Богданов-Бельский Николай Петрович
«Охотники», вторая половина 1890-х годов
Холст, масло 84,7 x 58,5 см
Государственный художественный музей Югры
На картине «Охотники» Богданов-Бельский изобразил двух крестьян с добычей. Художник не только знал, как выглядели деревенские звероловы, но и сам иногда ходил с ними на охоту. Сельский учитель Николай Зольников вспоминал: «Бывало, промажет из ружья и начинает оправдываться: то под руку его дернули, то лодку качнули, то собака не вовремя тявкнула. Сердился, а остальные над ним посмеивались, ну что, мол, опять промазал. Это мне отец рассказывал, который часто с ним на охоту ходил». Богданов-Бельский посвятил этому промыслу ещё одну картину. Его полотно «Молодые загонщики на охоте на медведя» сегодня хранится в Художественной галерее Онтарио в Канаде.
Художник выполнил полотно в приглушенной палитре. Он тонко выписал персонажей, а нехитрую домашнюю утварь исполнил крупным мазком. Искусствоведы относят жанр картины к бессобытийному, в котором работали некоторые передвижники. Герои таких полотен словно ничего не делают, главное в сюжете — не действие, а настроение. Первым к этому жанру обратился Иван Крамской, когда создавал «Русалок» и «Девушку с распущенной косой».
Картина долгое время хранилась в частных коллекциях, а в 1997 году попала в собрание «Раритеты и художественные ценности» Фонда поколений Ханты-Мансийского округа. Когда образовался Государственный художественный музей Ханты-Мансийска, всю коллекцию, а с ней и «Охотников», передали в его фонд.