В последней четверти ХІХ ст. в пределах Харьковской губернии возникает секта «подгорновцев», основателем которой был крестьянин с г.Тростянца Ахтырского уезда Василий Карпович Подгорный. Под личиной внешнего благочестия он начал распространять в среде тёмных и легковерных людей лжеучение, подрывающее коренные основы семейной жизни, уважение к церкве, её священнодействиям, таинствам и к православным служителям. В г. Богодухове на собственном участке земли он устроил богадельню, вскоре обращённую в женскую общину. В эту общину Подгорный выбирал только молодых девиц, вводил для них монастырский строй жизни с общей молитвой, общим столом и общими занятиями днём. Но ночью, особенно под воскресенье и праздничные дни, в общине были устроены тайные собрания. Православная церковь провела расследование, которое установило, что Подгорный под предлогом богоугодных целей растлевал и насиловал женщин и девиц, не стесняясь никакого возраста. (И может быть история о том, что когда рыли котлован под постройку помещения КПП в новый технопарк, нашли старый колодец с костями младенцев, правда). Св. Синод после произведённого дознания определил поместить Подгорного в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1903 году Подгорному разрешили вернуться на родину, но он решил остаться в монастыре, приняв монашество с именем Стефана. Он организовал «стефановское» движение, которое пропагандировало почитание семьи и добропорядочных поступков.В 1893 году на месте Богодуховской женской общины был открыт женский Свято-Троицкий монастырь, а улицу назвали Монастырская. М. Хвылевый в своих «Синих этюдах» так писал об этой улице: «… на Монастирській вулиці – на тій вулиці, де, крім бубликів, так багато ще виробляють паляниць та смачних брусиків». Очень мало имеется информации об истории монастыря. Один из архивных документов сообщает, что «11 апреля (29 марта) 1908 года… в местный Свято-Троицкий монастырь была призвана полиция и конные стражники для удаления из монастыря, по распоряжениию духовного начальства, 34-х монахинь, заподозренных в сочувствии штундистам. Некоторые из них проживали в монастыре более 25-ти лет и предьявили иск о возвращении денежных вкладов».В жизнеописании насельницы Марфо-Мариинской Обители Ефросинии (в монашестве Любови) имеется такой факт: «Фрося (Журило Ефросиния Никитична, 1883-1956г.г. -прим. авт.), будущая матушка Любовь, … когда ей было 15 лет мать её умерла, а через год умер и отец. Фросю взял к себе в Богодухов старший брат Илья. Она молиться ходила в Богодуховский монастырь и любила монашескую жизнь. Однажды собираясь к всенощной, очень захотела спать. Легла и уснула… Проснулась — у неё отнялся язык и ноги. Три месяца она не ходила и сильно заикалась. 26 февраля 1903 года её повезли в монастырскую церковь, куда була принесена чудотворная икона Казанской Каплуновской Божией Матери (из церкви с. Каплуновка, Краснокутского района. Об учреждении крестного хода из Каплуновки в Богодухов немаловажную роль сыграла позиция предводителя дворянства Богодуховского уезда Д.Ф. Кованько. В самом Богодухове совершалось до 8-и крестных ходов с Каплуновской иконой из одной церкви в другую. На сегодня достоверных сведений о судьбе иконы не имеется- прим. авт.). Служили молебень, Фрося сидела рядом с иконой и молилась. Когда кончился молебень, встала и домой шла на своих ногах». В 1913 году Ефросиния поступила послушницей в Марфо-Мариинскую Обитель, которая находилась в Москве.Октябрьская революция принесла женскому монастырю много горя и страданий. Имеются сведения, что М.Хвылевый в конце 1917 года возвращается на Харьковщину и с головой окунается в революционную стихию, окончательно сближается с большевиками, занимается организацией «селянских спилок» в Богодуховском уезде. Вскоре немецкая оккупация оборвала эту работу. Далее – нелегальное положение, «Союз безработных солдат» в Харькове, организация повстанческого отряда в Рублевской волости Богодуховского уезда. Хвылевый активно участвует в установлении советской власти. По некоторым данным, в начале 1919 года он был одним из руководителей Богодуховской ЧК и отличался крайней жестокостью при подавлении малейшего недовольства в отношении советской власти. Имеются данные, что он участвовал и в расправе над монашками. Женщин собрали на местном кладбище, издевались над ними, а затем живьем закопали. Служба в ЧК, участие в массовых расправах сказались на психическом здоровье писателя. Мать Николая утверждала, что он страдал зрительными и слуховыми галлюцинациями, боялся темноты, ему чудилось, что по нему ползают гадюки. Может быть, это кара Бога?В 1924 году правительство Украины принимает решение о закрытии трех монастырей в Харьковской губернии. В Богодуховском монастыре, «рассаднике религии», открыли колонию для беспризорных детей (детгородок). По решению Харьковского губкома комсомола, в Богодухов направили на должность политвоспитателя 16-летнего мальчишку Петра Слонима.В двух освобожденных от монашек корпусах расположили первых 150 воспитанников. К новому 1925 году в детгородке было уже свыше 500 воспитанников. Именно здесь Петр Слоним организовал первый спартаковский отряд (так сначала называли пионеров). Председатель Всеукраинского ЦИКа Г.И. Петровский прислал пионерские атрибуты – горны, барабаны, отрядные флаги.В 1929 году бывшие беспризорники, первые пионеры Богодухова (35 чел.) удостоены права представить Харьковщину на І слете пионеров Украины. Он состоялся в Харькове, тогдашней столице республики. Одна из секций на слете была специально для воспитанников детдомов и детгородков.На Всесоюзный слет в Москву сначала было предложено направить из Богодуховской делегации только 5 человек, но по решению Центрального бюро Деткомдвижения Украины направили делегацию в полном составе. Бывшие беспризорники встречались с Н.К. Крупской в Кремле, выступали со спектаклем-концертом в парке им. Горького, а также получили подарок – комплект духовых инструментов.По неточным данным предполагается, что во время фашистской оккупации 1942-1943 годов на территории монастыря была разведшкола диверсантов Абвера.Во время войны в Свято-Троицкой монастырской церкве проводили службу. Верующие и служители церкви при поддержке протоиерея Буткевича Николая ( который почитатал монаха Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря Стефана (Подгорного) и движение «стефановцев» или «подгорновцев») собрали и сдали в госбанк 10 тыс. рублей на подарки советским солдатам. Церковь была открыта для верующих до конца 50-х годов.После освобождения Богодухова в 1943 году на территории бывшего монастыря организовывают учебную школу по подготовке зенитчиков, а затем в 1958 году – формируется воинская часть 63148.На сегодня на территории бывшей воинской части остались постройки от бывшего монастыря: клуб – бывшая Свято-Троицкая церковь, электростанция – бывшая часовня, штаб и учебный корпус – бывшие монашеские келии, музыкальная студия – бывшая богадельня, и часть кирпичной стены.
А.Н.Волошко, начальник отделакультуры и туризма РГАhttp://bogodukhov-city.com.ua/gazeta_mayak/events/923-nemnogo-s-istorii-voinskoy-chasti.html
Главный храм, вероятно, утрачен.