, но кажется Киевской 1646 г., на нем надпись: «сия книга глоголемая — вел. требник, куплена до храму Успения Пресв. Богородицы соборныя в гор. Богодухов, за 10 р., а купил сотник Богодухова Иван Павлов, — 1744 г.» Евангелие М. п. 1722 г. с надписью: «отменили (дали по обету) житель Богодухова Иоаким Мартыненко и подружие его Ирина Ивановна Квашина, ко храму Успения». Другое евангелие М. п. 1735 г., служебник Черниговской п. 1747 г. постная триодь Л. п. 1652 г. с предисловием Мих. Слозки.
В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодухова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников.
По местному преданию, первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено «в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила», другое с надписью: «гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы». Служебник К. п. 1746 г. с надписью: «в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины». Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: «гор. Богодух. храма Св. Тройцы». Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: «в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, — Мураховский Покровский поп Данило».
По акту 1683 г. известен Богодуховский архангельский поп Марк Андреев. Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г.
Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем.
По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменившееся на худшее после 1820 г.
1857 год. Город Богодухов. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-bogoduhov-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?