Богданская (Чеховщизнская) община (Вилкомирский у. Вил. губ.; ныне Купишкский р-н Литвы), основана ок. 1800 в дер. Чеховщизна Вилкомирского у. Возможно, уже в конце XVIII в. стар. жили в дер. Чеховщизна Вил. воеводства ВкЛ. В 1816 рус. жили в 163 дер. и хуторах Вилкомирского у., в т.ч. в дер. Чеховщизна. Сначала молельня существовала в дер. Чеховщизна, где в нач. XIX в. жило 94 рус. «души»; в Нарбутах — 130 рус. «душ». В 1850-х, во время возобновившихся при Николае I гонений на стар-дцев, храм был разобран по распоряжению властей, якобы «за ветхостью» его. В 1863 чиновник П. Корецкий писал о положении стар-дцев Ков. губ.: «…Раскольники [стар-дцы] же уничтоженных часовен или причисляются к существующим, или обращаются в соседния губ.: Курляндскую и Виленскую, смотря по ближайшему расстоянию от мест жительства, а при отдалении молятся в домах по единочно или собираются скрытно в очередных домах, принося туда на время моления книги и иконы, кои обратно берут к себе, чтобы не оставлять доказательства нарушений запрещения собираться для молитв в домах. Бывшие же наставники уничтоженных молелен остаются назидателями своих прежних прихожан, пока не сменены новыми». Во втор. пол. ХIХ в. на молитву собирались в дер. Богданцы (Н.-Алекс. у. Ков. губ.; ныне Багдонис Купишкского р-на). Если до 1850 наст. наезжали из др. общин, то позже, согласно истор. данным 1930-х, были свои дух. о. -К. Иванов, И.Е. Прокофьев, Еремей Егоров, Афанасий Петруев, Логин Прокофьев. Прихожане Фома Митрофанович Степанов и Артемий Прокофьев (имение Нарбутово) участвовали в съезде стар-дцев Сев.-зап. края (1906). Известно, что в 1909 дерев. храм поморцев был в дер. Богданцы. Он сгорел во время 1-й мировой войны. Кроме поморцев, в вол. были и стар-дцы, считавшие себя федосеевцами (в 1920-х местные стар-дцы принадлежали уже к поморской общине). В марте 1909 пятьдесят «семей федосеевцев» (!) просило разрешения открыть им свой храм в дер. Чеховщизна, но власти отказали им в этом, объясняя, что община не зарегистрирована, как того требует закон от 17 окт. 1906. Вероятно, после войны стар-дцы собирались на обществ. молитву в жилом доме в дер. Чеховщизна. В 1938 в дер. Богданцы был построен каменный храм заботами Прокофьевых, А.М. Шмурягина, пожертвовавшего землю под храм; в 1939 небольшую ссуду предоставил ЦСС Литвы. Храмовый праздник — Св. Николы (22 мая). В это время служили наст.: Н.И. Васильев, Е.В. Филипов, Е. Фитингов, а в 1934-1943 — Иван Назаров, преподаваший с 1935 Закон Божий в школе для детей стар-дцев. В 1924 БО насчитывала 405 прихожан, в 1937 — ок. 500, в 1949 — ок. 600. Местные староверы славились как прекрасные плотники и столяры, жили в мире и согласии с окружающими литовцами. В нач. войны между Германией и СССР нацисты казнили коммунистов, комсомольцев, расстреляли в Купишкской вол. сотни невинных евреев, также 23 жит. дер. Багдонис (В память о жертвах 1941-1947 в дер. построен памятник). Особенно пострадали семьи Антиповых, Архиповых, Широковых, Мурниковых. И позднее дер. теряла жит. Во время антисов. движения сопротивления угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. Некот. прихожане пострадали от сталинских репрессий, были вывезены в Сибирь (впоследствии реабилитированы).
В 1940-е БО возглавлял наст. Ефимий Никитин (с сент. 1943), Попков, З.А. Сидоров (до 1949), осужденный на 10 лет за «антисов. деятельность»; в 1950 утвержден зам. наст. Ф. А. Ветренко, в 1950-е служил наст. Фаддей Иванович Жемчугов. Позже своего дух. о. не было, но общину опекал наст. И. Самуйлов из Федоришек, С. Т. Скоробогатов, обслуживавший в сер. 1970-х еще несколько общин, с 1984 — наст. Г.С. Мурников, быв. ее головщик (1960-1983) и служивший тогда в Рокишкской общине. В конце 1990-х в дер. Багдонис жило 12 рус. и немало литов. семей. Кроме того, прихожане общины проживают в окрестных дер. и хуторах, а также в Купишкисе. Дальнейшему подъему БО препятствует ее малочисленность, отсутствие своего наст. Ныне в общине ок. 60 прихожан; некот. из них постоянно в дер. не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть прихожан. Общину обслуживает Рокишкский наст. А. М. Кудряшов. Предс. совета БО (2003) — Анна Мурникова. Новое общинное кладбище — небольшое, основано в 1980-е и расположено недалеко от храма. Здесь похоронен дух. о. Г. С. Мурников (? 1912; 1998). Старое, не действующее стар. кладбище находиться в дер. Каунишкис (быв. дер. Чеховщизна), основано, видимо, в XIX в.; это одно из немногих стар. кладбищ, включенных в Регистр недвижимых ценностей культуры Литвы (в 1996).Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 57. L. 10-15; LVA. F. 1215. Ap. 1. B. 1169. L. 14-15; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 4; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; Собрание материалов. Лит.: Корецкий 1863; СЦК 1986, с. 59; Paulauskas H., Rac(kauskas Р., Kupis(kio rajonas. Vilnius, 1990, p. 20-30; Sabaliauskaite. 1999, p. 7; Navardauskas 2003, p. 13. Г.П.
Источник: http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/5-1-0-6